Консультация для педагогов
детского сада о формировании социально-нравственных
навыков
"Формирование социально-нравственных
навыков у дошкольников через
сюжетно-ролевую игру"
Социализация и нравственность.
Что объединяет эти два понятия
и как они связаны с дошкольниками?
Нужно ли формировать эти качества у детей
и что дадут им эти знания в дальнейшем?
Для начала надо понять, что стоит за этим.
Социализация — процесс усвоения
индивидом образцов поведения,
психологических установок, социальных
норм и ценностей, знаний, навыков,
позволяющих ему успешно функционировать
в обществе. То есть, социализация это
процесс вхождения каждого конкретного
человека (индивида) в социальную среду
с определенным набором знаний, умений
и навыков, который позволяет ему успешно
адаптироваться к этой среде и функционировать
в ней в качестве полноправного члена
общества. Немаловажное значение имеет
и то, что человек не просто что- то знает
и умеет, но и применяет свои знания на
практике, то есть активно действует, включается
в социальную среду.
Что же такое нравственность?
Нравственность — термин, чаще
всего употребляющийся в речи
и литературе как синоним морали,
иногда — этики. В более
узком значении нравственность
— это внутренняя установка
индивида действовать согласно
своей совести и свободной воле.
Таким образом, дав определения,
можно ответить на поставленные
выше вопросы. Так что же
объединяет эти два понятия?
Прежде всего, и в том и
в другом центром является
конкретный человек (индивид,
его знания, умения, поступки, его
отношения к той или иной ситуации, среда,
в которой он обитает, и в которой формируются
его взгляды.
Проблема социально-нравственного
воспитания детей дошкольного
возраста на сегодняшний день
является крайне актуальной, поскольку
социально-нравственное воспитание
лежит в основе поступков, действий каждого
человека, формирует в раннем возрасте
его личность, характер, а также систему
жизненных ценностей. Начиная с дошкольного
возраста, ребенок как «губка» впитывает
в себя огромный поток информации, источником
которой служат средства массовой информации,
детский сад, школа, кино и телевидение,
Интернет. К сожалению, в этом возрасте
понять, является негативной или позитивной
эта информация, какой след она оставляет
в его психике и как влияет на формирование
социально-нравственных и духовных жизненных
ценностей, ребенок не может. Поэтому основной
задачей педагогов, является объяснить
и привить ребенку те жизненные позиции
и выбрать тот «нужный» поток информации,
который в дальнейшем станет положительной
основой развития его нравственности
и культуры поведения в обществе.
Целью привития ребенку основ
нравственного поведения в первую
очередь является стремление
адаптировать детей к социуму,
воспитать понимание основ правильного
поведения, помочь наладить контакт
со сверстниками.
Основными задачами педагогов
(основываясь на идеях Сухомлинского
В. А.) являются:
- ввести ребенка в мир человеческих
отношений;
- приучить жить среди людей,
общаться со сверстниками и
взрослыми;
- сформировать определенные психологические
качества;
- привить базовые навыки общения;
- привить любовь к семье,
природе, Родине и т. п. ;
- приобщить к нравственным и
духовным ценностям православной
культуры.
В дошкольном возрасте дети
начинают осваивать нравственную
ценность норм, правил поведения, у
них развивается нравственное сознание,
значительно расширяется опыт поведения,
отражающий отношение к окружающим людям.
В то же время, знание детьми правил не
влечёт за собой совершение ими нравственных
поступков. Ребёнку должен быть понятен
смысл поступков, умение видеть его последствия,
представлять ситуацию, в которую он попадет,
если поступит, так или иначе.
В отечественной педагогики
и психологии ведущим видом
деятельности ребёнка дошкольника
является игра. Именно в игре
ребенок знакомится с разными видами деятельности,
осваивает новые для себя социальные роли,
совершенствует коммуникативные навыки,
учится выражать свои чувства и понимать
эмоции других людей, оказывается в ситуации,
когда необходимо сотрудничество и взаимная
помощь, накапливает первоначальный банк
нравственных представлений и пробует
соотносить их со своими поступками, учится
следовать усвоенным нравственным нормам
и самостоятельно совершать моральный
выбор. Таким образом, в игре, возможно,
найти резервы, позволяющие ненасильственного
осуществлять адекватное развитие нравственной
сферы ребёнка.
