Игра – средство «проработки»
знаний и должна носить коллективный характер,
т. е. необходимо каждого ребенка включить
в общую игру. Но здесь надо помнить, что
коллективная игра – это не когда каждый
из детей должен подчиняться коллективу.
А коллектив – плану воспитателя, – это
творческий процесс, в котором каждый
играющий воссоздает интересующие его
сферы жизни с помощью условных действий:
принимая на себя в игре различные роли,
воссоздавая поступки людей, ребенок проникается
их чувствами и целями, сопереживает им,
начинает ориентироваться в отношениях
между людьми.
Игра развивает у ребенка
способности взаимодействовать
с другими людьми:
во-первых, воссоздавая в игре
взаимодействие взрослых, ребенок
осваивает правила этого взаимодействия
во-вторых, в совместной игре
со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания,
учится пояснять свои действия и намерения,
согласовывать их с другими детьми.
Анализ прогулки
1. В процессе подготовки к
прогулке отметить, как воспитатель
организует сбор на прогулку,
какую воспитательную работу проводит
во время одевания. Роль няни при подготовке
к прогулке.
2. Анализ плана прогулки. Из
каких частей состоит прогулка.
Все ли части прогулки проводились
(наблюдение, упражнения по. развитию
движений, игра, самостоятельные игры
детей, развлечения) .
3. Методика наблюдения. Соответствует
ли тема, объект наблюдения возрасту
детей. Всем ли детям виден
объект? Заинтересованы ли они
наблюдением? Какие вопросы задавали
дети? Каше приемы помогли воспитателю
вызывать интерес у детей?
Активность детей при наблюдении. Нацелила
ли воспитатель внимание детей на дальнейшее
наблюдение?
4. Подвижная игра. Соответствует
ли игра возрасту детей и
сезону? Знакома ли игра детям
или дается впервые? Как и
когда воспитатель сообщила правила
игры (напомнила правила при знакомой
игре) » знают ли их дети, следила ли воспитатель
за четким выполнением правил? Какое основное
движение развивал воспитатель в этой
игре? Как был выбран ведущий, и справился
ли он с порученной ролью? Сколько раз
повторялась игра? Реакция детей при проведении
игры. Какие атрибуты использовались при
проведении игры?
5. Труд. Какой вид труда использовала
воспитатель? Соответствуют ли
трудовые поручения возрасту
детей? Какой материал давала
воспитатель для успешного выполнения
поручений (веники, лопаты, совки, движки
и т. д.) . Удовлетворены ли дети результатами
своего труда?
6. Индивидуальная работа с детьми,
работа по развитию движений.
Какую работу с детьми проводила
воспитатель? Какой материал, оборудование,
атрибуты использовала? С какими
детьми воспитатель проводила работу
и почему? Результаты проведения работы.
7. Игровая деятельность на прогулке.
Какие игрушки предложила воспитатель
детям для игры на участке?
Соответствуют ли они сезону?
Как воспитатель помогла детям
организовать игру, выбрать игрушки? Как
контролировала игры детей, помогала ли
им? Какие методы и приемы использовала
в работе? Какие навыки игры имеются у
детей?
8. Конец прогулки. Как организован
сбор игрового материала? Чем
воспитатель закончила прогулку?
Проведение раздевания и подготовка к
обеду.
Примерная схема
анализа приема детей:
- Где проводится прием детей? Готова ли группа к приему, какой материал подготовлен воспитателем к приему детей?
- Все ли дети с желанием идут в группу? Как воспитатель встречает детей, распределяет внимание на всех детей?
- Чем заняты дети, как воспитатель организует детей для игры, о чем беседует с детьми, как воспитатель занимается с ними?
- Как учитывается воспитателем содержание деятельности, которая будет проводиться в течение дня?
- Имела ли место индивидуальная работа с детьми?
- Какие приемы использует воспитатель для создания у детей радостного настроения?
Примерная схема
анализа утренней гимнастики
- Гигиенические условия проведения зарядки: одежда, обувь детей и воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха, состояние групповой комнаты ( площадки, зала).
