Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:23, реферат
Цель исследования состоит в обосновании педагогических условий эффективности самостоятельной работы студентов с помощью обучающих компьютерных программ.
Для достижения поставленной цели решается ряд исслеовательских задач: - раскрыть содержание
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе исследуется использование обучающих компьютерных программ в самостоятельной работе студентов.
Актуальность исследования. Отличительной особенностью современного общества является приоритетность интеллектуального и нравственного развития человека, реализуемого за счет непрерывного самообразования. Большие возможности в связи с этим открывают программные средства обучения. Их адаптивность к индивидуальным возможностям студента, компьютерная графика, визуализация учебной информации, использование технологии мультимедиа, интерактивность диалога позволяют сформировать высокий уровень познавательной самостоятельности. Интенсивное внедрение новых информационных технологий в учебный процесс вуза предопределяет новую расстановку акцентов: переход на самостоятельное обучение. Организация эффективной самостоятельной работы, формирование высокой степени познавательной самостоятельности представляет серьезную научную проблему и важную практическую задачу.
Объектом исследования являются обучающие компьютерные программы в самостоятельной работе студентов.
Предмет исследования - организация самостоятельной работы студентов с помощью обучающих компьютерных программ.
Цель исследования состоит в обосновании педагогических условий эффективности самостоятельной работы студентов с помощью обучающих компьютерных программ.
Для достижения поставленной цели решается ряд исслеовательских задач: - раскрыть содержание и структуру самостоятельной работы студентов, определить критерии ее эффективности;
- раскрыть понятие компьютерная обучающая программа;
- обосновать возможность учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов с помощью обучающей компьютерной программы;
- разработать и экспериментально проверить педагогическое сопровождение самостоятельной работы с помощью обучающей программы.
Гипотеза исследования: самостоятельная работа будет более эффективной, если в процессе ее организации будут учтены следующие педагогические условия: управление самостоятельной работой с помощью обучающей компьютерной программы; заданный характер заданий (система разноуровневых модульных заданий от репродуктивных до творческих); индивидуализация заданий для самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов; интерактивность, адаптивность к индивидуальным особенностям студентов на основе уровня сформированное учебной деятельности учащихся; организация контрольно-оценочной деятельности на основе обратной связи, коррекции и самоконтроля учебной деятельности.
Научная новизна работы заключается в следующем:
-доказана целесообразность и возможность педагогического обеспечения самостоятельной работы с помощью программных средств;
- определены педагогические условия организации самостоятельной работы с помощью программных средств.
Теоретическая значимость данной работы заключается в теоретическом обосновании дидактических особенностей обучающей компьютерной программы и педагогических условий, обеспечивающих эффективность самостоятельной работы студентов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы заданий в виде обучающей компьютерной программы, позволяющей повысить мотивацию обучения; эффективно организовать самостоятельную работу, активизировать познавательную самостоятельность; в разработке рекомендаций по использованию обучающей компьютерной программы в качестве составной части учебно-методического профессионального обеспечения самостоятельной работы.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Управление самостоятельной работой с помощью обучающих компьютерных программ; повышение мотивации; заданный характер заданий (система разноуровневых модульных заданий от репродуктивных до творческих); интерактивность; индивидуализация заданий для самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов; адаптивность к индивидуальным особенностям студентов; организация контрольно-оценочной деятельности на основе обратной связи, коррекции и самоконтроля учебной деятельности.
2. Сущностная характеристика и структура самостоятельной работы, организованной с помощью обучающей компьютерной программы. Самостоятельная работа рассматривается как форма организации учебно-познавательной деятельности, управляемой и контролируемой с помощью программных средств, сутью которой является решение учебно-познавательных задач, исследование учебно-профессиональных проблем. Самостоятельная работа способствует формированию познавательной самостоятельности, инициирует способность и потребность в самообразовании.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ
1.1. Организация самостоятельной работы студентов ( функции, цели, задачи, планирование )
На современном уровне преподавания иностранных языков в вузе самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса и имеет целью подготовить студентов к дальнейшему самообразованию как средству поиска и приобретения социального опыта, с помощью которого будущий специалист сможет продолжить свою профессиональную подготовку.
Самостоятельная работа по иностранному языку должна включаться в учебный процесс своевременно и последовательно. Включение самостоятельной работы в учебный процесс на начальном этапе обучения
потребует непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студентов, в организации каждого их действия на этапах восприятия, переработки и усвоения учебной информации. Задачей преподавателя должно быть не только исправление ошибок, но и объяснение причины их появления. На последующих этапах обучения иностранному языку управление самостоятельной работой преподавателем осуществляется опосредованно через учебные материалы по самостоятельной работе.
Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
Развивающая ( повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов );
Информационно-обучающая ( учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной );
Ориентирующая и стимулирующая ( процессу обучения придается профессиональное ускорении );
Воспитывающая ( формируются и развиваются профессиональные качества специалиста );
Исследовательская ( новый уровень профессионально-творческого мышления ).
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающе - творческой направленности, целевого планирования, личностно – деятельностного подхода.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:
- изучить рекомендуемые литературные источники;
- изучить основные понятия, представленные в глоссарии;
- ответить на контрольные вопросы;
- решить предложенные задачи, ситуации;
- выполнить контрольные и курсовые работы.
Работа студентов в основном складывается из следующих элементов:
1. Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программного материала;
2. Выполнение письменных и контрольных работ;
3. Подготовка и сдача зачетов, курсовых работ, итоговых экзаменов;
4. Написание и защита дипломной работы.
Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
индивидуальное занятие ( домашние занятия ) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;
конспектирование лекций;
получение консультаций для разъяснения по вопросам изучаемой дисциплины;
подготовка ответов на вопросы тестов;
подготовка к экзамену;
подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения ( «Круглые столы», деловые игры, конференции )
выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ;
подготовка докладов, рефератов, эссе;
анализ ситуаций.
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
Для овладения знаниями:
чтение и перевод текста ( дополнительной литературы );
составление плана текста;
конспектирование;
выписки из текста;
работа со словарями и справочниками;
использование аудио- и видеозаписи;
работа с электронными информационными ресурсами ресурсами Internet;
Для закрепления и систематизации знаний:
обработка текста;
повторная работа над учебным материалом;
составление плана и тезисов ответа;
составление схем, кроссвордов для систематизации учебного материала;
выполнение тестовых заданий;
реферирование, рецензирование текстов;
написание эссе, писем-размышлений, сочинений;
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов;
составление глоссария, кроссворда или библиографии по конкретной теме;
работа с компьютерными программами;
подготовка к сдаче экзамена;
Для формирования умений:
решений заданий и упражнений по образцу;
решение вариативных заданий и упражнений;
выполнение схем;
решение ситуационных заданий;
подготовка к деловым играм;
участие в научных и практических конференциях;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
составление памяток, советов, рекомендаций;
экспериментальная работа;
подготовка курсовых и дипломных работ.
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течении всей трудовой деятельности.
Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу, осуществляется преподавателем и утверждается на кафедре. При планировании внеаудиторной самостоятельной работы студентов особое внимание следует уделить: нормам времени затрачиваемым на выполнение отдельных типовых заданий; соответствию планируемой трудности реальному еженедельному бюджету времени студентов; равномерности нагрузки на протяжении всего учебного года ( скоординировать сроки выполнения заданий и контрольные мероприятия с другими параллельно изучаемыми дисциплинами ).
Информация о работе Компьютерные программы в самостоятельной работе студентов