Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:39, курсовая работа
В 1963 г. в челябинской школе №1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил ее разработку в Москве. Его воспитательная система ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Коммунарские сборы, дидактический театр, творческая учеба, “читай - город”, аукционы знаний, научные экспедиции представляют собой результат постоянного поиска дел, которые объединяли бы воспитателя и воспитанника, учащихся в творчески работающий возрастной коллектив. Караковский является также одним из авторов педагогики сотрудничества.
Введение
1. Обучение и воспитание в школе
2. Школьный коллектив
3. Самоуправление в школьном коллективе
4. Дидактические и воспитательные системы в школе
5. Начальное образование
6. Коммунарская методика
7. Роль родителей в воспитании детей
8. Роль игры в учебной деятельности
9. Общественный смотр знаний
10. Система воспитания
11. Комплексный подход в системе воспитания
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Обучение и воспитание в школе
2. Школьный коллектив
3. Самоуправление в школьном коллективе
4. Дидактические и воспитательные системы в школе
5. Начальное образование
6. Коммунарская методика
7. Роль родителей в воспитании детей
8. Роль игры в учебной деятельности
9. Общественный смотр знаний
10. Система воспитания
11. Комплексный подход в системе воспитания
Заключение
Список литературы
Введение
Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить воспитательную систему Караковского. Выделить в ней наиболее важные моменты, рассмотреть влияние его нововведений на систему образования. Как при этом изменялась тенденция развития личности ребенка. Выявить наиболее приемлимые методы для возможного внедрения в практическую деятельность учителей. Выяснить его вклад в развитие системы образования. Изучить личность Караковского с точки зрения его профессиональной деятельности. Выяснить его вклад в педагогику как науку.
Караковский Владимир Абрамович-педагог,
доктор педагогических наук (1989), народный
учитель СССР (1991). По окончании Челябинского
педагогического института
В 1963 г. в челябинской
школе №1 стал применять методику
коллективного творческого
1. Обучение и воспитание в школе
Школа, отважившаяся на создание гуманной, демократической системы, должна быть готова к разрушению ложного благополучия. Самое первое и самое трудное, что приходится делать,- менять педагогические ориентиры, перестраивать профессиональные ценности. В школе начинает формироваться новая целевая установка, новая совокупность принципов, идей, положений. Сформулируем их.
1. Обучение и
воспитание должны освещаться
высокой целью. Из всех
2. Воспитание
и обучение эффективны там,
где есть постоянная
3. Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения – подавление.
4. Обучение и воспитание взаимосвязаны они взаимно проникая одно в другое, обогащают друг друга. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса.
5. Обучение и
воспитание - это не однонаправленное
действие, а взаимодействие педагога
и воспитанника, основанное на
взаимопонимании, это
Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
9. Главным инструментом социалистического воспитания является коллектив школы, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
2. Школьный коллектив
Большое внимание отводилось созданию школьного разновозрастного коллектива, взяв четкий ориентир на его опережающее развитие относительно других, в том числе и первичных коллективов. На первом этапе это было объективной необходимостью. Конечно, возможен и другой путь: создавать прочные первичные коллективы, постепенно объединяя их в общешкольный. Но ведь пока все классы станут хорошими коллективами, может пройти так много времени (а скорее, этого вообще не дождаться), что до школьного коллектива дело уже и не дойдет. Тогда и придется его лепить как механическую общность. Кроме того, известно, что первичные коллективы обладают некоторой замкнутостью и ревниво относятся к общению своих членов с представителями других классов. Создание школьного коллектива «сверху» не означает, что формирование первичных коллективов откладывается до поры, пока не сплотится вся школа. Их развитие идет параллельно, одновременно, но главным ориентиром и субъектом их развития является общешкольный коллектив. Входящие в коллектив школы в качестве составных компонентов различные по типу, величине и долговременности ребячьи объединения в системе существуют не сами по себе, не разрозненно, а дополняют друг друга, взаимодействуют, подчиняясь общим целям и задачам. И в этом случае можно говорить о школе как о системе коллективов. Развитие главного коллектива и идет от простой совокупности - к системе.
Только при этом условии может возникнуть сплоченный разновозрастный общешкольный коллектив, который, по глубокому убеждению Караковского, является ядром школьной воспитательной системы.
Определив
цели, задачи будущей системы, сформулировав
педагогические принципы и позиции,
необходимо обратится к поискам
системообразующей
Но к
этому готовы не были: непопулярность
учебы в сознании большинства
ребят, узкая специализация и
разобщенность учителей-
Кроме того,
многолетней практикой
Второй
этап связан с отработкой содержания
деятельности и структуры системы.
В качестве целевой установки
выдвигается превращение в
3. Самоуправление в школьном коллективе
Самоуправление - непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива - бесполезно говорить о самоуправлении.
Значит, самоуправление - не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива
В отношении к самоуправлению хорошо проявляется культура педагога, стиль его отношений с ребятами. Здесь преобладает не прямое, не лобовое воздействие учителя, воспитателя, а его скрытая позиция, сила его реального авторитета, такт и ум.
Нельзя переносить на органы ученического самоуправления структуры взрослых, не свойственные возрасту и психологии школьников бюрократические формы управления.
Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть и временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.
Виды самоуправленческой деятельности:
Заметно улучшились самоуправленческие процессы в школьном и классных коллективах. Для приобщения к самоуправленческой деятельности возможно большего числа учеников в классах ввели должность дежурного командира. Он избирается большинством голосов открытым, прямым голосованием на общем собрании классного коллектива. Срок работы его - один месяц. По истечении этого срока класс обсуждает деятельность командира, оценивает ее и выбирает нового ДК на следующий срок. Права и обязанности дежурного командира определены специальным Положением. На время своей работы дежурный командир входит в состав совета отряда или комсомольского бюро.
Продумывая
структуру школьного
Tpи-четыре раза в году в школе собирается Большой совет. В него входит ученический, пионерский и комсомольский актив 5-11 классов с классными руководителями (они входят в актив класса), совет пионерской дружины, комитет комсомола и все «взрослое» руководство школы (директор, его заместители, секретарь партбюро, председатель профсоюзного комитета, секретарь учительской комсомольской организации). Обсуждая принципиально важные вопросы жизнедеятельности школьного коллектива, использовали такие приемы, как разговор на кругу, мозговую атаку, групповую дискуссию, прием моделирования.
Совершенно особое место в воспитательной системе нашей школы занимают трехдневный лагерный сбор aктива, окончательно оформившийся в лучших своих чертах и набравший силу именно нa втором этапе развития системы.
Итак, на втором
этапе идет бурное развитие школьного
коллектива, усложнение его деятельности,
усложнение внутриколлективных отношений.
В это время возможно некоторое
ослабление классных коллективов, так
как рамки класса для многих ребят
становятся тесными. Но это явление
временное и легко регулируемое
именно в рамках системы. В педагогической
среде все больше принципиального
единомыслия: учителя к этому
времени успевают оценить объективные
достоинства упорядоченной
4. Дидактические и воспитательные системы в школе
В школе существуют дидактическая и воспитательная системы. Они могут существовать и развиваться параллельно, автономно или в некоторой связи. В этом случае уроки идут сами по себе, а послеурочная жизнь детей - сама по себе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная - в другой. Это вовсе не умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чаще всего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасно справляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная система не нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчинено дидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммы знаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случае чисто дидактические – рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь, эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательной ситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем и руководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательную функцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занят выполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков.
Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становится не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе.
Информация о работе Концепции воспитательной системы В.И. Караковского