Контрольная работа по «Методика профессионального обучения»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте развернутый ответ на тему: «Методика профессионального обучения»
Дисциплина МПО занимает одно из важнейших мест в подготовке педагогов профессионального образования по отраслям. Методические знания являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. Они тесно связаны с приемами, способами и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.

Файлы: 1 файл

Мет.проф.обучения.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и права

Кафедра права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине:

«Методика профессионального обучения»

 

 

 

 

 

                                                           Студент: Зиновьева А.С.

                                                          Группа: ЗПВД-211С

                                                                          Руководитель: Шульц О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

1. Дайте развернутый ответ на  тему: «Методика профессионального  обучения»

Дисциплина МПО занимает одно из важнейших мест в подготовке педагогов профессионального образования по отраслям. Методические знания являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. Они тесно связаны с приемами, способами и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.

Входя в состав психолого-педагогических дисциплин, методика профессионального обучения выступает одной из ведущих при подготовке преподавателей профессионального обучения в разных отраслях. Отличительными особенностями структуры этой дисциплины являются содержательный и процессуальный компоненты. Содержательный компонент предусматривает дидактическую, диагностическую и концептуальную составляющие. Процессуальный -- мыслительную деятельность обучаемых и обучающего по приобретению и усвоению знаний и умений, а также руководство этим процессом.

Сегодня методика профессионального обучения развивается в двух главных направлениях. Первое касается развития методики профессионального обучения, второе -- относительно независимое развитие частных методик, применяемых при изучении технических дисциплин: технической математики, черчения, электротехники и пр.

Владение методикой -- требование, предъявляемое к профессиональной деятельности преподавателя. Методические знания связаны со способами и приемами, а также личностью и творческим подходом самого обучающего. Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки конструирования, применение таких средств обучения, которые помогают регулировать образовательную деятельность преподавателя и познавательную деятельность обучаемых по развитию и приобретению профессиональных знаний, а также умению эти знания применять практически.

Объекты познания технических наук -- технические системы и устройства, но методика профессионального обучения не ставит своей задачей изучать эти системы и устройства, формировать методы их исследования. Объектом ее познания является сам общественный образовательный и воспитательный процесс средствами той науки, которая изучается.

Основные компоненты процесса профессионального обучения и их взаимосвязь.

Следует отметить, что процесс профессионального обучения носит системный характер. Суть этого вида обучения состоит в формировании знаний, установок, умений, необходимых для последующей профессиональной деятельности.

К компонентам процесса профессионального обучения принадлежат содержание, цели, методы, средства, формы и результат обучения. Все вместе они образуют целостную обучающую систему, главным фактором которой выступает деятельность обучаемого. Системообразующие компоненты объединены отношением к деятельности.

Цели предусматривают решение задач разных классов и типов, которое должны усвоить учащиеся, формы, способы и виды деятельности, предпринимаемые для их решения, содержание, структуру и формы обобщения полученных знаний.

Важной составной, которая входит в процесс профессионального обучения, выступает его содержание. Оно предусматривает подлежащие изучению темы и предметы, которые входят в программу или курс образовательного учреждения.

Один из компонентов -- формы профессионального обучения. Под ними следует понимать организацию образовательного процесса, которую обуславливают цели и текущие задачи, способы, благодаря которым происходит передача и усвоение знаний. Формы должны соответствовать содержанию и сложности задач, выдвигаемых перед процессом обучения, способствовать их результативности.

Теоретическое и практическое обучение -- это функциональные формы профессионального обучения. Благодаря теоретическому обучению происходит процесс формирования знаний, практическое обучение формирует умения применять усвоенные знания в будущей практической деятельности.

Еще одним компонентом процесса профессионального обучения является метод обучения, которым предусмотрена такая форма деятельности, которая направлена на получение знаний и развитие способностей.

  Средствами  обучения принято считать материальные  и природные объекты, а также  те, которые искусственно создал  человек, и которые применяются  как носители учебной информации  и инструмент для достижения  поставленных в образовательном  процессе целей. Под результатами  обучения следует понимать оценку  умений учащихся, приобретенных  в процессе обучения.