- Соответствие содержания утренней гимнастики возрасту и физическим возможностям детей.
- Структура утренней гимнастики и продолжительность структурных частей.
- Качество двигательных умений детей.
- Физическая нагрузка на утренней гимнастике (реакция детей на нагрузку).
- Эмоциональное состояние детей.
- Терминология и показ воспитателя.
- Решение воспитательных и образовательных задач.
- Индивидуальный подход к детям.
Примерная схема
анализа процесса умывания детей:
- Подготовка к процессу умывания: лежит ли на месте туалетное мыло, у всех ли детей чистые полотенца?
- Как воспитатель организует детей для умывания, сколько детей вместе идут умываться, чем заняты другие дети, которые ждут умывания, что делали после умывания?
- Наличие у детей умений и навыков умывания, их соответствие программным требованиям.
- Руководство процессом умывания со стороны воспитателя. Методы и приемы руководства. Индивидуальный подход к детям.
- Продолжительность процесса умывания.
- Проводилась ли в процессе умывания словарная работа?
Примерная схема
анализа процесса питания детей:
- Какую работу провели дежурные по столовой, справились ли они со своими обязанностями?
- Как дети садились за столы: одновременно или по мере окончания умывания?
- Как был сервирован стол?
- Были ли задержки в подаче блюд? С желанием ли ели дети, принуждали ли их есть?
- Поведение детей за столом: соответствуют ли навыки еды возрасту детей и программным требованиям; правильно ли пользуются дети столовыми приборами (держать ложку, наклонять тарелку, пользоваться салфеткой); насколько аккуратно едят, благодарят ли за еду?
- Педагогическая работа воспитателя в процессе еды, приемы обучения детей: показ, указания, пример детей и самого воспитателя, воспитание бережного отношения к продуктам питания. Словарная работа: знают ли дети названия блюд, их состав.
- Индивидуальный подход при организации процесса питания.
Примерная схема
анализа процесса одевания и раздевания
детей:
- Создание условий для одевания и раздевания детей. Методика организации детей для выполнения этих процессов.
- Умеют ли дети самостоятельно и последовательно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду на место. Сколько времени необходимо для этих процессов?
- Руководство воспитателя этим процессом: показ, помощь, пример друзей, контроль, использование художественного слова, словарная работа, организация взаимопомощи между детьми.
- В чем заключается помощь взрослых детям? Участие помощника воспитателя в этих процессах. Воспитывается ли бережное отношение к предметам одежды.
- Индивидуальный подход к детям при организации этих процессов.
Примерная схема
анализа организации сна детей:
- Создание в группе условий для спокойного сна детей (наличие отдельного помещения для сна – спальни, его оборудование, исключение раздражителей, мешающих сну)? Организация проветривания помещения.
- Настроение детей перед сном. Чем были заняты дети перед сном, как быстро уснули. Спокойно ли спали?
- Методика укладывания детей спать: постепенность укладывания и подъема, формирование положительного отношения к режимным процессам.
- Индивидуальный подход к детям. Продуманность деятельности детей, которые проснулись первыми.
- Закаливание детей после сна.
- Руководство воспитателя организацией сна детей. Где находится воспитатель во время сна детей?
Примерная схема
анализа прогулки
- Анализ плана прогулки. Все ли компоненты прогулки запланированы (наблюдение, подвижная игра, труд детей, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей), соответствует ли они по содержанию данному возрасту детей, времени года, погодным условиям, учитывается ли в содержании предыдущая и последующая деятельность.
- Организация детей на прогулку. Одевание детей, выход на участок. Роль помощника воспитателя в подготовке к прогулке.
- Проведение наблюдения: хорошо ли выбран объект для наблюдения, какие вопросы задавались детям во время наблюдения, какие приемы помогли воспитателю вызывать интерес у детей.
- Организация трудовой деятельности детей: очевидность общественной необходимости этого труда, желание детей выполнять трудовые поручения, содержание трудовых поручений, способ организации детей для выполнения труда, руководство со стороны воспитателя, наличие и достаточное количество орудий труда для организации трудовой деятельности детей.
