Концепции воспитательной системы В.И. Караковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В 1963 г. в челябинской школе №1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил ее разработку в Москве. Его воспитательная система ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Коммунарские сборы, дидактический театр, творческая учеба, “читай - город”, аукционы знаний, научные экспедиции представляют собой результат постоянного поиска дел, которые объединяли бы воспитателя и воспитанника, учащихся в творчески работающий возрастной коллектив. Караковский является также одним из авторов педагогики сотрудничества.

Содержание работы

Введение
1. Обучение и воспитание в школе
2. Школьный коллектив
3. Самоуправление в школьном коллективе
4. Дидактические и воспитательные системы в школе
5. Начальное образование
6. Коммунарская методика
7. Роль родителей в воспитании детей
8. Роль игры в учебной деятельности
9. Общественный смотр знаний
10. Система воспитания
11. Комплексный подход в системе воспитания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.63 Кб (Скачать файл)

Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного  процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих  пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока  за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой  предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого  учителя.

Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний.

Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя - вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:

  • разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;
  • организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.);
  • «аукционы знаний», проводимые на специальных уроках;
  • проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;
  • организация общешкольных познавательных игр;
  • деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;
  • широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;
  • привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;
  • проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;
  • введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;
  • разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;
  • организация праздников знаний в форме Читай-города.

Анализируя  с педагогами и старшеклассниками  сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию.

Театр удовлетворяет  естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет  тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических  коллективах (внешность, голос, выразительность  пластики). Кроме того, в дидактическом  театре много таких ролей и  действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в  традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной  стороны, является добавлением и  углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.

Будучи  пограничной формой педагогического  действия, находясь как бы между  дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет  учебную и воспитательную работу в единый процесс.

Как уже  было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное  общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного  быта, привычкой. Караковский решил  использовать эту привычку в учебном  процессе и попробовать новую  форму занятий. Так появился в  опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться  одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две  половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.

Итак, на третьем этапе заканчивается  формирование системы. Возникшая в  сфере досуга, она охватывает все  больше и больше участков школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметно  меняется педагогический состав школьного  коллектива. Он постоянно работает в творческом режиме, многие учителя  естественно приобщаются к науке, в школе появляется новый тип  педагога- педагог-исследователь.

 

5. Начальное образование

 

Первый  класс - это ответственный период жизни ребенка. В этом классе все первое: и сам класс, и учитель, и новое качество маленького человека - ученик, и первая самостоятельность - прочитанная книга, и первый поход, и первый сбор, и много-много всего. От первой встречи с одноклассниками, от первого общения с ними, от отношений, которые складываются в классе, во многом зависит успешность дальнейшей жизни ребенка в школе.

В первом классе учитель стремится познакомить  детей, подружить их, вызывает у них  доверительные чувства, доброе отношение  друг к другу, заинтересовывает совместной деятельностью трудиться в коллективе. Этому помогает новый для детей  вид деятельности - ученье, а также вся внеурочная работа, и прежде всего совместные игры.

Дети, приходящие в первый класс, очень разные. Наряду с блестяще подготовленными, эрудированными, начитанными, умеющими интересно излагать свои мысли есть не знающие элементарного: название дней недели, времен года, имен родителей. Отличаются первоклассники и опытом жизни в коллективе сверстников. По этому признаку в классе можно выделить три группы: «домашних» детей, воспитанников одного детского сада, воспитанников разных детских садов.

«Домашние»  дети практически не имеют опыта  жизни в детском коллективе, поэтому  они часто испытывают трудности  в общении с одноклассниками, более ранимы и чувствительны, для  них характерно чувство тревожности, но, как правило, их общее развитие, а также навыки чтения, математического  счета, воображение более развиты.

Воспитанники  разных детских садов имеют опыт жизни в коллективе, но, попав  в школу, испытывают определенные трудности: нет сверстников, с которыми они  дружили, общались, нет опоры на друзей, знакомый коллектив. В первые две  недели они чувствуют растерянность, дискомфорт. Это продолжается недолго. Дети довольно быстро находят контакт  с одноклассниками.

Воспитанники  одного детского сада, имеющие опыт жизни в коллективе сверстников, представляют собой довольно сплоченную группу, хорошо знают друг друга. Для  них характерно чувство взаимной защищенности, организованность, они  активно общаются со сверстниками и  взрослыми.

Лучший  способ познакомить детей друг с  другом, подружить, объединить в общность - совместная деятельность. Во второе воскресенье сентября мы обычно проводим с первоклассниками поход, так как во время похода удобнее в непринужденной обстановке познакомиться, попробовать различные формы совместной деятельности, посмотреть творческие способности детей. Подготовка к походу дает возможность привлечь родителей к классным делам (дети сами еще мало активны). Они тщательно готовятся к походу, продумывают маршрут, снаряжение, готовят соревнования, конкурсы, игры.

Ребята  в такой непринужденной обстановке лучше узнают друг друга, быстрее  знакомятся, завязываются дружеские  связи, выделяются лидеры.

