Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:39, курсовая работа
В 1963 г. в челябинской школе №1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил ее разработку в Москве. Его воспитательная система ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Коммунарские сборы, дидактический театр, творческая учеба, “читай - город”, аукционы знаний, научные экспедиции представляют собой результат постоянного поиска дел, которые объединяли бы воспитателя и воспитанника, учащихся в творчески работающий возрастной коллектив. Караковский является также одним из авторов педагогики сотрудничества.
Введение
1. Обучение и воспитание в школе
2. Школьный коллектив
3. Самоуправление в школьном коллективе
4. Дидактические и воспитательные системы в школе
5. Начальное образование
6. Коммунарская методика
7. Роль родителей в воспитании детей
8. Роль игры в учебной деятельности
9. Общественный смотр знаний
10. Система воспитания
11. Комплексный подход в системе воспитания
Заключение
Список литературы
Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого учителя.
Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний.
Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя - вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:
Анализируя с педагогами и старшеклассниками сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию.
Театр удовлетворяет
естественную потребность школьников
в ролевой игре, в самовыражении.
Будучи дидактическим, он не предъявляет
тех высоких сценических
Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс.
Как уже было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковский решил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую форму занятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.
Итак, на
третьем этапе заканчивается
формирование системы. Возникшая в
сфере досуга, она охватывает все
больше и больше участков школьной
жизни, постепенно включая в себя
весь учебно-воспитательный процесс. Заметно
меняется педагогический состав школьного
коллектива. Он постоянно работает
в творческом режиме, многие учителя
естественно приобщаются к
5. Начальное образование
Первый класс - это ответственный период жизни ребенка. В этом классе все первое: и сам класс, и учитель, и новое качество маленького человека - ученик, и первая самостоятельность - прочитанная книга, и первый поход, и первый сбор, и много-много всего. От первой встречи с одноклассниками, от первого общения с ними, от отношений, которые складываются в классе, во многом зависит успешность дальнейшей жизни ребенка в школе.
В первом
классе учитель стремится познакомить
детей, подружить их, вызывает у них
доверительные чувства, доброе отношение
друг к другу, заинтересовывает совместной
деятельностью трудиться в
Дети, приходящие в первый класс, очень разные. Наряду с блестяще подготовленными, эрудированными, начитанными, умеющими интересно излагать свои мысли есть не знающие элементарного: название дней недели, времен года, имен родителей. Отличаются первоклассники и опытом жизни в коллективе сверстников. По этому признаку в классе можно выделить три группы: «домашних» детей, воспитанников одного детского сада, воспитанников разных детских садов.
«Домашние» дети практически не имеют опыта жизни в детском коллективе, поэтому они часто испытывают трудности в общении с одноклассниками, более ранимы и чувствительны, для них характерно чувство тревожности, но, как правило, их общее развитие, а также навыки чтения, математического счета, воображение более развиты.
Воспитанники разных детских садов имеют опыт жизни в коллективе, но, попав в школу, испытывают определенные трудности: нет сверстников, с которыми они дружили, общались, нет опоры на друзей, знакомый коллектив. В первые две недели они чувствуют растерянность, дискомфорт. Это продолжается недолго. Дети довольно быстро находят контакт с одноклассниками.
Воспитанники одного детского сада, имеющие опыт жизни в коллективе сверстников, представляют собой довольно сплоченную группу, хорошо знают друг друга. Для них характерно чувство взаимной защищенности, организованность, они активно общаются со сверстниками и взрослыми.
Лучший способ познакомить детей друг с другом, подружить, объединить в общность - совместная деятельность. Во второе воскресенье сентября мы обычно проводим с первоклассниками поход, так как во время похода удобнее в непринужденной обстановке познакомиться, попробовать различные формы совместной деятельности, посмотреть творческие способности детей. Подготовка к походу дает возможность привлечь родителей к классным делам (дети сами еще мало активны). Они тщательно готовятся к походу, продумывают маршрут, снаряжение, готовят соревнования, конкурсы, игры.
Ребята в такой непринужденной обстановке лучше узнают друг друга, быстрее знакомятся, завязываются дружеские связи, выделяются лидеры.
Родители могут увидеть своего ребенка в общении с одноклассниками, с большим числом взрослых, услышать, как разговаривает, ведет себя ребенок, что говорит, сравнить, отметить и хорошее, и то, что требует корректировки. Поход позволяет им познакомиться с другими родителями класса.
