Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 09:04, лекция
Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, на недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма, этническое возрождение народа. Поэтому этнические предвзятость и конфронтация, идеи национального превосходства расцениваются как противоречащие государственным интересам.
Концепция
этнокультурного образования в Республике
Казахстан
Стратегия
Республикой Казахстан взят курс на демократические
реформы, признание прав и свобод человека,
независимо от национальной принадлежности,
на недопустимость дискриминации по этническому
или расовому признаку. Конституционное
закрепление национального равноправия
исходит из принципа приоритета прав личности
и направлено сохранение межэтнической
стабильности, утверждение казахстанского
патриотизма, этническое возрождение
народа. Поэтому этнические предвзятость
и конфронтация, идеи национального превосходства
расцениваются как противоречащие государственным
интересам.
Специфика Казахстана определяется полиэтническим
и многоконфессиональным составом населения.
В республике проживают представители
многих наций и национальностей. Некоторые
из них - компактно, что усиливает этнокультурное
многообразие и особенности Республики
Казахстан. По культурно-языковым различиям
население страны в целом делится по преимущественной
ориентации на один из двух языков - государственный
и русский, коммуникативная значимость
и распространенность которых неравнозначны.
Кроме того, представители нескольких
национальных групп не имеют собственной
этнической государственности, что повышает
ответственность страны за сохранение
присущей им самобытной культуры. В этих
условиях важно создание возможностей
для восстановления и развития этнических
культур, взаимодействия между ними в
интересах общенационального единства.
Поэтому становится актуальной разработка
официальной политики государства в сфере
межэтнических отношений, интерпретирующей
этно-социальную ситуацию в целом и ее
отдельные аспекты. Ее частью должна быть
концепция реализации этнокультурных
интересов населения в области образования.
Основной идеей последней является создание
модели образования, ориентированной
на сохранение самобытности этнических
групп и, одновременно, освоение ценностей
и стандартов других культур. Важно, что
при этом не утрачивается этническая идентичность
и обеспечивается восприятие ими общегосударственных
ценностей.
Насущная потребность в концепции этнокультурного
образования вытекает также из кризиса
образовательной системы в переходную
эпоху. Унификация содержания обучения
и воспитания привела к тому, что не удовлетворялись
этнокультурные потребности наций и национальных
групп страны.
Стратегия этнокультурного образования
направлена на реализацию двух взаимосвязанных
целей: этническая идентификация и государственная
интеграция.
Этнокультурная идентичность народа
складывается в результате знания событий
своей истории, культуры, верности сложившимся
духовным ценностям, почитания национальных
героев. Она формируется в процессе свободного
и добровольного жизнетворчества нации.
Состояние этнокультурной идентичности
достигается через созданную народом
социокультурную сферу. К ней относятся
семья, детские дошкольные учреждения,
учебные заведения, национально-культурные
центры, журналы и газеты, художественная
и научная литература, научно-исследовательские
и административные учреждения и другое.
Государственная интеграция - фундаментальная
и стратегическая цель этнокультурного
образования. Если этнической идентичности
отдельный народ может достигнуть в относительно
короткое время, то достижение государственной
интеграции - длительный процесс, требующий
усилий всех этносов в государстве. В конечном
итоге именно государственность и есть
основное условие возможности этнической
идентификации народа, населяющего Казахстан.
Этнокультурная и государственная идентичность
могут быть достигнуты наиболее эффективно
через систему образования.
Образование, как средство формирования
национального самосознания, реализации
культурно-языковых интересов, должно
выполнять четыре главных функции:
транслирующую (обеспечение целостности
и воспроизводимости этнонациональных
сообществ);
развивающую (формирование и развитие
национального самосознания);
дифференцирующую (выявление национально-культурных
потребностей человека, этнических групп);
интегрирующую (обеспечение взаимодействия,
взаимопроникновения и взаимообогащения
культур, интеграция личности в системы
мировой и национальной культуры).
Именно образованный человек причастен
к исторической и культурной традиции.