Игра – подлинная социальная
практика ребенка, его реальная
жизнь в обществе сверстников.
Поэтому актуальной является
проблема использования игры
в целях всестороннего развития
ребенка, формирования его положительных
личностных качеств и социализации как
члена общества.
Игра является ведущим видом
деятельности дошкольника. Именно
через игру ребёнок познаёт
мир, готовится к взрослой жизни.
Одновременно, игра является основой
творческого развития ребёнка, развития
умения соотнесения творческих навыков
и реальной жизни. Игра выступает в роли
своеобразного мостика от мира детей к
миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано:
мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Из всех видов совместной
деятельности, как известно, именно
игра оказывает существенное
влияние на социально-нравственное
развитие личности ребенка дошкольного
возраста. В игре отражается содержание
окружающего ребенка социального
мира, существующих в нем нравственных
норм и правил. Но успешность освоения
социального опыта и становление дружеских
взаимоотношений детей зависит от содержания
и характера взаимодействия детей в игре.
Сюжетно-ролевая игра - это основной
вид игры ребёнка дошкольного
возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что
эта игра есть наиболее спонтанное проявление
ребёнка и вместе с тем она строится на
взаимодействии ребёнка со взрослыми.
Ей присущи эмоциональная насыщенность
и увлечённость детей, самостоятельность,
активность, творчество. Основной источник,
питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,
это окружающий его мир, жизнь и деятельность
взрослых и сверстников. Особенностью
сюжетно-ролевой игры является наличие
в ней воображаемой ситуации, своеобразие
содержания. Многочисленные исследования
отечественных педагогов и психологов
(Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготский) показали,
что основным содержанием творческих
сюжетно-ролевых игр детей является общественная
жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях.
Таким образом, игра есть деятельность,
в которой дети сами моделируют общественную
жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра
в своей развитой форме носит коллективный
характер. Это не означает, что дети не
могут играть в одиночку, но наличие детского
общества - это наиболее благоприятное
условие для развития сюжетно-ролевых
игр.
Сюжетно-ролевые игры являются
наиболее характерными играми
дошкольников и занимают значительное
место в их жизни. Отличительной
особенностью сюжетно-ролевой игры
является то, что ее создают
сами дети, а их игровая деятельность
носит ясно выраженный самодеятельный
и творческий характер.
Социальный характер содержания
игр и игровой деятельности
обусловлен тем, что ребенок
живет в обществе. Уже с первых
месяцев жизни он стремится
к общению с окружающими, постепенно
овладевает языком – могучим средством
общения и усвоения общественного опыта.
Ребенок хочет быть активным участником
жизни взрослых, но эта потребность еще
не соответствует его возможностям. В
игре, подражая действиям старших, сопереживая
доступные ему радости и огорчения, он
таким своеобразным путем приобщается
к окружающей жизни.
Игра имеет основные структурные
элементы: игровой замысел; сюжет
или содержание; игровые действия;
роли; правила, которые диктуются
самой игрой и создаются детьми
или предлагаются взрослым. Эти
элементы тесно взаимосвязаны. Игровой
замысел – это общее определение того,
во что и как будут играть дети.
Сюжет или содержание –
это то, что составляет ее живую
ткань, определяет развитие, многообразие
и взаимосвязь игровых действий,
взаимоотношений детей; то, что делает
игру привлекательной и побуждает интерес
и желание играть.
Роль-это центр игры, которую
выполняет ребенок. По тому
значению, которое принадлежит роли
в процессе игры, многие из
игр получили название ролевых
или сюжетно-ролевых. Роль всегда
соотнесена с человеком или животным,
его воображаемыми поступками, действиями,
отношениями. Ребенок, входя в образ, становится
тем, кому подражает, т. е. играет определенную
роль. Но дошкольник не просто разыгрывает
эту роль, он живет в образе и верит в его
правдивость.
