Компьютерные программы в самостоятельной работе студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в обосновании педагогических условий эффективности самостоятельной работы студентов с помощью обучающих компьютерных программ.
Для достижения поставленной цели решается ряд исслеовательских задач: - раскрыть содержание

Файлы: 1 файл

1 глава.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Известно, что обучение с помощью компьютеров удобно в плане его индивидуализации, поэтому чрезвычайно полезно использовать компьютерные обучающие программы во время самостоятельной работы студентов. Создание компьютерных средств обучения разработка мультимедиа продуктов являются наиболее важными не только для оснащения учебного процесса, но и для преодоления психологического барьера, инерции преподавателей, студентов, их недоверчивого отношения к электронным средствам обучения и жизнеобеспечения.

Учитывая общий недостаточный  уровень компьютерной грамотности населения России, компьютер в настоящее время внедряется во все уровни образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием. Как средство обучения компьютер применяется для развития у учащихся умений и навыков алгоритмизации решения задач и формирования на этой основе логического системного мышления.Если обучающие программы составлены с учетом развития умственных способностей человека  (наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.), то результатом использования подобных программ становится привитие общенаучных (в первую очередь, гностических и организационных) умений и навыков.

Во многих ВУЗах учебно-методические материалы представляют собой комплект специально разработанных рабочих тетрадей для самостоятельного обучения, справочных книг и хрестоматий. Учебный материал чередуется с вопросами, отвечая на которые, студент может контролировать степень усвоения материала, а также анализировать конкретную рабочую ситуацию и искать пути ее улучшения. Явно недостаточная техническая оснащенность учебных заведений России, потребовала создания универсальных, простых и легко переносимых контролирующих программ с минимальными требованиями к базовым техническим и программным средствам. Использовались также активизирующие формы контроля, которые включали в себя: контрольные работы; коллоквиумы; домашние задания; рефераты; устный опрос на семинарах.

Применение информационных компьютерных технологий принципиально меняет способ получения и усвоения знаний, а также взаимодействие между студентом и преподавателем. Источником информации при этом являются базы данных (образовательное пространство), координатором учебного процесса – преподаватель, а интерпретатором знаний – сам студент. Его деятельность меняется: от получения знаний – к творческому поиску таковых. Как показывает практика, использование информационных  технологий в процессе обучения способствуют формированию творческого начала у будущего специалиста, а именно, занятие может быть образцом проведения аналогичных ситуаций в процессе будущей работы. Эта технология еще эффективнее работает при проведении семинарских и лабораторных работ, и особенно,  во время самостоятельной работы студентов.

Поэтому, чтобы выжить и развиваться в условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг, традиционные университеты и колледжи должны сами начинать всестороннее использование информационных технологий для преобразования в виртуальные университеты. Создание виртуальных университетов предполагает применение эффективной системы коммуникаций, основанной на всемирной компьютерной сети, для предоставления разнообразных услуг, в которых нуждается студенты, преподаватели, администрация, общественность.

Системы обучения на базе Интернета смогут обогатить процесс обучения студентов, делая его, в частности, более активным и даже интерактивным. Такая система позволит университетам более эффективно выполнять свою миссию и образовательные функции, обеспечить более широкий доступ к информации об университете, в том числе к документам, касающимся аккредитации, бюджета, кадровой политики, программам обучения и т.д.

Развитие новых информационных систем позволяет говорить о формировании новых подходов к образованию, связанных с развитием сверхновых средств и возможностей доставки информации и связанными с этим технологиями. Учебные заведения вынуждены становиться более гибкими и приближенными к нуждам современного общества в специалистах новой формации.

Научные исследования по использованию в процессе обучения информационных технологий и повторения материала средствами информационно-поисковых программ, позволяют выносить в лекционный материал основные сущностные представления о предмете изучения, а в информационно-поисковом программном средстве представить материал в полном объеме. В результате значительно сокращается  время объяснения материала на лекции, повышается интерес  к обучению, обеспечивается  индивидуализация обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и исследовательские способности студентов.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами. Хотя компьютерные тесты напрямую не обеспечивают достижение уровня «творчество», но их использование позволяет достичь данного уровня опосредствованным путем.

Педагогическое тестирование выполняет воспитательную функцию,  которая заключается в высоком уровне учебной мотивации за счет сочетания рубежного и итогового контроля; текущих, общих и интегральных рейтинговых оценок, возможности диагностики  самостоятельно достигнутых результатов.

              Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что компьютерные технологии обладают большим педагогическим потенциалом. Регулярное использование этих технологий способствует формированию и развитию навыка говорения на иностранном языке, у студентов снимается психологический барьер выступлений перед аудиторией. Студенты, которые ранее испытывали трудности при передаче прочитанного, услышанного, увиденного смогут достичь заметных результатов и перебороть свои страхи. Благодаря компьютерным обучающим программам у студентов есть возможность самостоятельно обогащать свои знания, прорабатывать пройденный материал. Выполнение заданий посредством компьютера и Интернета вызывает особый интерес у студентов, поэтому использование компьютерных технологий в процессе обучения крайне необходимо.

 

ВЫВОД

В заключение можно отметить, что систематическая самостоятельная работа студентов является одним из необходимых условий успешного изучения любой дисциплины, а иностранных языков в особенности - иностранному языку, как известно, нельзя научить, ему можно только научиться. Использование Интернет ресурсов в самостоятельной учебной деятельности студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку, позволяет подобрать аутентичный, актуальный материал профессиональной направленности для чтения и прослушивания, с последующей проработкой лексического и грамматического материала посредством готовых интерактивных тестов.

Можно добавить, что проблема качественного обучения всегда была и будет актуальной. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентноспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания.

Это условие потребовало поиск и использование современных обучающих технологий.

Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе– один из видов организации учебного процесса. Особенно успешно обучение иностранному языку стало развиваться с популяризацией обучающих компьютерных программ и сети Интернет.

Использование КП и ПК для обучения ИЯ повысит интерес к данному предмету, усилит мотивации, будет способствовать выработке самооценки у учащихся, создаст условия для самостоятельной работы и комфортной среды обучения.

 

 

 



Информация о работе Компьютерные программы в самостоятельной работе студентов