Он ощущает принадлежность к определенной
общности и народу, у него сформированы
культурные потребности: стремление к
нравственности, осмысленной деятельности,
красоте, высшим духовным началам.
Другое образовательное требование -
понимание и принятие иной культуры. Лишь
при взаимодействии, диалоге культур проявляются
принципы и особенности каждой отдельной
культуры.
Этнокультурное образование - это образование,
направленное на сохранение этнокультурной
идентичности личности путем приобщения
к родному языку и культуре с одновременным
освоением ценностей мировой культуры.
Принятие идеи этнокультурного образования
означает создание национальной системы
обучения и воспитания, базирующейся на
идее культурного и лингвистического
плюрализма, сочетающей мировой уровень
технической и информационной оснащенности
образования с традиционными культурными
ценностями.
Основными условиями реализации данной
идеи являются: развитие и укрепление
национальных начал образования и школы;
признание и обеспечение безусловного
приоритета для личности родного языка
и культуры; демократизация образования;
вариативность и мобильность образования
как по типу собственности, так и по многообразию
каналов реализации этнокультурных интересов;
общедоступность и дифференцированность
образовательных услуг; открытость и адаптивность
национальной системы образования ко
всему прогрессивному в мировой практике
в данной сфере; непрерывность образовательной
деятельности, направленной на реализацию
этнокультурных запросов личности и общества;
целенаправленная ориентация системы
образования на выявление и удовлетворение
спроса на услуги в области этнокультурных
потребностей; наличие региональных программ
по данной проблеме с учетом особенностей
этнического состава населения на базе
единой государственной программы.
При этом важно руководствоваться следующими
основными принципами:
- участие политических партий, иных общественных,
в том числе религиозных, объединений,
частных лиц в сфере оказания образовательных
услуг этническим и языковым группам должно
быть ограничено рамками закона;
- обеспечение фактического равноправия
наций и национальных групп в удовлетворении
их этнокультурных запросов в области
образования;
- понимание и принятие положения о приоритете
этнокультурных образовательных потребностей
личности над интересами общества, над
соображениями "целесообразности";
- реализация государственной политики
на основе обеспечения этнокультурного
консенсуса в обществе как важного условия
прогресса и процветания Казахстана;
- внедрение в практику глобальных ценностей
интернациональной культуры: консолидации
и межнационального согласия, прав и свобод
индивидуума и т.д.;
- осуществление подхода к образованию
не как к механизму передачи знаний и профессиональной
подготовки кадров, но как к культурообразующему
институту, важнейшему средству сохранения
и развития индивидуумом человеческой
и национальной самобытности;
- разработка и внедрение защитного механизма
от политизации и идеологизации образования
и школы;
- программный и комплексный подход к
решению проблемы, учет различных сторон
сложных процессов многонационального
культурного бытия.
В качестве основных задач этнокультурного
образования выдвигаются:
- воспитание поликультурной личности:
создание условий для идентификации личности
со своей исконной культурой и усвоения
других культур. Ориентация на диалог
культур, их взаимообогащение;
- формирование многоязычного индивида:
подготовка граждан, способных эффективно
общаться на родном, государственном и
русском языках. Реализация тем самым
модели "двух лояльностей": по отношению
к собственной этнонациональной группе
и по отношению к государству. В реальной
практике речь может идти об эффективном
владении тремя, четырьмя и более языками.
Необходимой предпосылкой становления
в Казахстане системы этнокультурного
образования является создание этнокультурного
образовательного пространства.
3. Цель и задачи
Цель: определение стратегических
приоритетов в развитии образования
для формирования национальной модели
многоуровневого непрерывного образования,
интегрированной в мировое
Основные задачи: совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы функционирования казахстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управлении образованием;
развитие образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана;
обновление содержания образования,
учебного, учебно-методического
создание национальной системы оценки качества образования;
интеграция образования, науки и производства;
создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования и обучения;
совершенствование финансового,
кадрового обеспечения системы
образования, а также повышение
социального статуса
интеграция в мировое образовательное пространство.
Информация о работе Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан