Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:42, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение конфликтных ситуаций и путей их разрешения. Актуальность данной темы: Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Столкновение точек зрения, расхождение мнений, позиций — очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду — в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную позицию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию.
Введение…………………………………………………………………..стр. 3
1. Конфликт и конфликтная ситуация……...………………………..стр. 4-7
2. Функция конфликта ………………………………………………..стр. 7-9
3. Разрешение конфликтных ситуаций ………...…….…………...…стр. 9-12
Заключение……………………………………………………….......….стр. 13-14
Список литературы…………………………………………………...…стр. 15
Литературная справка………………………………………………..…стр. 16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конфликт и конфликтная ситуация……...………………………..стр.
4-7
2. Функция конфликта ………………………………………………..стр.
7-9
3. Разрешение конфликтных
ситуаций ………...…….…………...…стр. 9-12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Литературная справка………………………………………………..…
Во всех сферах человеческой
деятельности при решении разнообразных
задач в быту, на работе или отдыхе приходится
наблюдать различные по своему содержанию
и силе проявления конфликты. Они занимают
значительное место в жизни каждого человека,
поскольку последствия некоторых конфликтов
бывают слишком ощутимы на протяжении
многих лет жизни. Они могут съедать жизненную
энергию одного человека или группы людей
в течение нескольких дней, недель, месяцев
или даже лет.
Когда люди думают о конфликте,
они чаще всего ассоциируют его с агрессией,
угрозами, спорами, враждебностью, войной
и т.п. В результате, бытует мнение, что
конфликт - явление всегда нежелательное,
что его необходимо, по возможности избегать
и что его следует немедленно разрешать,
как только он возникнет. Деловые отношения
по праву можно назвать наиболее конфликтными.
Хотя любой конфликт - скорее негативное
явление.
Целью данной
контрольной работы является изучение
конфликтных ситуаций и путей их разрешения.1 Актуальность
данной темы: Каждый человек в своей
жизни неоднократно сталкивается с конфликтами
разного рода. Столкновение точек зрения,
расхождение мнений, позиций — очень частое
явление производственной и общественной
жизни. Можно сказать, что такого рода
конфликты существуют всюду — в семье,
на работе, в школе. Чтобы выработать верную
позицию поведения в различных конфликтных
ситуациях, очень полезно знать, что такое
конфликты и как люди приходят к согласию.
Знание конфликтов повышает культуру
общения и делает жизнь человека не только
более спокойной, но и более устойчивой
в психологическом отношении.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение)
— столкновение сторон, мнений, сил, перерастание
конфликтной ситуации в открытое столкновение;
борьба за ценности и претензии на определенный
статус, власть, ресурсы, в которой целями
являются нейтрализация, нанесение ущерба
или уничтожение соперника.
Как у многих понятий у конфликта
имеется множество определений и толкований.
Одно из них определяет конфликт как отсутствие
согласия между двумя или более сторонами,
которые могут быть конкретными лицами
или группами. Каждая сторона делает все,
чтобы была принята ее точка зрения или
цель, и мешает другой стороне делать то
же самое.
Различие людей во взглядах,
несовпадение восприятия и оценок тех
или иных событий достаточно часто приводят
к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся
ситуация представляет собой угрозу для
достижения поставленной цели хотя бы
одному из участников взаимодействия,
то возникает конфликтная ситуация. Достаточно
часто в основе конфликтной ситуации лежат
объективные противоречия, но иногда бывает
достаточно какой-либо мелочи: неудачно
сказанного слова, мнения, т. е. инцидента
– и конфликт может начаться.
Конфликт = конфликтная ситуация
+ инцидент.
Конфликты существуют столько,
сколько существует человек. Однако общепринятой
теории конфликтов, объясняющей их природу,
влияние на развитие коллективов, общества,
нет, хотя имеются многочисленные исследования
по вопросам возникновения, функционирования
конфликтов, управления ими.2
Конфликт – борьба за ценности
и претензии на определенный статус, власть,
ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация,
нанесения ущерба или уничтожение соперника.
В данном определении четко
и ясно указаны цели конфликтного взаимодействия,
возможные действия в случае сопротивления
оппонента, причем действия перечисляются
в порядке нарастания силы.
