Конфликт как объект педагогической среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения их в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, то конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Содержание работы

1. Конфликт: основные понятия..……………...…..…….…...……...4
1.1Определение, структура, причины конфликта……………….4
1.2Динамика конфликта…………….…..….….…………………..5
1.3Виды конфликтов………………………………………………8
1.4Функции конфликта……………………………………………9
2.Специфика педагогических конфликтов……………………….....11
2.1Структура педагогического коллектива……………………...11
2.2Проблема «трудных» учителей……………………………….13
2.3Основные факторы и причины конфликтов в школе……......17
2.4Разрешение и предупреждение конфликтов…………………20
3.Список использованной литературы………………………………23

Файлы: 1 файл

Конфликт как объект педагогической среды.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Челябинский государственный  университет

Химический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по предмету «Педагогика»

 

на тему «Конфликт как объект педагогической среды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил: Бурлев Денис Сергеевич

                          Группа: Х-201

                                                                       Проверил: Козин Анатолий Михайлович

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Конфликт: основные  понятия..……………...…..…….…...……...4

     1.1Определение, структура, причины конфликта……………….4

     1.2Динамика  конфликта…………….…..….….…………………..5

     1.3Виды конфликтов………………………………………………8

     1.4Функции  конфликта……………………………………………9

 

2.Специфика педагогических конфликтов……………………….....11

     2.1Структура педагогического коллектива……………………...11

     2.2Проблема «трудных»  учителей……………………………….13

     2.3Основные факторы  и причины конфликтов в школе……......17

     2.4Разрешение и предупреждение  конфликтов…………………20

 

3.Список использованной литературы………………………………23

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конфликт: основные понятия.

 

1.1 Понятие, структура, причины конфликта.

В основе любого конфликта  лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные  цели или средства их достижения их в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, то конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Чтобы отличать конфликт от конфликтной ситуации, можно применять следующую «формулу»:

Конфликт = Проблема + Конфликтная ситуация + Участники конфликта + Инцидент,

где: инцидент – это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострения противоречия и начало борьбы между ними;

участники конфликтной ситуации – это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлечённый во все фазы спора;

конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющий личную значимость для каждого из её участников.

 

То есть  конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон участников в решении проблемы, имеющий личную значимость для каждого из её участников. Его компоненты:

  1. предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради которого возникает конфликт.
  2. объект конфликта – является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации, рассматривается как причина, повод к конфликту;
  3. участники конфликта – субъекты, их устремления, восприятие конфликтной ситуации и поведение в конфликте,
  4. микро- и макросреда – условия, в которых находятся и действуют участники конфликта.

 

 

Важным моментом в  изучении проблемы конфликтов в коллективе является выявление их причин. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделить следующие: организационно-производственные, социальные и личностные.

Первая группа – это  те причины, которые препятствуют успешной работе человека: недостатки в организации производственных процессов; неблагоприятные условия труда; несовершенство системы его оплаты; ошибочность управленческих решений, недостаточная компетентность руководителя, недостатки стиля руководства, расхождения во взглядах на организацию работы, несовпадение точек зрения на решение профессиональной задачи и т. п.

Вторая группа отражает характер социальных отношений участников производственного коллектива: различия в способах оценки результатов деятельности и друг друга (предвзятая и негативная установка друг к другу); нарушение норм делового и неформального общения и т. д.

К третьей группе относятся  причины, возникающие в силу личностных особенностей участников взаимодействия: психологическая несовместимость отдельных членов коллектива; характерологические недостатки (конфликтная личность); неадекватность внутренней установки статусу.

 

1.2. Динамика конфликта.

 В динамике конфликта,  то есть в его реализации  как процесса, выделяют следующие стадии его развития:

1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой «инкубационной»  стадии развития конфликта могут  предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное  поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон.

Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

  • расширение числа участников;
  • нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
  • смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
  • возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции  сторон, особенно той, которая имеет  большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

В случае несовместимости  сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.

В другом случае, при обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения. Возможны два способа разрешения конфликта:

1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;

2) преобразование субъективной, психологической стороны, идеальных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.

Однако эффективность  применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к  частичному разрешению конфликта.

Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившая конфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.

Полное разрешение конфликта  достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.

Наиболее сложной задачей управления конфликтом на разрешительной стадии является преобразование субъективного образа, идеальной картины конфликтной ситуации у конфликтующих сторон. Проблема преобразования имеющихся ценностных установок, мотивов и принятие новых требует от руководителя или посредника высокого уровня психологической подготовки и опыта регулирования конфликтных ситуаций.

Следует также отметить, что не всегда конфликт проходит все  указанные стадии: латентную (скрытую), открытую и разрешительную. Так, объективно сложившаяся конфликтная ситуация может быть не замечена, не осознана теми, чьи интересы она ущемила. Тогда, естественно, конфликт не начнется. Конфликт не начнется и в том случае, если вслед за возникновением его объективных причин они тотчас же устраняются.

 

 

1.3. Виды конфликтов.

Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Так, например, конфликт может быть:

    • внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя),
    • межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками);
    • между личностью и организацией, в которую она входит;
    • между организациями или группами одного или различного статуса.

 

Конфликты можно  классифицировать также как:

    • горизонтальные  - между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу,
    • вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении друг к другу,
    • смешанные - в которых представлены и те, и другие.

 

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Выделяют конфликты  по степени их реакции на происходящее:

 

    • быстротекущие – отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда такого рода конфликты заканчиваются тяжелыми и трагическими исходами. В основе таких конфликтов чаще всего лежат особенности характера, психического здоровья личности;
    • острые длительные – возникают в тех случаях, когда противоречия достаточно устойчивые, глубокие, труднопримиримые. Стороны контролируют свои реакции и поступки. Разрешать такие конфликты непросто;
    • слабовыраженные вялотекущие – характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, либо для столкновений, в которых активна только одна из сторон; вторая стремится обнаружить четко свою позицию или избегает, по мере возможности, открытой конфронтации. Разрешение такого рода конфликтов сложно, многое зависит от инициатора конфликта.
    • слабовыраженные быстропротекающие – наиболее благоприятная форма столкновения противоречий, однако легко спрогнозировать конфликт можно только в том случае, если он был единственный. Если после этого появляются подобные конфликты внешне протекающие мягко, то прогноз может быть неблагоприятным.

 

Представляет интерес  типология конфликтов, в основу которой положены характер объективной ситуации противоречия и понимание данной ситуации сторонами:

    • подлинный – когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;
    • случайный или условный – когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
    • смещенный – когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;
    • неверно приписанный – когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
    • скрытый – когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
    • ложный – конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

Информация о работе Конфликт как объект педагогической среды