2.Что такое ФГОС? Принципиальные  отличия ФГОС III и ГОС II поколения.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны стать стандартами нового поколения, обеспечивающими дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда. Отличительными особенностями ФГОС ВПО являются:

выраженный компетентностный характер;

разработка пакета стандартов по направлениям как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций;

отсутствие компонентной структуры (федерального, национально-регионального, вузовского) с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ

установление новой формы исчисления трудоемкости в виде зачетных единиц (кредитов) вместо часовых эквивалентов.

В проектах этих стандартов используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также с международными документами в сфере высшего образования:

основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования;

направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании;

компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;

результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.

Результаты обучения оцениваются с помощью компетенций. Логика этого понятия применительно к сфере высшего образования такова. Студент получает в вузе по избранному профилю образования: а) определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п.). Все эти параметры должны оцениваться равнозначно, поэтому их все и объединяет термин "компетенция". Компетенции подразделяются на профессиональные (специализация в определенных областях деятельности) и универсальные (необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки).

ФГОС устанавливает уровневые дифференциации между бакалавром и магистром в области "знания и понимания", в области "применения знаний", в области формирования суждений, в области коммуникативной.

Так, например, основная образовательная программа подготовки бакалавра филологии предусматривает изучение следующих учебных циклов:

Б.1 - гуманитарный, социальный и экономический цикл;

Б.2 - математический и естественнонаучный цикл;

Б.3 - профессиональный цикл;

Б.4 - практика и/или научно-исследовательская работа;

- итоговая  государственная аттестация

- физическая  культура

Каждый учебный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации (степени) магистра в соответствии с полученным профилем, получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Программы специализированной подготовки магистра для каждого профиля вводятся решением Ученого совета высшего учебного заведения по согласованию с заказчиком кадров. Основные образовательные программы магистра могут иметь профили подготовки и программы специализированной подготовки внутри профиля.

Для этого ФГОС-3 ориентирует на создание образовательных программ, предусматривающих разнообразную специализацию, учет способностей и интересов студентов, наконец, включенное обучение, то есть возможность осваивать данные программы по частям, в том числе меняя учебные заведения. Отсюда модульный принцип построения программ. Они будут состоять из блоков-модулей, способных выстраиваться в различном порядке, образовывая индивидуальные траектории обучения. Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методическое обеспечение и т.п., ответственных за формирование определенной компетенции (компетенций). Модули подразделяются на базовые, поддерживающие, специализированные и др., и общая последовательность перехода от одних к другим должна быть закреплена в соответствующих нормативных документах.

Для контроля и учета учебного материала, освоенного студентом, "количественного" сопоставления отдельных модулей применяется принцип определения трудоемкости, иными словами, сил, времени и средств, затрачиваемых студентом на освоение того или иного модуля. Однако измерять трудоемкость отныне придется не только в академических или астрономических часах (этот традиционный способ ориентирован прежде всего на аудиторные занятия, тогда как при современном обучении необходим акцент на самостоятельную работу студента), а в особых условных единицах - кредитах.

В целом новая система контроля должна позволить как самому студенту, так и вузу, а также сторонним организациям более объективно оценить качество приобретаемых компетенций, интенсивность и результативность учебного процесса, образовательной программы, степень их адекватности условиям будущей трудовой деятельности.

Основная идея ФГОС второго поколения

В основе появления стандарта второго поколения лежит изменение на мировом уровне. Вследствие чего, меняется уровень готовности выпускника к жизни в современном мире.

1) Ускорение  темпа общественного развития.

2) Переход  к постиндустриальному обществу, т.е. к информационному.

3) Динамическое  развитие экономики, рост конкуренции, сокращение малоквалифицированного  и неквалифицированного труда, потребность  в росте профмобильности.

4) Изменение  политической системы, переход к  рыночной экономике, рост социального  неравенства в сфере образования.

Стандарт II поколения отличается реализацией компетентностного и деятельностного подхода в образовании.

 

3.Какие педагогические принципы  Вы знаете?

Информация о работе Контрольная работа по «Методика профессионального обучения»