Конфликт - столкновение
противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов двух или
более людей.
В этом определении акцент
сделан на предмет столкновения в виде
противоположных целей, интересов, а вопрос
методов воздействия остается неизвестным.
Признаки конфликта включают:
наличие ситуации, воспринимаемой участниками
как конфликтной; неделимость объекта
конфликта, т.е. предмет не может быть поделен
справедливо между участниками конфликтного
взаимодействия; желание участников продолжить
конфликтное взаимодействие для достижения
своих целей, а не выход из создавшейся
ситуации.
Основными составляющими
конфликта являются: субъекты конфликта
(участники конфликтного взаимодействия),
объект конфликта (то, что вызывает противодействие
у участников конфликта), инцидент, причины
конфликта (почему происходит столкновение
интересов); методы регулирования конфликта
и диагностики конфликта3.
Конфликтная ситуация —
это противоречивые позиции сторон по
какому - либо поводу, стремление к противоположным
целям, использование различных средств
по их достижению, несовпадение интересов,
желаний и т.д.
Достаточно часто в основе
конфликтной ситуации лежат объективные
противоречия, но иногда бывает достаточно
какой-либо мелочи: неудачно сказанного
слова, мнения, т.е. инцидента — и конфликт
может начаться. В конфликтной ситуации
уже проявляются возможные участники
будущего конфликта — субъекты или оппоненты,
а также предмет спора или объект конфликта.
Конфликт начинается с того
момента, когда хотя бы один из взаимодействующих
субъектов осознает различие своих интересов
и принципов от интересов и принципов
другого субъекта и начинает односторонние
действия по сглаживанию этих различий
в свою пользу (еще не понимая четко, в
чем они заключаются).
Первым признаком конфликта
можно считать напряженность, которая
проявляется вследствие недостатка или
противоречивости информации, недостаточности
знаний для преодоления затруднения. Настоящий
конфликт часто проявляется при попытке
убедить другую сторону или нейтрального
посредника, что “вот почему он не прав,
а моя точка зрения правильная”.
Человек может попытаться
убедить других принять его точку зрения
или заблокировать чужую с помощью первичных
средств влияния, таких как принуждение,
вознаграждение, традиция, экспертные
оценки, харизма, убеждения или участие.
Конфликт имеет следующие
фазы.
1) Конфронтационная (военная)
– стороны стремятся обеспечить свой
интерес за счет ликвидации интереса чужого
(в их представлении это обеспечивается
либо добровольным или вынужденным отказом
другого субъекта от своего интереса,
либо лишением его права иметь свой интерес,
либо уничтожением носителя другого интереса,
что уничтожает естественным образом
и сам этот интерес, а следовательно, и
гарантирует обеспечение собственного).
2) Компромиссная (политическая)
– стороны стремятся по возможности достигнуть
своего интереса через переговоры, в ходе
которых производят4 замену отличающихся интересов
каждого субъекта на общий компромиссный
(как правило, каждая из сторон пытается
обеспечить в нем по максимуму свой собственный).
3) Коммуникативная (управленческая)
– выстраивая коммуникацию, стороны достигают
согласия, основанного на том. Что суверенитетом
обладают не только сами субъекты конфликта,
но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению
интересов, ликвидируя лишь незаконные,
с точки зрения общества, различия.
Функция конфликта – определенное
назначение конфликта в зависимости от
принятых норм в группе, коллективе, обществе.
Долгое время считалось, что конфликты
вредны и пользы от них нет никакой, они
ведут лишь к различного рода потерям.
В 1956 г. ученый Л. Козер (США) в работе «Функции
социальных конфликтов» предложил рассматривать
положительные функции конфликта в отношении
организации и участников конфликта.
В настоящее время выделяют
следующие функции конфликта:
- позитивные (разрядка напряженности
между конфликтующими сторонами, получение
новой информации об оппоненте, сплочение
коллектива организации при противоборстве
с внешним врагом, стимулирование к изменениям
и развитию; снятие синдрома покорности
у подчиненных; диагностика возможностей
оппонентов);
- негативные (большие эмоциональные, материальные
затраты на участие в конфликте, увольнение
сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение
социально - психологического климата
в коллективе, представление о5
побежденных группах, как о врагах, чрезмерное
увлечение процессом конфликтного взаимодействия
в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества
между частью сотрудников после завершения
конфликта, сложное восстановление деловых
отношений — «шлейф конфликта»).
