Компьютерные программы в самостоятельной работе студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в обосновании педагогических условий эффективности самостоятельной работы студентов с помощью обучающих компьютерных программ.
Для достижения поставленной цели решается ряд исслеовательских задач: - раскрыть содержание

Файлы: 1 файл

1 глава.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

              Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями студенту по освоению учебной дисциплины, требованиями программы по данному курсу. Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:

      сборники основной образовательной программы специальности;

      методические указания к практическим, семинарским занятиям;

      часть учебно-методического комплекса по дисциплине ( примеры решения заданий, использование электронных информационных ресурсов;

      методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ;

      списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

Методические указания обращают внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, а так же облегчают подготовку к выполнению контрольных курсовых работ и сдаче экзаменов.

              Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля. Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть: планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана; изучении предмета согласно тематическому плану, учебной программе; выполнение контрольных, тестовых, курсовых и дипломных работ. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

              Сущность самостоятельной работы студентов, как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа не есть самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материла, а есть особая система условий обучения, организуемых преподавателем.

              Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

1.      Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.

2.      Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3.      Организация консультаций по выполнению заданий.

4.      Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

При составлении плана самостоятельной работы обязательно указывается количество часов, выделенных на каждую тему. Распределение часов зависит от сложности темы, наличия учебных материалов по данной теме. Ряд тем могут быть полностью отнесены на самостоятельную работу, другие могут содержать минимум самостоятельной работы или вовсе не содержать её. Преподавателем разрабатываются задания для самостоятельной работы студентов. Это может быть  ссылка на конкретный учебник, справочную литературу, и также актуально для нашего времени использование интернет ресурсов.

              При выдаче заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Средства для организации самостоятельной работы: рабочие тетради, тексты, аудио- видео-записи, компьютерные программы и т.д.

Опираясь на вышеизложенный материал, мы можем сделать вывод, о том, что самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составных частей учебного процесса. При выполнении СРС происходит формирование навыков, знаний и умений студента, а в дальнейшем обеспечивается освоение студентом приемов познавательной деятельности, формируется интерес к творческой работе и способность решать как творческие, так и научные задачи.

Важно показать студентам, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.

 

1.2.Применение компьютерных технологий для активизации самостоятельной работы студентов

Компьютеры стремительно вошли в российские высшие учебные заведения в 70-80-х годах ХХ столетия, положив начало использованию информационных технологий обучения. Информационные компьютерные технологии особенное значение и современное содержание приобрели в первое десятилетие ХХI в. Компьютерные обучающие программы представляют собой важную часть дидактического материала, предназначенного для самостоятельной работы студентов.

Компьютерная обучающая программа — это программное средство, предназначенное для решения определенных педагогических задач, имеющее предметное содержание и ориентированное на взаимодействие с обучаемым.

Приведенное определение фиксирует то, что КОП является средством, специально созданным для решения педагогических задач, т.е. использование в учебном процессе — его главное назначение. Компьютерные средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КОП. Они рассматриваются как предмет изучения или выступают в качестве инструментария при решении образовательных задач.

Можно выделить следующие основные педагогические задачи, решаемые с помощью КОП:

1) начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;

2) базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

3) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;

4) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;

5) развитие способностей к определенным видам деятельности;

6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;

7) восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);

8) контроль и оценивание уровней знаний и умений. 

Ориентация на самостоятельную работу обучаемых — важнейшая характеристика КОП. В то же время она не является их неотъемлемой чертой.

Компьютерные обучающие программы составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным ИТ. На сегодняшний день они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с традиционными учебно-методическими средствами. Однако, по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами КОП обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. 

К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует.

Рассмотрим некоторые из них.Согласно первой классификации из множества КОП можно выделить три, наиболее важные и получившие большее распространение:

1. специализированные обучающие программы;

2. компьютерные модели

3. автоматизированные обучающие системы .

Готовые к применению специализированные обучающие программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении. Слово «специализированные» означает, что они предназначены для решения специальной обучающей задачи: обучения отдельному вопросу учебного курса, изучения какого-либо частного понятия, явления, факта. Преподаватель не может вмешаться в содержание специализированной обучающей программы, поскольку обычно в таких программах ничего менять нельзя. Можно лишь как-то дозировать их, встраивая в общую систему преподавания, методически приспосабливаясь к тому способу изложения, какой принят в каждой из таких программ. Они не допускают никаких доработок, и преподаватель пользуются ими как готовым учебным средством. Их завершенность может выступать недостатком, поскольку возлагает большую ответственность на разработчика в плане опоры на образовательные стандарты и типовые учебные программы. Если этого не происходит, специализированные программы лишаются гибкости и все изложение учебного материала необходимо подчинить логике построения такой программы.

