Концепция военно-патриотического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России. Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи 5
Цель и задачи военно-патриотического воспитания 6
Содержание военно-патриотического воспитания 7
Основополагающие принципы и направления их реализации 8
Система военно-патриотического воспитания включает: 10
Основные направления и условия обеспечения военно-патриотического воспитания 12
Дополнительные сведения по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи, ее подготовки к защите Отечества 13
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи 7 Ц.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

   Воспитание на воинских традициях,  представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы: массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Все эти направления органически  взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

 

Система военно-патриотического воспитания включает:

  1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.
  2. Массовую, патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).
  3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.  
    Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Наиболее перспективным в плане  высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Основные направления  и условия обеспечения военно-патриотического воспитания

 

В соответствии с вышеизложенным можно выделить следующие основные направления и условия:

Информационно-разъяснительное  обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати; преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.

Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.

Педагогическое и методическое обеспечение — фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.

Обеспечение  взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.

Дополнительные  сведения по проблемам военно-патриотического  воспитания молодежи, ее подготовки к  защите Отечества

 

В истории России патриотическому  воспитанию молодежи всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множилась осознанием славных побед наших предков на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других сражениях и войнах. Высокий патриотизм россиян был отражен и в девизах "За Веру, Царя и Отечество", "За нашу Советскую Родину", с которыми они шли в бой и побеждали.

Сегодня патриотизм востребован в стране пока недостаточно, а десять-пятнадцать лет назад подвергался даже серьезным нападкам. Неприязнь к своему, российскому, стала доминантой психики некоторой части нашего населения. Беспечность ряда граждан и особенно среди молодежи выросла до такого предела, что не обращалось внимание на военные приготовления в других государствах, всерьез заявлялось о ненужности Российских Вооруженных Сил.

Это подтверждают и результаты социологических  опросов. Например, на исходе ХХ века, лишь 1,8% молодых людей связывали счастье личной жизни с возможностью приносить пользу обществу, тогда как 35% опрошенных заявляли о готовности покинуть Россию, а около 70% — о ненужности военной службы.

В другом случае, когда социологические  исследования проводились в  воинских коллективах, на вопрос: "Что из общечеловеческих ценностей вы будете защищать в первую очередь, рискуя своей жизнью?" Ответы распределились в следующем порядке: на первое место 78% опрошенных военнослужащих поставили свою семью и ближайших родственников, 55% — родную землю, личную свободу и независимость, 30% — законность и порядок в стране и только 5% — идеалы гражданственности.

Порой отрицательное влияние на молодежь оказывают и средства массовой информации. Как отмечалось, еще в 1996 г., в письме в "Красную звезду" известных военачальников, общественных деятелей, ученых, мастеров культуры "... эфир и пресса переполнены материалами, порочащими Вооруженные Силы России, унижающими честь и достоинство человека в военной форме. Кроме того, героем средств массой информации становится дезертир, юноша, уклоняющийся от военной службы или отказывающийся выполнять приказ командира, а сама служба преподносится как своеобразная форма наказания. В результате армия стала объектом насмешек и нелюбви среди определенной части населения и, прежде всего молодежи призывного возраста".

В сложившихся условиях обществу и государству необходимо было повернуться лицом к проблеме патриотического воспитания молодежи. Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан. О том, что это возможно и вполне реально, подтверждают многочисленные примеры мужества и отваги, проявленные военнослужащими Министерства обороны РФ в Чеченской Республике, где 116 воинам было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Военно-патриотическое воспитание молодежи стало улучшаться с середины 1999 г., когда в государстве и его органах, Вооруженных Силах стало очевидной, негативная роль антипатриотизма. Положительно содействует этому подготовка к 65-летию Победы советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией, создание необходимой материальной базы.

В результате в стране несколько  повысился авторитет Вооруженных  Сил и военной службы, сравнительно удовлетворительно прошел призыв молодежи в армию, особенно когда уменьшился вдвое срок службы по призыву. Однако этого пока недостаточно. Необходимо, чтобы идеей патриотизма глубоко проникся каждый гражданин Российской Федерации.

У нас есть богатый опыт решения  проблемы обучения и воспитания молодежи, подготовки ее  к военной службе. Прежде армия и школа имели тесные контакты: к воинским частям, кораблям, учреждениям прикреплялись подшефные школы. Солдаты, матросы, офицеры были нередкими гостями на школьных мероприятиях, а ребята в воинских частях.

Выпускники, уходя в армию, поступая в военные училища, не прекращали связи со своими классами, школами, вели с ними переписку. В школы приходили благодарственные письма и фотографии воинов у развернутых знамен частей. Наряду с дворцами пионеров, детскими спортивными школами, станциями юных техников активно использовалась база воинских частей для развития творческих способностей школьников, их технических и военных знаний, навыков, умений, физического совершенства.

Важное значение в деле военно-патриотического  воспитания школьников имела начальная  военная подготовка. Она включала в себя изучение основ военного дела и военной службы, получение медицинских знаний, приобретение практических навыков по гражданской обороне и действий в экстремальных ситуациях.

Проводимая в школах работа по привитию молодежи элементов допризывной подготовки, несмотря на определенные недостатки, оправдывала затраченные на нее средства и была нацелена на гармоническое развитие у учащихся физических, нравственных, гражданских качеств, позволяла юношам в течение двух лет подготовить себя не только к военной службе, но и к дальнейшей трудовой деятельности.

К сожалению, взаимодействие школы  и армии ныне значительно ослабло  и тем приятнее констатировать, что  в стране есть регионы, где доброе отношение к военно-патриотическому  воспитанию молодежи, начальной военной подготовке вновь восстанавливается. Это северо-западный регион, где вслед за Ленинградской областью на усовершенствованную программу обучения основам военного дела перешли образовательные учреждения Мурманской, Новгородской и Псковской областей.

Это Краснодарский и Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, исполнительные органы, которых приняли  решение ввести в общеобразовательных  учреждениях программы по начальной  военной подготовке молодежи. Значительно расширена сеть классов, занимающихся по углубленной программе изучения военного дела, в общеобразовательных учреждениях Татарии, Башкирии, Удмуртии,  Марий-Эл, Саратовской и Оренбургской областях.

Другой проблемой, оказывающей  влияние на уровень военно-патриотического  воспитания молодежи, стало резкое падение среди юношества престижа военной службы вообще, и службы по призыву, в частности. Сейчас, постепенно эта картина меняется, что связано с сокращением срока службы и изменением психологического климата в армии и лучшим материальным обеспечением боеспособности вооруженных сил.

Информация о работе Концепция военно-патриотического воспитания