Учителю дает возможность сразу выделить наиболее активных детей и тех, кому будет нужна особая помощь в коллективе, увидеть трудности данного класса, лидеров, группировки, родительский состав, их взаимодействие друг с другом, степень активности.
После похода дети уже увереннее себя чувствуют в классе, появляются пары, тройки и более крупные объединения (особенно мальчиков). На уроках они становятся спокойнее, на переменах более шумные.
Огромные
возможности развития личности в
классном коллективе таит в себе учебная
деятельность. Так, на уроках труда
можно научить работать вдвоем, помогать
друг другу, одалживать товарищу инструменты
и материалы, объяснять однокласснику
непонятное, выполнять общую на двоих
работу. Первое время ребятам трудно
разделить работу между собой: каждому
хочется все сделать
Для формирования коллектива класса существенно, что в нем есть звездочки. В звездочках могут полнее раскрыться возможности, таланты детей. Ребята видят себя в разных ролях: и командиром, и подчиненным, - быстрее привыкают к одноклассникам, чувствуют себя увереннее, комфортнее, чем среди 35 детей, и через звездочку легче адаптируются к школе, к классу.
Участие в школьных коллективных делах, при подготовке к которым происходит разновозрастное общение, способствует развитию детей младшего школьного возраста. Выступая перед другими коллективами школы, класс представляет собой единый организм, ребята заражаются духом творчества, дружелюбия, знакомятся с традициями школы и утверждают их в последующих классах. Дела, проводимые в классе и в школе, создают атмосферу увлеченности, радости, хорошего настроения, желания работать, эмоционального комфорта в. коллективе.
Новая учебная деятельность полностью захватывает первоклассников, а учитель, оценивающий эту деятельность, становится основной фигурой процесса обучения, мнение которого определяющее. Сам коллектив в начале первого класса не представляет единства, он находится в стадии зарождения. В конце первого года обучения у первоклассников появляется интерес к одноклассникам, к коллективу класса и школы.
К концу года у ребят повышается интерес к коллективной деятельности. Уменьшается количество конфликтов и ссор, ребята стараются разрешать возникшие проблемы мирным путем.
6. Коммунарская методика
Коммунарская методика возникла во внешкольной среде и строилась сразу как чисто воспитательная. Данная система начала формироваться в сфере досуга. Это обстоятельство, а также и то, что система сразу начинала работать в демократическом режиме, что сориентирована она была на ребенка, развитие его творческих задатков, - все это создало благоприятные условия для использования коммунарской методики. Вначале ее попробовали на отдельных, разовых коллективных делах.
Характерным в этом смысле стал своеобразный клуб выходного дня, называемый ТУ (творческая учеба).
Однажды в школе появилось объявление: «Внимание! Завтра, в воскресенье, в 11 часов утра, в школе стартует ТУ 1. Членами его экипажа может стать любой ученик, учитель или родитель, кто хочет, чтобы в школе жилось интересно, дружно, весело. Ждем всех желающих. Явка не обязательна».
В первой воскресной встрече приняло участие сравнительно немного людей - чуть больше 60 человек. Но на ТУ-2 пришло уже более ста сорока. С тех пор одно из воскресений месяца мы открываем школу для всех желающих интересно провести время в кругу хороших друзей. Именно такой характер - дружеский, непринужденный, доброжелательный - носят эти встречи.
Итак, в 11 часов утра собираются желающие. В актовом зале все усаживаются в общий круг, в центре которого зажигается светильник - бригантина с алыми парусами как символ дружбы, верности, романтики. Несколько ребят берут в руки гитары, и в кругу начинают звучать любимые песни. Они помогают создать в бале обстановку дружелюбия и раскованности.
Начинается первая часть творческой учебы. Это встреча с интересными людьми или коллективами - с путешественниками и учеными, рабочими и спортсменами, артистами и журналистами. Вторая часть - творческая. Все присутствующие делятся на несколько групп. Каждая группа получает какое-нибудь задание, которое нужно подготовить в течение получаса - часа, а потом показать всем результат группового творчества. Например, все делятся по временам года: родившиеся весной образуют одну группу, рожденные летом - другую и т. д. Каждая группа через отведенное время должна «защищать» свое время года, доказав, что оно самое лучшее.
Информация о работе Концепции воспитательной системы В.И. Караковского