Контроль в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

Система контроля и оценки не может сейчас ограничиться только утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».

Содержание работы

1. Перечень нормативно-правовых документов о введении безотметочного обучения 4
2. Историческая справка 6
3. Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении 10
4. А.Б. Воронцов Условия перехода на безотметочную систему оценивания 13
5. Методические рекомендации по текущей и итоговой аттестации учащихся начальной школы (для участников широкомасштабного эксперимента по модернизации содержания и структуры образования) 16
6. Положение о безотметочной системе промежуточного оценивания учебных достижений учащихся
1 – 6 классов МОУ лицея №18 33
7. Требования и рекомендации по работе с классным журналом (МОУ лицей №18) 43
8. Дневник учебных достижений (МОУ лицей №18)
9. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
в МОУ СОШ № 48 53
10. Урок в начальной школе в условиях безотметочного обучения (из опыта работы лицея №18 и школы №48) 67
11. Безотметочная система оценивания при переходе в основную школу (из опыта работы МОУ лицея №18) 76
12. Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках математики в основной школе
(из опыта работы МОУ лицея №18) 85

Файлы: 1 файл

выш школа.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Условия перехода на безотметочную систему оценивания

(″Педагогическая  технология контроля и оценки  учебной деятельности″ А.Б. Воронцов)

 

«…Переход на другую философию оценивания невозможен без четкого представления у субъектов учебного процесса об истинных целях такого перехода; путях перехода на другие принципы оценивания; освоения педагогами, администрацией школы альтернативных средств контрольно-оценочной деятельности учащихся; общего понимания того, что может подвергаться  оцениванию на разных этапах школьного образования. Не решив эти проблемы, есть опасность того (как это было в истории педагогики и раньше), что … вновь вернемся к 5-балльной (или 10-балльной, как в Белоруссии, или 12-балльной, как на Украине) оценке учащихся в школе…

Поэтому одна из целей реформы в системе школьного оценивания – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной…

Таким образом, проблему безотметочного оценивания (обучения) необходимо рассматривать исключительно  в контексте другой, более серьезной, более масштабной проблемы школы  – проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности прежде всего младших школьников…

… должны вырастить в  школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе…

В связи с этим безотметочное  оценивание в рамках этой проблемы становится только лишь базовым педагогическим условием для ее решения.  Поэтому второй важной целью безотметочного оценивания в начальной школе является создание оптимальных педагогических условий по формированию основ учебной самостоятельности младших школьников. Фактически, необходимо сделать так, чтобы безотметочное оценивание стало одним из принципов развивающего образования. Для того чтобы такая система оценивания выполнила свою педагогическую миссию, необходимо в рамках школы решить следующие задачи:

    1. выработать относительно единую «оценочную политику» на уровне школы силами администрации, педагогов, детей и их родителей;
    2. описать то, что и через какие критерии подлежит контролю и оценке со стороны взрослых (педагогов, администрации школы, родителей учащихся), деятельность учащихся, а также средства и формы контрольно-оценочной деятельности взрослых и самих учащихся;
    3. провести серьезную профессиональную переподготовку учителей, администрации школы, а также системную работу с родителями учащихся, которые кроме как с 5-балльной системой оценивания в своей социальной практике не сталкивались;
    4. построить специальный переход от детских шкал и способов оценивания к нормативному оцениванию в основной школе.

Другими словами, решая  проблему построения безотметочного оценивания, необходимо параллельно выстроить систему работы учащихся и учителя по освоению контрольно-оценочной деятельности в рамках образовательного процесса, работу администрации школы, работу родителей по воспитанию своих детей и взаимодействию в этом направлении со школой…

Как видно из поставленных выше целей и задач, безотметочное  оценивание из частной педагогической задачи должно превратиться в центральную  и основную задачу, решение которой  определит успех или неуспех образования учащихся на последующих этапах школьного обучения…»2.

(В одиночку за реформирование  системы оценивания лучше не  браться. Задача построения технологии  безотметочного обучения по силам  только коллективу всей школы.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические  рекомендации по текущей и итоговой

аттестации  учащихся начальной школы

(для участников  широкомасштабного эксперимента  по модернизации содержания и  структуры образования)

Современное общество нуждается  в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для достижения этой цели необходимы: расширение прав ребенка и родителей; уважение к личности ребенка; учет образовательных интересов каждого ученика; соответствие образовательного процесса возрасту; обеспечение полноценного психического и физического развития; охрана здоровья детей. Чтобы эти принципы не остались чистой декларацией, они должны быть воплощены в конкретных образовательных технологиях.

Направленность на формирование инициативности, ответственности и  самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом образовательный процесс нацелен на становление учебного сообщества, т.е. группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога, строящего такое сообщество, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного исключительно на фронтальные занятия. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективное решение и т.п.

