Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:26, контрольная работа
Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России. Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Введение 3
Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи 5
Цель и задачи военно-патриотического воспитания 6
Содержание военно-патриотического воспитания 7
Основополагающие принципы и направления их реализации 8
Система военно-патриотического воспитания включает: 10
Основные направления и условия обеспечения военно-патриотического воспитания 12
Дополнительные сведения по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи, ее подготовки к защите Отечества 13
Список используемой литературы…
Воспитание на воинских
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Система военно-патриотического воспитания включает:
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в
В соответствии с вышеизложенным можно выделить следующие основные направления и условия:
Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати; преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.
Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.
Педагогическое и методическое обеспечение — фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.
Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.
В истории России патриотическому воспитанию молодежи всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множилась осознанием славных побед наших предков на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других сражениях и войнах. Высокий патриотизм россиян был отражен и в девизах "За Веру, Царя и Отечество", "За нашу Советскую Родину", с которыми они шли в бой и побеждали.
Сегодня патриотизм востребован в стране пока недостаточно, а десять-пятнадцать лет назад подвергался даже серьезным нападкам. Неприязнь к своему, российскому, стала доминантой психики некоторой части нашего населения. Беспечность ряда граждан и особенно среди молодежи выросла до такого предела, что не обращалось внимание на военные приготовления в других государствах, всерьез заявлялось о ненужности Российских Вооруженных Сил.
Это подтверждают и результаты социологических опросов. Например, на исходе ХХ века, лишь 1,8% молодых людей связывали счастье личной жизни с возможностью приносить пользу обществу, тогда как 35% опрошенных заявляли о готовности покинуть Россию, а около 70% — о ненужности военной службы.
В другом случае, когда социологические исследования проводились в воинских коллективах, на вопрос: "Что из общечеловеческих ценностей вы будете защищать в первую очередь, рискуя своей жизнью?" Ответы распределились в следующем порядке: на первое место 78% опрошенных военнослужащих поставили свою семью и ближайших родственников, 55% — родную землю, личную свободу и независимость, 30% — законность и порядок в стране и только 5% — идеалы гражданственности.
Порой отрицательное влияние на молодежь оказывают и средства массовой информации. Как отмечалось, еще в 1996 г., в письме в "Красную звезду" известных военачальников, общественных деятелей, ученых, мастеров культуры "... эфир и пресса переполнены материалами, порочащими Вооруженные Силы России, унижающими честь и достоинство человека в военной форме. Кроме того, героем средств массой информации становится дезертир, юноша, уклоняющийся от военной службы или отказывающийся выполнять приказ командира, а сама служба преподносится как своеобразная форма наказания. В результате армия стала объектом насмешек и нелюбви среди определенной части населения и, прежде всего молодежи призывного возраста".
В сложившихся условиях обществу и государству необходимо было повернуться лицом к проблеме патриотического воспитания молодежи. Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан. О том, что это возможно и вполне реально, подтверждают многочисленные примеры мужества и отваги, проявленные военнослужащими Министерства обороны РФ в Чеченской Республике, где 116 воинам было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Военно-патриотическое воспитание молодежи стало улучшаться с середины 1999 г., когда в государстве и его органах, Вооруженных Силах стало очевидной, негативная роль антипатриотизма. Положительно содействует этому подготовка к 65-летию Победы советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией, создание необходимой материальной базы.
В результате в стране несколько
повысился авторитет
У нас есть богатый опыт решения проблемы обучения и воспитания молодежи, подготовки ее к военной службе. Прежде армия и школа имели тесные контакты: к воинским частям, кораблям, учреждениям прикреплялись подшефные школы. Солдаты, матросы, офицеры были нередкими гостями на школьных мероприятиях, а ребята в воинских частях.
Выпускники, уходя в армию, поступая в военные училища, не прекращали связи со своими классами, школами, вели с ними переписку. В школы приходили благодарственные письма и фотографии воинов у развернутых знамен частей. Наряду с дворцами пионеров, детскими спортивными школами, станциями юных техников активно использовалась база воинских частей для развития творческих способностей школьников, их технических и военных знаний, навыков, умений, физического совершенства.
Важное значение в деле военно-патриотического воспитания школьников имела начальная военная подготовка. Она включала в себя изучение основ военного дела и военной службы, получение медицинских знаний, приобретение практических навыков по гражданской обороне и действий в экстремальных ситуациях.
Проводимая в школах работа по привитию молодежи элементов допризывной подготовки, несмотря на определенные недостатки, оправдывала затраченные на нее средства и была нацелена на гармоническое развитие у учащихся физических, нравственных, гражданских качеств, позволяла юношам в течение двух лет подготовить себя не только к военной службе, но и к дальнейшей трудовой деятельности.
К сожалению, взаимодействие школы
и армии ныне значительно ослабло
и тем приятнее констатировать, что
в стране есть регионы, где доброе
отношение к военно-
Это Краснодарский и Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, исполнительные органы, которых приняли решение ввести в общеобразовательных учреждениях программы по начальной военной подготовке молодежи. Значительно расширена сеть классов, занимающихся по углубленной программе изучения военного дела, в общеобразовательных учреждениях Татарии, Башкирии, Удмуртии, Марий-Эл, Саратовской и Оренбургской областях.
Другой проблемой, оказывающей
влияние на уровень военно-
Информация о работе Концепция военно-патриотического воспитания