Конституционное право в высшем образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить, как в настоящее время решаются проблемы обеспечения, контроля и управления качеством услуг образовательных учреждений.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
Провести обзор литературных источников по теме качества образовательных услуг;
Проанализировать методы контроля качества образовательных услуг

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1 : Качество услуг……………………………………………4
1.1 понятие качества услуг………………………………………...4
1.2 понятие и основные параметры качества образовательных
Услуг…………………………………………………………………5
Глава 2: Контроль качества образовательных услуг………………8
2.1 результирующие методы контроля качества образования…...8
2.2 оценки и контроль качества образовательных услуг.
Этапы оценки знаний учащихся……………………………………10
Заключение…………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 Результирующий  контроль качества образования  у нас практически осуществляется  путем проведения итоговой аттестации  на каждой ступени непрерывного  образования и выдачи соответствующих  документов, характеризующих качество  образования (свидетельства, аттестаты,  дипломы и т.д.). Однако, при этом, помимо таких традиционных недостатков результирующего контроля как не возможность в данный момент исправить дефекты и улучшить качество, в образовательной системе к ним добавляются еще и необъективность оценки качества, и сугубо внутренняя оценка качества образования. Ведь экзамены, включая выпускные, практически везде, принимают те же люди, которые обучали и готовили к этим экзаменам, т.е. качество образовательных услуг оценивает тот, кто их оказал. Но ведь это уже не контроль - в лучшем случае, это самоконтроль, который мы выдаем за государственную оценку качества образования!

 

 Данная  ситуация конечно меняется в  лучшую сторону с введением  в наших школах системы ЕГЭ  - результирующий контроль становится  внешним, а значит более объективным,  если конечно не обращать внимание  на некоторые издержки с ЕГЭ,  имеющие место именно в России. Однако ЕГЭ является полумерой  в вопросах повышения объективности  контроля качества образования  - необходима оценка качества  полученного образования на уровне  следующей по иерархии ступени  образовательной системы, если  речь идет об общем образовании,  или со стороны сферы производства  товаров и услуг, если речь  идет о профессиональном образовании.  Главными показателями качества  общего образования должны стать  показатели поступления и успешного  обучения выпускников на следующих  ступенях системы непрерывного  образования, т.е. должна быть  внешняя и несколько отсроченная  результирующая оценка. Главными  показателями качества профессионального  образования следует считать,  прежде всего, показатели трудоустройства  (на основании данных центров  занятости населения) и адаптации  выпускников на производстве (на  основании отзывов предприятий), а затем уже показатели, характеризующие  поступление выпускников на последующие  ступени системы непрерывного  профессионального образования.  В производстве аналогом такого  контроля являются: рыночный спрос  и положительные отзывы потребителей  о качестве товаров и услуг,  с одной стороны, и рекламации, с другой стороны. 

 

 Уровень  достигнутого качества образования  в конкретном учебном заведении  может быть оценен также косвенно  через «портфолио» учебного заведения. При этом «портфолио» учебного заведения должно включать в себя «портфолио» обучаемых (гранты и награды, полученные на различного уровня олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.д.), а также гранты и награды, полученные непосредственно на имя самого учебного заведения. В состав «портфолио» могут быть включены отзывы работодателей о качестве подготовки выпускников. Данный способ оценки весьма эффективен при определении рейтинга учебного заведения, но требует детальной проработки ранговой значимости каждого показателя, входящего в «портфолио».

 

 Как известно, для производственного текущего  контроля по отклонениям необходимы: объективные и существенные показатели, которые проверяются; наличие  критериев отклонения; наличие системы  и процедуры контроля. В образовании  данный вид контроля наиболее  распространен: различные опросы  на занятиях, контрольные работы, экзамены и т.д. Однако все  эти разновидности текущего контроля  имеют общий недостаток, характерный  для внутреннего контроля в  образовании - субъективность, как  самих критериев, так и процедуры  оценки. Одним из вариантов повышения  эффективности данного вида контроля, с позиций коррекции качества  получаемого образования, может  быть широкое использование самоконтроля, организованного для обучаемых на базе современных информационно-коммуникационных технологий. Для повышения объективности можно использовать автоматизированные формы контроля на базе современных информационно-коммуникационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Оценки и контроль качества образовательных услуг. Этапы оценки знаний учащихся.

 

Контроль  качества образования

 

Качество  образования - это соответствие получаемого  обучающимся образования определенному  стандарту, установленному государством (федеральному государственному образовательному стандарту, федеральным государственным  требованиям). Качество образования  составляет: качество целей, качество условий, качество образовательного процесса и качество конечных результатов.