Внутри учебного сообщества создаются условия не только для  развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Основным педагогическим средством при этом является радикальный пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Отметка в баллах непригодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Критерии и средства оценки дети создают совместно с учителем.

Способы построения учебного сообщества и новой системы оценивания являются основными направлениями  экспериментирования в системе  начального образования. Варианты образовательных  программ школы, предметно-пространственная среда в младших классах, а также новые возможности включения родителей в образовательный процесс, совершенствование системы работы с учителями начальной школы и пр. способствуют гуманизации образования.

Начиная преобразование системы образования, необходимо учитывать возможные риски и ограничения педагогического экспериментирования и обеспечить постоянный мониторинг с помощью  вопросов для самостоятельного отслеживания успешности экспериментирования.

1. Анализ современных тенденций  в начальном образовании

В современном школьном образовании наметилось немало положительных  тенденций:

  • складывается вариативность педагогических подходов к начальному образованию;
  • у педагогов появилась свобода для творческого поиска, поддерживаемая государственной политикой, создаются авторские школы, используется зарубежный опыт;
  • родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему, растет родительское самосознание;
  • все более осознается необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребенка, построении его собственной траектории в образовании.

Однако в масштабах  страны этими преобразованиями затронуто  относительно небольшое число школ; экспериментирование не всегда оказывается  оправданным и продуманным. Преобладающим  по-прежнему остается формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него.

Основные негативные тенденции в начальной школе состоят в том, что:

  • показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны (широко распространена школьная дезадаптация);
  • присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не развивается, а разрушается;
  • средствами начального образования гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников, исчезает детская инициативность;
  • нивелируется индивидуальность детей;
  • сохраняется чисто формальная, "ЗУНовская" ориентация, отсутствует направленность на развитие ребенка;
  • падает уровень обучения (в частности, в результате низкой престижности и низкой оплаты учительского труда)…

Рекомендации по текущей и итоговой аттестации1

Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом  начального обучения. Основные эффекты  отметки:

  • искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;
  • повышение тревожности и невротизация детей;
  • искажение учебной мотивации;
  • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он "круглый отличник" или "неуспевающий".

Для маленьких школьников пятерка не означает "Я хорошо пишу", а значит "Я хороший. Меня любят". Двойка означает "Меня не любят, я плохой". Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребенок перестает думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь "зарабатывать" хорошие отметки. Для "слабых" учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для "сильных" учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы.

Оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. Чем  младше школьник, тем более он нуждается  в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому недостаточно просто отменить отметку; важно заменить ее более инструментальным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика.

Цель  реформы в системе школьного  оценивания: сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Такое направление реформы позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.

Если педагог хочет  при этом решить еще одну, важнейшую  задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, то ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, то есть проявлять оценочную самостоятельность.

Основой учебной самостоятельности  является здоровая самооценка: уверенность  в себе и самокритичность. Когда человек говорит: "Я это могу", он говорит сразу о двух вещах. Во-первых, он сообщает о вере в собственные возможности, о том, что не считает себя ни инвалидом, ни закоренелым неудачником. Во-вторых, он сообщает о том, что считает себя компетентным взяться именно за это дело. В первом случае речь идет об общей самооценке, точнее о самопринятии, самоуважении, во втором – о конкретной самооценке, адекватность которой целиком и полностью зависит от полноты самопринятия. Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий.

Если мы хотим, чтобы  в школе ученик научился оценивать  себя адекватно, то мы обязаны заботиться об обеих сторонах самооценки, всячески поддерживая положительную общую самооценку и развивая способность ребенка к конкретным оценкам своего учения.

Оценочная самостоятельность, которую можно и должно воспитать  в начальной школе, включает две составляющие: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы и владение способом оценивания, принятым в данном обществе.

Правила оценочной безопасности

Правила оценочной безопасности обязательны во всех человеческих отношениях и для людей всех возрастов. Взрослые обязаны их соблюдать, учителя учат их соблюдению детей. Поиск достойных (безопасных) форм такого обучения – одно из основных направлений эксперимента. Нарушение правил оценочной безопасности обусловлено прежде всего эмоциональными проблемами ребенка или взрослого. Поэтому знание этих правил – это далеко не достаточное условие их соблюдения.

Список правил оценочной  безопасности является принципиально  открытым. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом сообществе, в частности – в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот его начало:

  1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).
  2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере" лучше сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки".
  3. "На ложку дегтя – бочка меда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания: "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективней установка: "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти".
  5. "За двумя зайцами...". Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
  6. Формула "опять ты НЕ..." – верный способ выращивания НЕудач<span class="

Информация о работе Контроль в учебном процессе