Содержание
Введение
Система патриотического воспитания
призвана способствовать всемерному привлечению
граждан к решению общегосударственных
задач, развитию у них государственного
мышления, умению действовать в соответствии
с национальными интересами России. Она
включает в себя государственные учреждения,
общественные организации, нормативно-правовую
и духовно-нравственную базу воспитательной,
образовательной и массовой просветительной
деятельности, а также комплекс мероприятий
по формированию патриотических чувств
и сознания граждан Российской Федерации
(см. схему).
Функционирование системы патриотического
воспитания в России осуществляется
на базе государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»
(далее - Программа), утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации №
422 от 11.07.2005 года.
Основной целью Программы является
совершенствование системы патриотического
воспитания, обеспечивающей развитие
России как свободного, демократического
государства, формирование у граждан высокого
патриотического сознания, верности Отечеству,
готовности к выполнению конституционных
обязанностей.
Ее реализация осуществляется по следующим
направлениям:
- Четкое согласование целенаправленной деятельности государственных органов всех уровней и координация работы общественных, религиозных организаций (объединений), творческих союзов в интересах патриотического воспитания. На федеральном уровне организационное сопровождение
Программы осуществляет Российский государственный
военный историко-культурный центр (Росвоенцентр)
при Правительстве Российской Федерации.
Ее головные исполнители - Министерство
образования и науки РФ, Министерство
культуры и массовых коммуникаций РФ,
Министерство обороны РФ. В федеральных
органах исполнительной власти созданы
советы по патриотическому воспитанию,
а в субъектах Российской Федерации региональные
межведомственные координационные советы.
Рабочими органами указанных советов
являются центры патриотического воспитания.
На основе Концепции патриотического
воспитания граждан РФ (одобрена на заседании
Правительства РФ в 2003 г.) и Программы приняты
ведомственные и региональные программы
патриотического воспитания. В Министерстве
обороны РФ ведомственная программа патриотического
воспитания на 2006 -2010 годы утверждена приказом
министра обороны 2006 года № 28. Решение
организационных вопросов по ее реализации
возложено на Главное управление воспитательной
работы ВС РФ. Так как любая система без
профессионально подготовленных и имеющих
практический опыт воспитателей ничего
не стоит, программа предусматривает подготовку
на федеральном и региональном уровнях
специалистов в области патриотического
воспитания.
- Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического
воспитания. Это направление включает
в себя разработку и принятие законодательных
актов, определяющих функции и взаимодействие
органов государственной власти, местного
управления, общественных и религиозных
организаций в вопросах патриотического
воспитания граждан России. Правовой основой
патриотического воспитания на современном
этапе являются Конституция РФ; Федеральные
законы «Об образовании», «О воинской
обязанности и военной службе», «О ветеранах»,
«О днях воинской славы (победных днях)
России»; Концепция патриотического воспитания
граждан Российской Федерации; «Программа
патриотического воспитания граждан Российской
Федерации на 2006 -2010 годы» и другие нормативные
правовые акты.
- Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического
воспитания. Для реализации этого направления
предусматриваются:
- подготовка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;
- разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического
воспитания;
- разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан РФ;
- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
- Информационное обеспечение в области патриотического воспитания. Оно предусматривает: расширение военно-патриотической тематики в телерадиовещании и печатных изданиях; противодействие попыткам дискредитации патриотической идеи в средствах массовой информации, в произведениях
литературы и искусства; создание условий
для более широкого участия СМИ в пропаганде
патриотизма; содействие развитию творческого
потенциала журналистов, писателей и кинематографистов
в области патриотического воспитания.
- Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В этих целях предполагается проводить: мероприятия, направленные на разъяснение смысла, содержания, истории возникновения и развития основных символов государства - Герба, флага и гимна; расширение выпуска полиграфической
продукции с изображением национальных
символов России и обеспечение ей образовательных
учреждений, воинских частей, общественных
организаций, патриотических клубов и
центров; изучение в образовательных учреждениях
государственной символики России; а также
осуществлять поддержку организаторов
всероссийских конкурсов, семинаров, конференций
и выставок по вопросам патриотического
воспитания граждан с использованием
государственных символов России.