Движущей силой в конфликте
является любопытство или стремление
человека или победить, или сохранить,
или улучшить свое положение, безопасность,
устойчивость в коллективе или надежда
на достижение поставленной в явном или
не явном виде цели.
Как поступить в той или
иной ситуации, часто бывает не ясно.
Характерной особенностью
любого конфликта является то, что ни одна
из участвующих сторон не знает заранее
точно и полностью всех решений, принимаемых
другими сторонами, их будущее поведение,
и, следовательно, каждый вынужден действовать
в условиях неопределенности.
Возможность конфликтов
заложена в существе самой человеческой
жизни.
Причины конфликтов коренятся
в аномалиях общественной жизни и несовершенстве
самого человека. Среди причин, порождающих
конфликты, следует назвать, прежде всего,
социально-экономические, политические
и нравственные. Они являются питательной
средой для возникновения различного
рода конфликтов. На возникновение конфликтов
оказывают влияние психофизические и
биологические особенности людей.
У всех конфликтов есть несколько
причин. Основными причинами конфликта
являются ограниченность ресурсов, которые
нужно делить, взаимозависимость заданий,
различия в целях, различия в представлениях
и ценностях, различия в манере поведения,
в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Достаточно часто в основе конфликтной
ситуации лежат объективные противоречия,
но иногда бывает достаточно какой-либо
мелочи — неудачно сказанного слова, высказанного
мнения и появляется противоречие.
Для перерастания возникшего
противоречия в конфликтной ситуации6 необходимы следующие условия:
значимость ситуации для участников конфликтного
взаимодействия; препятствие со стороны
одного из оппонентов к достижению целей
другим участником (даже если это субъективное,
далекое от реальности восприятие одним
из участников); превышение личной или
групповой терпимости к возникшему препятствию,
хотя бы у одной из сторон.
Конфликтная ситуация — понятие достаточно подвижное, неустойчивое, оно легко может измениться при изменении любого из ее элементов, взглядов оппонентов, отношений «объект— оппонент», подмены объекта конфликта, появления условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.
3. Разрешение конфликтных ситуаций
В конфликтной ситуации можно
находиться очень долго, свыкнуться с
ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать
о том, что рано или поздно произойдет
некое стечение обстоятельств, инцидент,
который обязательно приведет к открытому
противостоянию сторон, к демонстрации
взаимоисключающих позиций.
Возьмем пример типичного
внутреннего конфликта руководителя.
Несколько лет назад он принял
на работу сестру жены из-за сочувствия
к ее материальному положению. Ситуация,
по определению, конфликтная. Ничего страшного
до поры до времени не происходит, руководитель
с удовольствием пользуется дополнительным
источником информации о7
настроениях в коллективе и жена довольна…
Но становится известно, что уходит начальник
отдела, в котором трудится свояченица.
Естественно, она претендует на освободившуюся
вакансию, ее сестра и коллектив отдела
также не сомневаются в назначении.
Руководитель же прекрасно
понимает, что с новыми обязанностями
она не справится. О возможности подобного
развития событий, безусловно, стоило
подумать заранее и четко обозначить свою
позицию по отношению к родственнице.
А теперь придется жертвовать либо интересами
дела, либо семейным спокойствием…
А что уж говорить о бедных
начальниках-мужчинах, если у них в подчинении
20 женщин… Часто, одно лишнее слово способно
вызвать настоящую революцию.
Необходимо помнить, что
каждое действие руководителя рассматривается
всеми сотрудниками через призму конфликтной
ситуации.
Конфликтная ситуация —
это необходимое условие возникновения
конфликта. Для перерастания такой ситуации
в конфликт, в динамику, необходимо внешнее
воздействие, толчок или инцидент.