Родители  могут увидеть своего ребенка  в общении с одноклассниками, с большим числом взрослых, услышать, как разговаривает, ведет себя ребенок, что говорит, сравнить, отметить и  хорошее, и то, что требует корректировки. Поход позволяет им познакомиться  с другими родителями класса.

Учителю дает возможность сразу выделить наиболее активных детей и тех, кому будет нужна особая помощь в коллективе, увидеть трудности данного класса, лидеров, группировки, родительский состав, их взаимодействие друг с другом, степень активности.

После похода дети уже увереннее себя чувствуют  в классе, появляются пары, тройки и  более крупные объединения (особенно мальчиков). На уроках они становятся спокойнее, на переменах более шумные.

Огромные  возможности развития личности в  классном коллективе таит в себе учебная  деятельность. Так, на уроках труда  можно научить работать вдвоем, помогать друг другу, одалживать товарищу инструменты  и материалы, объяснять однокласснику  непонятное, выполнять общую на двоих  работу. Первое время ребятам трудно разделить работу между собой: каждому  хочется все сделать самостоятельно, но со временем первоклассники начинают понимать, что работать вдвоем удобнее, да и работа лучше и быстрее  получается, посоветоваться можно, обменяться впечатлениями, а ведь это тоже немаловажный факт. В конце первого класса могут  работать бригадами по три человека. Эта работа требует распределения  поручений, планирования работы, анализа  сделанного. Систематическая коллективная работа на уроках в течение года способствует обогащению и углублению деловых и дружеских взаимоотношений  детей между собой, развитию навыка коллективного сотрудничества, пробуждает интерес к товарищам, воспитывает  уважение к чужому мнению, развивает  навыки общения.

Для формирования коллектива класса существенно, что  в нем есть звездочки. В звездочках могут полнее раскрыться возможности, таланты детей. Ребята видят себя в разных ролях: и командиром, и  подчиненным, - быстрее привыкают к одноклассникам, чувствуют себя увереннее, комфортнее, чем среди 35 детей, и через звездочку легче адаптируются к школе, к классу.

Участие в школьных коллективных делах, при  подготовке к которым происходит разновозрастное общение, способствует развитию детей младшего школьного  возраста. Выступая перед другими  коллективами школы, класс представляет собой единый организм, ребята заражаются духом творчества, дружелюбия, знакомятся с традициями школы и утверждают их в последующих классах. Дела, проводимые в классе и в школе, создают  атмосферу увлеченности, радости, хорошего настроения, желания работать, эмоционального комфорта в. коллективе.

Новая учебная  деятельность полностью захватывает  первоклассников, а учитель, оценивающий  эту деятельность, становится основной фигурой процесса обучения, мнение которого определяющее. Сам коллектив  в начале первого класса не представляет единства, он находится в стадии зарождения. В конце первого года обучения у первоклассников появляется интерес к одноклассникам, к коллективу класса и школы.

К концу  года у ребят повышается интерес  к коллективной деятельности. Уменьшается  количество конфликтов и ссор, ребята стараются разрешать возникшие  проблемы мирным путем.

 

6. Коммунарская методика

 

Коммунарская  методика возникла во внешкольной среде  и строилась сразу как чисто  воспитательная. Данная система начала формироваться в сфере досуга. Это обстоятельство, а также и  то, что система сразу начинала работать в демократическом режиме, что сориентирована она была на ребенка, развитие его творческих задатков, - все это создало благоприятные условия для использования коммунарской методики. Вначале ее попробовали на отдельных, разовых коллективных делах.

Характерным в этом смысле стал своеобразный клуб выходного дня, называемый ТУ (творческая учеба).

Однажды в школе  появилось объявление: «Внимание! Завтра, в воскресенье, в 11 часов утра, в  школе стартует ТУ 1. Членами его  экипажа может стать любой  ученик, учитель или родитель, кто  хочет, чтобы в школе жилось интересно, дружно, весело. Ждем всех желающих. Явка не обязательна».

В первой воскресной встрече приняло участие  сравнительно немного людей - чуть больше 60 человек. Но на ТУ-2 пришло уже более ста сорока. С тех пор одно из воскресений месяца мы открываем школу для всех желающих интересно провести время в кругу хороших друзей. Именно такой характер - дружеский, непринужденный, доброжелательный - носят эти встречи.

Итак, в 11 часов утра собираются желающие. В  актовом зале все усаживаются  в общий круг, в центре которого зажигается светильник - бригантина с алыми парусами как символ дружбы, верности, романтики. Несколько ребят берут в руки гитары, и в кругу начинают звучать любимые песни. Они помогают создать в бале обстановку дружелюбия и раскованности.

Начинается  первая часть творческой учебы. Это  встреча с интересными людьми или коллективами - с путешественниками и учеными, рабочими и спортсменами, артистами и журналистами. Вторая часть - творческая. Все присутствующие делятся на несколько групп. Каждая группа получает какое-нибудь задание, которое нужно подготовить в течение получаса - часа, а потом показать всем результат группового творчества. Например, все делятся по временам года: родившиеся весной образуют одну группу, рожденные летом - другую и т. д. Каждая группа через отведенное время должна «защищать» свое время года, доказав, что оно самое лучшее.

Информация о работе Концепции воспитательной системы В.И. Караковского