- Методика проведения подвижной игры.
- Создание условий для возникновения самостоятельной игровой деятельности детей, использование выносного материала; роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей; активность детей (умеют ли дети самостоятельно выбрать себе игру, занятие), их эмоциональное состояние, взаимоотношения детей.
- Организация индивидуальной работы с детьми: количество детей, виды их деятельности. Распределение внимания воспитателя на всех детей.
- Особенности окончания прогулки: организация и сбор детей, сбор материала, настроение, подготовка детей к последующей деятельности.
Планирование
прогулки
В распорядке дня каждой возрастной
группы предусмотрено проведение двух
прогулок – утренней и вечерней.
Задачами педагогической работы на прогулке являются:
- снять умственное
напряжение после сосредоточенных
занятий;
- создать у детей
жизнерадостное настроение;
- организовать активную,
содержательную и интересную
для детей деятельность, в процессе
которой воспитываются положительные навыки поведения, формируются
представления детей об окружающей природе
и общественной жизни.
Планируя содержание
воспитательной работы на прогулке, воспитатель
продумывает следующие компоненты:
- наблюдение явлений общественной жизни, за трудом взрослых или ознакомление с природой;
- разнообразную самостоятельную деятельность детей. При этом воспитатель намечает условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей; приемы обучения детей игровым действиям и воспитания коллективных взаимоотношений; вносимые в игру детей атрибуты, игрушки и пособия;
- разнообразные по двигательной активности подвижные игры и спортивные упражнения;
- физические упражнения; индивидуальную работу по развитию движений;
- трудовую деятельность детей. При этом воспитатель указывает воспитательную и образовательную задачи; обучение детей практическим навыкам деятельности; способы организации детей в этой деятельности; последовательность выполняемой работы.
Требования к планированию прогулки:
- необходимо предусмотреть
равномерное чередование спокойной и двигательной
деятельности детей;
- правильно распределить
физическую нагрузку в течение
всей прогулки;
- обеспечить соответствие
содержание и последовательности
видов деятельности на прогулке
времени года, погоде, возрасту детей
и характеру предшествующей деятельности
на занятиях.
ПРИМЕР: Прогулка (группа
«Фантазеры», декабрь месяц).
- Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе. Цель: учить детей устанавливать элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями неживой природы, формировать представления о признаках начала зимы (снег неглубокий, морозы небольшие, часто идет снег); развивать внимательность и наблюдательность.
Методические приемы: вопросы
к детям, речевые логические задачи, загадывание
загадки, чтение стихотворения.
Ход наблюдения:
Воспитатель собирает около
себя детей и обращается к ним:
- Ребята, что такое что случилось?
Еще недавно земля была черная,
грязная, в лужах, а сегодня…
все кругом белое: и земля,
и крыши, и деревья.
Воспитатель загадывает детям загадку Е. Благининой:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные
А возьмешь – вода в
руке?
Воспитатель предлагает
детям посмотреть, как на землю
падает первый снег, как становится
его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельные снежинки,
потому что целые хлопья снега падают
на землю, крыши домов, кусты и деревья.
- А давайте, ребята,
вспомним стихи о зиме, которые
мы учили в прошлом году.
Дети вспоминают стихи
И. Сурикова «Зима», И. Токмаковой «Как на горке снег», Я. Купалы «Зiма»
и др.
- А теперь послушайте
новое стихотворение Е. Трутневой
«Первый снег»:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Затем воспитатель предлагает детям с помощью палочек измерить
учить глубину снежного покрова, посмотреть,
насколько плотно он укрывает землю. Дети
замечают, что снег еще неглубокий, из-под
него видна пожелтевшая трава и листья.
- Подвижные игры (15-20 мин.): «Бездомный заяц». Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не толкая друг друга, закреплять умение действовать в соответствии с правилами игры.
«Кто лучше прыгнет». Цель: закреплять умение детей прыгать на одной
ноге (правой, левой), продвигаясь вперед;
создать у детей жизнерадостное настроение;
воспитывать дружеские взаимоотношения.