С помощью компьютерной модели обучаемый изучает то или иное учебное явление, научное положение и т. д. Популярность моделирования можно объяснить тем, что, не будучи стесненным жесткими рамками указаний о последовательности действий, обучаемый может наиболее полно реализовать свои учебные интересы, проявить инициативу в проведении экспериментов с моделью. Реализация возможностей компьютерных моделей зависит от того, насколько удачно модель отражает моделируемые явления (знания о предметной области), насколько удачна модель в дидактическом отношении (знания о стратегии обучения). Компьютерные модели входят как составные части  в состав разнообразных тренажеров.

Автоматизированные обучающие системы представляют собой программную оболочку, предполагающую заполнение ее предметным содержанием. АОС можно определить как организованный на базе ЭВМ комплекс средств технического, лингвистического, учебно-методического и программного обеспечения, предназначенный для диалогового учебного взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для заполнения учебным материалом пользователем-непрограммистом. В отличие от специализированных обучающих программ АОС предполагает возможность активного вмешательства преподавателя в содержание готового учебного материала или заполнения ее собственными дидактическими материалами. Как результат такой работы появляется автоматизированный учебный курс, который затем можно редактировать. Преимущество АОС состоит в том, что преподаватель, имея инструментарий, может создавать учебный курс в соответствии со своими потребностями, своей методикой преподавания. АОС могут накапливать информацию о прохождении обучаемым всего курса, отдельных его частей, а затем использовать эти данные при построении диалогов, подсказок и помощи.

Существуют и другие способы классификации КОП. Одним из критериев классификации КОП является поколение компьютерных технологий обучения. 

Тип 1. Дисциплинарно-ориентированная модель обучения основана на передаче готовых знаний и выработке определенного набора умений и навыков. Процесс обучения в такой КОП поддерживается задачниками, учебниками без контроля со стороны обучаемого. Программы обеспечивают лишь контрольную, обучающую, тренажерную функции, а предметом изучения являются концепции и теории.

Тип 2. Процесс обучения поддерживается не только учебниками и задачниками, но и современными компьютерными программами и образовательными средами. КОП второго поколения предназначены для дисциплинарно-ориентированной системы, а по своей надстройке тяготеет к междисциплинарной объектно-ориентированной системе обучения. Реализованы игровая и проектная функции, а также моделирующая и исследовательская. Объектом изучения являются модели явлений, хотя такие КОП не могут охватить полной картины окружающего мира.

Тип 3. КОП основаны на нетрадиционных, междисциплинарных формах, методах обучения. Процесс обучения поддерживается учебниками нового типа и специальными компьютерными средами, включающими базы данных, проектирование, моделирование, конструирование. Здесь осуществляется не только контроль за усвоением знаний, но и активное их использование для созидания в рамках образовательного процесса.

Классификация КОП в зависимости от решаемых педагогических задач подразделяет их на четыре класса:

• средства теоретической и технологической подготовки;

• средства практической подготовки;

• вспомогательные средства;

• комплексные средства.

К первому классу относятся следующие виды КОП.

Компьютерный учебник - КОП для базовой подготовки по определенному курсу (дисциплине), содержание которого характеризуется относительной полнотой и представлено в форме учебника (книги).

Компьютерная обучающая система — КОП для базовой подготовки по одному или нескольким разделам (темам) курса (дисциплины).

Компьютерная система контроля знаний — КОП для определения уровня знаний обучаемого (тестируемого) по данной дисциплине, курсу, разделу, теме или фрагменту предметной области и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.

Класс средств практической подготовки включает два вида КОП.

Компьютерный задачник, или компьютерный практикум, — КОП для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области, а также развития связанных с ними способностей.

Компьютерный тренажер — КОП для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей.

К вспомогательным средствам относятся КОП, способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном качестве не достаточные для достижения соответствующих целей. Данный класс объединяет следующие виды КОП.

Компьютерный лабораторный практикум — КОП для поддержки автоматизированных лабораторных работ, в рамках которых изучаемые объекты, процессы и среда деятельности исследуются с помощью экспериментов с их моделями.

Современные средства коммуникации, разработанные для персональных компьютеров, в частности, подключение их в локальные вычислительные сети предоставляют  в дополнительное распоряжение пользователей широкие возможности. Это  особенно актуально для высших учебных заведений, поскольку влияет и на качество усвоения материала, а, следовательно, и на качество образования.

Информация о работе Компьютерные программы в самостоятельной работе студентов