Компьютер как дидактическое средство в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более учитель, должен иметь навыки работы на персональном компьютере, т.е. быть информационно-компетентным.
Для успешного решения современного образования актуально создать специальную компьютерную учебную среду, содержащую интерактивные виртуальные учебные объекты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Актуальность проблемы использования компьютера в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………….4
2. Использование компьютера как дидактического средства на учебных предметах для эффективного усвоения учебного материала……………..8
3. Формы использования компьютера на уроках в начальной школе…18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Учебным предметом, наиболее тесно соприкасающимся с информатикой, является математика. Несмотря на то, что информатику дети начинают изучать во втором и даже в третьем классах, в первом классе учителя с пропедевтической целью вводят и используют на уроках математики и окружающего мира термины «множество», «элементы множества», «свойства предметов» и «свойства групп предметов», «информация» и др.

Также рационально, системно элементы информатики включаются в уроки при изучении русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Например, на уроках русского языка «Алгоритм» помогает усвоить теоретический материал по теме «Морфемный анализ слова» и применять знания порядка разбора слов на практике. При глубоком усвоении темы «Алгоритм» умение задавать нужную последовательность действий применяется и при изучении нового материала на уроках русского языка: проводить морфологический и синтаксический анализ, проверять изученные орфограммы.

Информационная компетентность - это комплексное умение самостоятельно искать и отбирать, анализировать, представлять и передавать нужную информацию.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа с машинами.

  • В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество иллюстраций, художественные и «наложенные на изображение» музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения учебного материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно.
  • Возможность использования новых методов не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле.
  • Энциклопедичность содержания (используемого как учителем, так и обучающимися), развивающего эрудицию пользователя в различных предметных областях (следует отметить, что при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий).
  • Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения: не отрицая необходимости в операции письма, формировании каллиграфии, в то же время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание па самой сути выполнения задания. Так, например, в 4 классе норма слов за урок, с которыми непосредственно идет работа, без компьютера - 50, а с компьютером - более 80. Или: за один урок математики на компьютере ученик может дать ответы на 35-40 примеров по таблице сложения или умножения, так как он набирает только ответ. Хорошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различные виды грамматического разбора и орфографической проверки.
  • Включение компьютера в процесс урока позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. Серия «Компьютерное обучение. Семейный наставник» включает в себя программно-методические комплексы (ПМК) по различным предметам. Все ПМК серии «Компьютерное обучение «Семейный наставник» выполнены в общей идеологии, имеют схожую информационную структуру, единую программную часть. Запуск и принципы работы для всех ПМК единые. С помощью ПМК серии можно внедрять разные компьютерные обучающие технологии. В компьютерной программе «Семейный наставник» для учащихся 2 – 4 классов предусматривается разделение заданий по уровню трудности, что позволяет давать учащимся задания того уровня, который им доступен. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать работу. Например, при фронтальном опросе, когда весь класс работает с сигнальными карточками, показывая безударные гласные в корне слова, к компьютерам приглашаются ученики, допускающие значительное количество ошибок на данную орфограмму. Задание, внесенное для них в компьютер учителем, аналогичное, но уровень сложности ниже, возможна опора па использование разметенных там же схем, карточек-помощников.
  • Создаётся особая обстановка, позволяющая обучающемуся пережитъ ситуацию успеха в достижении учебных целей: перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым и т. п.; те приемы и подходы, которым мы обучаем детей на уроках информатики, они самостоятельно переносят на другие предметы. Если мы учим анализировать, структурировать, разбивать на части, то эти же задачи наши ученики решают на уроках математики, русского языка и др. Интеграция обучения сказывается на его качестве: знания приобретают системность, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и досчитается всестороннее развитие личности.
  • Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях.
  • И самое, на наш взгляд, важное - применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности. И все же, при очевидности положительного, нельзя не сказать о минусах, и весьма серьезных, работы детей за компьютером. Прежде всего, это дополнительная нагрузка на зрение младших школьников, страдает опорно-двигательный аппарат.

Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. В качестве таких «вредителей» в первую очередь выступают компьютерные игры и бесконтрольное использование Интернета. Врачи-психиатры бьют тревогу: все больше детской патологии, когда ребенок полностью замыкается в себе, - до него не достучаться ни родителям, ни учителям. Другие дети, наоборот, начинают страдать излишней возбудимостью.

Тем не менее, все сказанное не является призывом запретить компьютер на уроке информатики в начальной школе, как раз эти минусы и порождают необходимость дозированного использования компьютера в начальной школе, доказывают важность научения младших школьников основам эргономики, культуре общения с компьютером, осознанию того, что компьютер — не игрушка, а средство, помогающее в учебе.

Уроки с компьютерной поддержкой должны строиться грамотно, с соблюдением эргономических требований. За компьютером дети находятся не более 15 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. Для снятия зрительного напряжения проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз, релаксационные и динамические паузы.

С появлением компьютера в ежедневной практике обучения младших школьников все многообразие школьной жизни не может и не должно быть загнано в виртуальное пространство. Компьютер - только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование -  это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную  с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

- активизировать познавательную  деятельность учащихся;

- проводить уроки на  высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти  к ученику, применяя разноуровневые задания.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся начальной школы, а для учителей стали нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа: Пособие для учителя. (Серия "Школа развивающего обучения"). - Ростов н\Д: Изд-во "Феникс", 2003, -448 с.
  2. Педагогический, энциклопедический словарь \ гл. ред. Б.М. Бим - Бад. - М.: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 2002 - 528с.

 

ИНЕРТНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. http://festival.1september.ru/articles/586145/.
  2. http://ito.su/1998-99/d/varchenko_d.html
  3. http://do.gendocs.ru/docs/index-210914.html

 


Информация о работе Компьютер как дидактическое средство в начальной школе