 

Контроль  качества образования - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление  и пресечение нарушений образовательными учреждениями или научными организациями  федеральных государственных образовательных  стандартов или федеральных государственных  требований.

 

Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, мероприятий по контролю для  оценки соответствия осуществляемых им деятельности обязательным требованиям  и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

 

Тестирование - стандартизированная форма контроля.

 

Эксперты  – граждане, имеющие специальные  знания, опыт в соответствующей сфере, и организации, аккредитованные  в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые  привлекаются органами государственного контроля (надзора), к проведению мероприятий  по контролю качества образования.

 

Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) и привлекаемых в  случае необходимости в установленном  порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций, необходимые  для достижения целей и задач  проверки.

 

Единый государственный  экзамен - форма государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования

 

 

 

Проблема  качества образования как проблема контроля и оценки образовательной  деятельности

 

Сегодня большинство  стран Центральной и Восточной  Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти  страны приступили к определению  норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области  образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образовании, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми-людьми в разных типах образовательных учреждений.

 

Однако в  целом в России еще не приняты  необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы учебных заведений  и системы образования в целом. Необходимо отметить, что в этой сфере существует фундаментальное  противоречие: с одной стороны, автономия  учебных заведений и преподавательского корпуса от государства в сфере  определения программ обучения значительно  расширяется; а с другой стороны, автономия учебных заведений  и преподавателей может вступать в противоречие с систематическим  процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства.

 

Успехи новой  политики в области образования  связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с  потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь  внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы  применяться затем в сфере  образования.

 

·  При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

 

o  Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).

 

o  Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

 

Гарантия  качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем  использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом  получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого  из производственных этапов, что в  свою очередь, теоретически предупреждает  выход некачественной продукции.

 

·  Принимая во внимание вышеупомянутые понятия, можно  сказать, что следующие элементы являются частью системы мониторинга  качества образования:

 

o  установление стандарта и операционализация: определение стандартов;

 

o  операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины);

 

o  установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов,

 

o  сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов,

 

o  действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.

 

Мониторинг  качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном  учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).

 

При формировании образовательных стандартов целесообразно  руководствоваться плюралистическим видением содержания и цели стандартов (как стандартов содрежания образования, так и стандартов конечного результата, который достигнут обучающимся). Нормативы, относящиеся к условиям, обеспечивающим успешное выполнение стандартов, определяются как нормативы обеспечения "процесса" образования. Примером таких нормативов является наличие необходимого числа учебников и квалифицированных преподавателей, соответствующего материально-технического обеспечения учебного процесса и т.д.

 

Таким образом, образование предполагается оценивать  как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны  контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом  и внешними, государственными орагами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.

 

О контроле качества образования как контроле усвоения знаний со стороны педагогов мы будем  говорить особо. Скажем лишь несколько  слов об оценке деятельности преподавательского состава.

 

Нет никакого сомнения в том, что существует связь  между образовательным уровнем  преподавателя и достигнутыми результатами его учеников; более того, это  самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что преподаватели  и учебные заведения являются всего лишь элементом образовательной  системы, и, вполне возможно не самым  влиятельным среди множества  других, от которых зависят учебные  достижения школьника. Поэтому при  понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля качества образования важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее  влияние на академические, учебные  достижения, чем семейное окружение  или индивидуальные особенности  обучающегося (задатки, мотивация и  пр.).

 

Качество  не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Планирование качества образования  связано с разработкой долгосрочного  направления деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших факторов успеха любого учреждения в системе образования.

 

Ведущие цели стратегического планирования определяются не только разработкой общего плана  развития образовательного учреждения на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром  главных направлений образовательных  услуг, предоставляемых данным учебным  заведением, и их соответствия запросам потребителей и прогнозирования  развития общества в ближайшем и  отдаленном будущем.

 

 

Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние  компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование  и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его  технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка как результат контроля: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

 

·  Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

 

o  объективность,

 

o  систематичность,

 

o  наглядность (гласность).

 

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность  контролирующих, или как часто  говорят в последнее время - диагностических  процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов  и средств контролирования и  педагогов.

 

Принцип систематичности  требует комплексного подхода к  проведению диагностирования, при котором  различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи  и единстве, подчиняются одной  цели.

 

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Информация о работе Конституционное право в высшем образовании