Составной частью патриотического воспитания
является военно-патриотическое воспитание,
основными задачами которого являются
формирование готовности и способности
молодежи к военной службе, воспитание
верности боевым и героическим традициям
Российской армии, сознательного отношения
к выполнению конституционного долга
по защите Отечества, обеспечению его
безопасности и суверенитета.
Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи
Концепция военно-патриотического
воспитания детей и молодежи представляет
собой современное понимание военно-патриотического
воспитания как одного из приоритетных
направлений деятельности государственных
институтов в условиях реформирования
общества, Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов. Содержание
концепции раскрывается посредством изложения
совокупности основных идей, положений,
определяющих направленность, характер
и другие компоненты воспитания патриотизма,
готовности к достойному служению Отечеству
у российской молодежи в современных условиях.
При этом учитывается опыт и достижения
прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего
дня, тенденции развития важнейших сфер
нашей жизни.
Концепция представляет собой систематизированное
и последовательное изложение теоретических
основ военно-патриотического воспитания
молодежи, обоснование его исходных
установок, целей, содержания, задач, принципов,
направлений, форм, методов, а также условий
обеспечения эффективности этой деятельности
в процессе взаимодействия ее субъектов
— соответствующих министерств, ведомств,
общественных объединений и организаций,
органов местного самоуправления. Сущность
этой деятельности определяется, с одной
стороны, интересами и требованиями военной
и других, связанных с ней, видов государственной
службы к личности, с другой — интересами
общества и самой личности, ее отношением
к проблемам, решаемым государственными
институтами в целях укрепления обороноспособности
и безопасности страны.
Цель и задачи военно-патриотического воспитания
Цель и задачи военно-патриотического
воспитания — развитие у молодежи гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных
и социальных ценностей, формирование
у нее профессионально значимых качеств,
умений и готовности к их активному проявлению
в различных сферах жизни общества, особенно
в процессе военной и других, связанных
с ней, видов государственной службы, верности
конституционному и воинскому долгу в
условиях мирного и военного времени,
высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется
выполнение следующих основных задач:
проведение научно-обоснованной
управленческой и организаторской
деятельности по созданию условий для
эффективного военно-патриотического
воспитания молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям, повышение
престижа государственной, особенно военной
службы;
создание новой эффективной системы военно-патриотического
воспитания, обеспечивающей оптимальные
условия развития у молодежи верности
к Отечеству, готовности к достойному
служению обществу и государству, честному
выполнению долга и служебных обязанностей;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу
в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов.
Содержание военно-патриотического
воспитания
В содержании военно-патриотического
воспитания можно выделить два основных,
тесно взаимосвязанных между собой
компонента. Первый из них характеризуется
более широкой социально-педагогической
направленностью. Он основывается на таких
элементах как: позитивные мировоззренческие
взгляды и позиции по основным социальным,
историческим, нравственным, политическим,
военным и другим проблемам, важнейшие
духовно-нравственные, деятельностные
качества (любовь к Родине, уважение к
законности, ответственность за выполнение
конституционных обязанностей по защите
Отечества и обеспечению безопасности
его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент
содержания является доминирующим и
составляет его ядро. Только сформировав
личность гражданина и патриота России
с присущими ему ценностями, взглядами,
ориентациями, интересами, установками,
мотивами деятельности и поведения,
можно рассчитывать на успешное решение
более конкретных задач по подготовке
к реализации функции защиты Отечества,
к военной и другим, связанным с ней, видам
государственной службы.