Правила в процессе игры
дети устанавливают сами (в некоторых
играх – взрослый) тем самым
определяют и регулируют поведение
и взаимоотношениях играющих. Они
придают играм организованность,
устойчивость, закрепляют их содержание
и определяют дальнейшее развитие, усложнение
отношений и взаимоотношений. Вместе с
тем правила помогают робким, застенчивым
ребятам быть активными участниками игры.
Все эти структурные элементы
игры являются более или менее
типичными, но они имеют разное
значение и по-разному соотносятся в разных
видах игр.
Будучи увлекательным занятием,
для дошкольников, игра вместе
с тем является важнейшим средством
их воспитания и развития. Но
это происходит тогда, когда
она включается в организованный
и целенаправленный педагогический процесс.
Развитие и становление игры в значительной
степени происходит именно при использовании
ее как средства воспитания.
Включая игру в педагогический
процесс, воспитатель учит играть,
создавать, по словам А. С.
Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры
характерны следующие качества:
воспитательно-познавательная
ценность содержания, полнота и
правильность отображаемых представлений;
целесообразность, активность, организованность
и творческий характер игровых
действий
подчинение правилам и способность
руководствоваться ими в игре
с учетом интересов отдельных
детей и всех играющих;
целенаправленное использование
игрушек и игровых материалов;
доброжелательность отношений
и радостный настрой детей.
Самодеятельный характер игровой
деятельности детей заключается в том,
что они воспроизводят те или иные явления,
действия, отношения активно и своеобразно.
Своеобразие обусловлено особенностями
восприятия детей, понимания и осмысления
ими тех или иных фактов, явлений, связей,
наличием или отсутствием опыта и непосредственностью
чувств.
Творческий характер игровой
деятельности проявляется в том,
что ребенок как бы перевоплощается
в того, кого он изображает, и
в том, что, веря в правду
игры, создает особую игровую
жизнь и искренне радуется или огорчается
по ходу игры. Активный интерес к явлениям
жизни, людям, животным, потребность в
общественно значимой деятельности ребенка
удовлетворяет через игровые действия.
В развитии и обогащении
самодеятельности детей, творческого
воспроизведения и отражения фактов и
явлений окружающей жизни огромная роль
принадлежит воображению. Именно силою
воображения создаются ситуация игры,
образы, воспроизводимые в ней, возможность
сочетать реальное, обычное с вымышленным,
что и придает детской игре привлекательность,
которая присуща только ей.
В процессе игры уточняются
и углубляются знания и представления
детей не только о вещах,
предметах и явлениях, но и
правилах и нормах поведения
и общения, учатся строить свои
взаимоотношения, познают азы общения
с окружающей действительностью. Чтобы
выполнить в игре ту или иную роль, ребенок
должен свое представление перевести
в игровые действия. Иногда знания и представления
о труде людей, о конкретных действиях,
взаимоотношениях оказываются недостаточными,
и возникает необходимость их пополнения.
Потребность в новых знаниях выражается
в вопросах детей. Воспитатель отвечает
на них, прислушивается к разговорам во
время игры, помогает играющим устанавливать
взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только
закрепляет уже имеющиеся у
детей знания и представления,
но и является своеобразной
формой активной познавательной
деятельности. В процессе, которой
они под руководством воспитателя
овладевают новыми знаниями, учатся
различать добро и зло, учатся следовать
нормам морали, соотносить свои мысли,
взгляды, побуждения с окружающей жизнью,
приобретают и формируют у себя навыки
адекватного и социально приемлемого
поведения, развивают и укрепляют человечески
важные качества своей личности.
Успешность практической деятельности,
взаимодействия людей друг с
другом невозможна без усвоения
ими общественно выработанных
норм и правил.
Центральное место в дошкольном
детстве в процессе усвоения
норм и правил занимает игровая
деятельность детей, в которой сюжет
и роли являются их моделями. Именно в
ролях, принятых на себя детьми, ролевых
действиях воплощаются и формируются
их знания о нормах и правилах. Взаимодействие
детей в игре способствует усвоению ими
их.
Мы должны помнить, что
игра для ребенка – желанное, интересное,
увлекательное занятие. Задача воспитателя,
сделать эту игру полезной, обучающей
способам взаимодействия и сотрудничества,
дающей возможность формировать определенные
навыки общения детей друг с другом.