Консультация для педагогов детского сада о формировании социально-нравственных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:32, лекция

Описание работы

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. Немаловажное значение имеет и то, что человек не просто что- то знает и умеет, но и применяет свои знания на практике, то есть активно действует, включается в социальную среду.

Файлы: 1 файл

Консультация для педагогов детского сада о формировании социально.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Консультация для педагогов  детского сада о формировании социально-нравственных навыков

 

"Формирование социально-нравственных  навыков у дошкольников через  сюжетно-ролевую игру"

 

 Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия  и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем? Для начала надо понять, что стоит за этим.

 

 Социализация — процесс усвоения  индивидом образцов поведения,  психологических установок, социальных  норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. Немаловажное значение имеет и то, что человек не просто что- то знает и умеет, но и применяет свои знания на практике, то есть активно действует, включается в социальную среду.

 

 Что же такое нравственность? Нравственность — термин, чаще  всего употребляющийся в речи  и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более  узком значении нравственность  — это внутренняя установка  индивида действовать согласно  своей совести и свободной воле.

 

 Таким образом, дав определения,  можно ответить на поставленные  выше вопросы. Так что же  объединяет эти два понятия?  Прежде всего, и в том и  в другом центром является  конкретный человек (индивид,  его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды.

 

 Проблема социально-нравственного  воспитания детей дошкольного  возраста на сегодняшний день  является крайне актуальной, поскольку  социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей. Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино и телевидение, Интернет. К сожалению, в этом возрасте понять, является негативной или позитивной эта информация, какой след она оставляет в его психике и как влияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов, является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.

 

 Целью привития ребенку основ  нравственного поведения в первую  очередь является стремление  адаптировать детей к социуму,  воспитать понимание основ правильного  поведения, помочь наладить контакт со сверстниками.

 

 Основными задачами педагогов  (основываясь на идеях Сухомлинского  В. А.) являются:

 

- ввести ребенка в мир человеческих  отношений;

 

- приучить жить среди людей,  общаться со сверстниками и  взрослыми;

 

- сформировать определенные психологические качества;

 

- привить базовые навыки общения;

 

- привить любовь к семье,  природе, Родине и т. п. ;

 

- приобщить к нравственным и  духовным ценностям православной  культуры.

 

 В дошкольном возрасте дети  начинают осваивать нравственную  ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В то же время, знание детьми правил не влечёт за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен смысл поступков, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в которую он попадет, если поступит, так или иначе.

 

 В отечественной педагогики  и психологии ведущим видом  деятельности ребёнка дошкольника  является игра. Именно в игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Таким образом, в игре, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственного осуществлять адекватное развитие нравственной сферы ребёнка.

 

 Игра – подлинная социальная  практика ребенка, его реальная  жизнь в обществе сверстников.  Поэтому актуальной является  проблема использования игры  в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

 

 Игра является ведущим видом  деятельности дошкольника. Именно  через игру ребёнок познаёт  мир, готовится к взрослой жизни.  Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

 

 Из всех видов совместной  деятельности, как известно, именно  игра оказывает существенное  влияние на социально-нравственное  развитие личности ребенка дошкольного  возраста. В игре отражается содержание  окружающего ребенка социального  мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре.

 

 Сюжетно-ролевая игра - это основной  вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества - это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

 

 Сюжетно-ролевые игры являются  наиболее характерными играми  дошкольников и занимают значительное  место в их жизни. Отличительной  особенностью сюжетно-ролевой игры  является то, что ее создают  сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

 

 Социальный характер содержания  игр и игровой деятельности  обусловлен тем, что ребенок  живет в обществе. Уже с первых  месяцев жизни он стремится  к общению с окружающими, постепенно овладевает языком – могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

 

 Игра имеет основные структурные  элементы: игровой замысел; сюжет  или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются  самой игрой и создаются детьми  или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети.

 

 Сюжет или содержание –  это то, что составляет ее живую  ткань, определяет развитие, многообразие  и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть.

 

 Роль-это центр игры, которую  выполняет ребенок. По тому  значению, которое принадлежит роли  в процессе игры, многие из  игр получили название ролевых  или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.

 

 Правила в процессе игры  дети устанавливают сами (в некоторых  играх – взрослый) тем самым  определяют и регулируют поведение  и взаимоотношениях играющих. Они  придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.

 

 Все эти структурные элементы  игры являются более или менее  типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

 

 Будучи увлекательным занятием, для дошкольников, игра вместе  с тем является важнейшим средством  их воспитания и развития. Но  это происходит тогда, когда  она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

 

 Включая игру в педагогический  процесс, воспитатель учит играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:

 

 воспитательно-познавательная  ценность содержания, полнота и  правильность отображаемых представлений;

 

 целесообразность, активность, организованность  и творческий характер игровых действий

 

 подчинение правилам и способность  руководствоваться ими в игре  с учетом интересов отдельных  детей и всех играющих;

 

 целенаправленное использование  игрушек и игровых материалов;

 

 доброжелательность отношений  и радостный настрой детей. 

 

 Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

 

 Творческий характер игровой  деятельности проявляется в том,  что ребенок как бы перевоплощается  в того, кого он изображает, и  в том, что, веря в правду  игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенка удовлетворяет через игровые действия.

 

 В развитии и обогащении  самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуация игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

 

 В процессе игры уточняются  и углубляются знания и представления  детей не только о вещах,  предметах и явлениях, но и  правилах и нормах поведения  и общения, учатся строить свои  взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность.

 

 Следовательно, игра не только  закрепляет уже имеющиеся у  детей знания и представления,  но и является своеобразной  формой активной познавательной  деятельности. В процессе, которой  они под руководством воспитателя  овладевают новыми знаниями, учатся  различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают и укрепляют человечески важные качества своей личности.

 

 Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с  другом невозможна без усвоения  ими общественно выработанных  норм и правил.

 

 Центральное место в дошкольном  детстве в процессе усвоения  норм и правил занимает игровая  деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. Взаимодействие детей в игре способствует усвоению ими их.

 

 Мы должны помнить, что  игра для ребенка – желанное, интересное, увлекательное занятие. Задача воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом.

Информация о работе Консультация для педагогов детского сада о формировании социально-нравственных навыков