В современных условиях, когда решается
проблема профессионализации личного
состава Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов, значительно
возрастают роль и значение специфического
компонента содержания военно-патриотического
воспитания. Это предполагает его более
глубокую и последовательную дифференциацию,
основательную и всестороннюю разработку
в соответствии с теми конкретными задачами
(и прежде всего практического характера),
которые возлагаются на защитников Отечества
в процессе прохождения военной и других,
связанных с ней, видов государственной
службы.
Специфический компонент военно-патриотического
воспитания характеризуется значительно
большей конкретной и деятельностной
направленностью. Практическая реализация
этого содержания призвана обеспечить:
глубокое понимание каждым молодым
человеком своей роли и места в служении
Отечеству, основанном на высокой личной
ответственности за выполнение требований
военной и государственной службы; убежденность
в необходимости выполнения функции защиты
Отечества в современных условиях; формирование
основных качеств, свойств, навыков, привычек,
необходимых для успешного выполнения
обязанностей в рядах Вооруженных Сил
РФ, других войск, воинских формирований
и органов. Основой содержания специфического
компонента является любовь к Отечеству,
верность гражданскому и воинскому долгу,
воинская честь, храбрость, стойкость,
самоотверженность, доблесть, мужество,
взаимовыручка.
В современных условиях в содержании
военно-патриотического воспитания
молодежи в качестве приоритетных выделяются
следующие духовно-нравственные ценности:
- гражданственность;
- общенациональность в государственном масштабе;
- приоритет общественно-государственных интересов над личными;
лояльность к основам государственного
и общественного строя, к существующей
политической системе;
- патриотизм, преданность своему Отечеству;
- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
гуманизм и нравственность, чувство собственного
достоинства;
социальная активность, ответственность,
нетерпимость к нарушениям норм морали
и права.
Основополагающие
принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов
военно-патриотического воспитания,
представляющих собой исходные руководящие
положения при осуществлении практической
деятельности в этой сфере, выделяются:
научность; гуманизм; демократизм; приоритетность
исторического, культурного наследия
России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность
в развитии молодежи, с учетом особенностей
ее различных категорий; многообразие
форм, методов и средств, используемых
в целях обеспечения эффективности воспитания;
его направленность на развитие возможностей,
способностей и качеств каждой личности
на основе индивидуального подхода; тесная
и неразрывная связь с другими видами
воспитания.
Реализация этих принципов в
процессе военно-патриотического воспитания
молодежи призвана обеспечить развитие
у нее нового, по-настоящему заинтересованного
отношения к военной и государственной
службе, готовности к достойному выполнению
функции по защите Отечества, и осуществляется
по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное
— осознание личностью высших ценностей,
идеалов и ориентиров, социально значимых
процессов и явлений реальной жизни, способность
руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности
и поведении.
Историческое
— познание наших корней, осознание неповторимости
Отечества, его судьбы, неразрывности
с ней, гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников и исторической
ответственности за происходящее в обществе
и государстве.
Политико-правовое
— формирование глубокого понимания конституционного
и воинского долга, политических и правовых
событий и процессов в обществе и государстве,
военной политики, основных положений
концепции безопасности страны и военной
доктрины, места и роли Вооруженных Сил
РФ, других войск, воинских формирований
и органов в политической системе общества
и государства.
Патриотическое
— воспитание важнейших духовно-нравственных
и культурно-исторических ценностей, отражающих
специфику формирования и развития нашего
общества и государства, национального
самосознания, образа жизни, миропонимания
и судьбы россиян.
Профессионально-деятельностное
— формирование добросовестного и ответственного
отношения к труду, связанному со служением
Отечеству, стремления к активному проявлению
профессионально-трудовых качеств в интересах
успешного выполнения служебных обязанностей
и поставленных задач.
Психологическое
— формирование у молодежи высокой психологической
устойчивости, готовности к выполнению
сложных и ответственных задач в любых
условиях обстановки, способности преодолевать
тяготы и лишения военной и других видов
государственной службы, важнейших психологических
качеств, необходимых для успешной жизни
и деятельности в коллективе подразделения,
части.