Бывает так, что в одних случаях
разрешение конфликтов проходит весьма
корректно и профессионально грамотно,
а в других, что бывает чаще, - непрофессионально,
безграмотно с плохими исходами чаще для
всех участников конфликта, где нет победителей,
а есть только побежденные.
Из исследований известно,
что высокоэффективные компании в конфликтных
ситуациях пользовались стилем решения
проблем больше, чем малоэффективные компании.
В этих высокоэффективных организациях
руководители открыто обсуждали свои
расхождения во взглядах, не подчеркивая
разногласий, но и не делая вида, что их
вовсе не существует.
Имеется пять стилей разрешения
конфликтной ситуации: 1) уклонение - уход
от конфликта; 2) сглаживание - такое поведение,
как будто нет необходимости раздражаться;
3) принуждение - применение законной власти
или давление с целью навязать свою точку
зрения; 4) компромисс - уступка
8до некоторой степени другой
точке зрения; 5) решение проблемы - стиль,
предпочитаемый в ситуациях, которые требуют
разнообразие мнений и данных, характеризуется
открытым признанием разницы во взглядах
и столкновение этих взглядов для того,
чтобы найти решение приемлемое для обеих
сторон.
Некоторые предложения по
разрешению конфликта:
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
4. Создайте атмосферу
доверия, увеличив взаимное
5. Во время
общения создайте
Для
того чтобы разрешить конфликт
руководитель или посредник
но она, как в зеркале, отражается в тех
средствах и действиях, которые каждый
применяет для достижения своей цели.
Необходимо понимать, насколько .Профилактика
конфликтов – работа с еще не начавшимися,
а лишь возможными конфликтами. Она предполагает
их прогнозирование при постоянном информационно
- аналитическом сопровождении. Это требует
мониторинга конфликтных ситуаций менеджером
в своей организации и в организациях
подобного типа. Надо помнить, что объективного
описания конфликта не бывает, оно всегда
субъективно.противоречивы интересы спорящих.
Профилактика конфликтов
– работа с еще не начавшимися, а лишь
возможными конфликтами. Она предполагает
их прогнозирование при постоянном информационно
- аналитическом сопровождении. Это требует
мониторинга конфликтных ситуаций менеджером
в своей организации и в организациях
подобного типа. Надо помнить, что объективного
описания конфликта не бывает, оно всегда
субъективно.10
Чтобы эффективно управлять
развитием конфликта, необходимо с максимальной
точностью составить его диагноз. Затем
выяснить, кто вовлечен в конфликт, определить
потребности и опасения каждого из участников
конфликтной ситуации, связанной с данной
проблемой. Идеальным является восприятие
конфликта таким, каков он есть на самом
деле.
Недооценка конфликта может
привести к тому, что его анализ будет
проведен поверхностно и высказанные
на основе такого анализа предложения
окажутся малопригодными. Недооценка
конфликта может иметь объективные и субъективные
причины. Объективные — зависят от состояния
информационных и коммуникационных систем,
а субъективные — от неспособности или
нежелания отдельного человека соответствующим
образом оценить возникшую ситуацию.
Вредна не только недооценка,
но и переоценка существующего противостояния.
В этом случае предпринимаются усилия
гораздо большие, чем это действительно
необходимо. Переоценка конкретного конфликта
или перестраховка в отношении возможности
конфликтного инцидента может привести
к обнаружению конфликта там, где его в
действительности нет.
Предупреждать конфликты
можно, изменяя свое отношение к проблемной
ситуации и поведение в ней, а также воздействуя
на психику и поведение оппонента.
Для предотвращения межличностных
конфликтов необходимо оценивать, в первую
очередь то, что удалось сделать, а затем
– то, что не удалось: оценивающий должен
сам хорошо знать деятельность; оценку
давать по11
существу дела, а не по форме; оценивающий
должен отвечать за объективность оценки;
выявлять и сообщать оцениваемым работникам
причины недостатков; четко формулировать
новые цели и задачи; воодушевлять сотрудников
на новую работу.
Соблюдение этих рекомендаций
поможет конфликтующим сторонам предотвратить
конфликтные ситуации, а если они произошли,
то конструктивно их разрешить и найти
оптимальный выход из конфликта.12