Контрольная работа по «Методика воспитательной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 07:42, контрольная работа

Описание работы

Ученые называют также черты воспитательной системы, характерные для социально-педагогического явления:
Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

Содержание работы

Проанализируйте сущность понятия «воспитательная система». Опишите основные компоненты воспитательной системы. ………………….3
Разработайте мероприятие по правовому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования………………….9
3. Подготовьте содержание беседы о неформальных молодежных объединениях (возникновение, цели, функции, результаты)…………………15

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет искусств

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Методика воспитательной работы»

Вариант 17

 

Выполнил: студент гр. ЗКД 312-С

Шведов А.Н.

Проверил:  кандидат пед. наук, доцент

Зимина Е.Ю.

 

 

 

 

Екатеринбург 2014 г.

Содержание

 

  1. Проанализируйте сущность понятия «воспитательная система». Опишите основные компоненты воспитательной системы. ………………….3
  2. Разработайте мероприятие по правовому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования………………….9

3. Подготовьте  содержание беседы о неформальных  молодежных объединениях (возникновение, цели, функции, результаты)…………………15 
1. Проанализируйте сущность понятия «воспитательная система». Опишите основные компоненты воспитательной системы. Опишите основные компоненты воспитательной системы.

Понятие

Автор

Характеристика понятия

Категориальная характеристика

Воспитательная система

П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников

Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат

комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается

И.А.Колесникова и Е.Н. Ба-рышников

воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения

воспитательная система

Е.Н. Степанов

главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка

педагогическом обеспечении и содействии развитию,

упорядоченная целостная совокупность компонентов


 

 

Ученые называют также черты воспитательной системы, характерные для социально-педагогического явления:

  • Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

  • Воспитательная система - зто система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

  • Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и прак-тике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.

  • Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых по-зволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.

  • Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

  • Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.

 

  • Воспитательная система - это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.

  • Воспитательная система - это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объек-тивному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

 
Основные компоненты системы воспитания

 

Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты:

Индивидно-групповой;

Ценностно-ориентационный;

Функционально-деятельностный;

Диагностико-результативный;

Отношенческо-коммуникативный.

Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:

администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;

учащиеся;

родители учащихся;

другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения

Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:

ценности сообщества детей и взрослых;

цели воспитания;

принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.

Этот компонент часто называют ценностно-смысловым ядром воспитательной системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития. Базисные ценности воспитательной системы определяют ее цели, которые, в свою очередь, служат не просто элементами, а важнейшими факторами образования, функционирования и развития этой системы. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности школьного сообщества, содержания и организации воспитательного процесса. Из совокупности идей, отражающих представления сообщества детей и взрослых о ценностях, целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в учебном заведении, как правило, выделяют одну наиболее важную, определяющую "лицо" и стратегическую линию развития данного учреждения. Эту идею называют ключевой.

 

Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:

системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;

основных функций воспитательной системы;

управления и самоуправления воспитательной системой.

Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основу составляют совместная деятельность и общение учащихся, педагогов и родителей. В образовательных учреждениях выбираются в качестве приоритетного различные виды деятельности: трудовая, клубная, краеведческая, познавательная и др. Его выбор зависит от следующих факторов: интересы и потребности учащихся, особенности педагогического коллектива, тип учебного заведения, традиции учреждения образования и окружающего социума, финансово-материальные возможности учебного заведения.

Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности (учащиеся, родители, педагоги, социальные партнеры) и ни одна из управленческих функций не "выпадает".

Напомним эти управленческие функции: информационно-аналитическая; планово-прогностическая; мотивационно-целевая; организационно-исполнительская; контрольно-диагностическая; регулятивно-коррекционная.

Главной целью управления воспитательной системой является оптимизация функционирования и развития. Как полагают Л.И. Новикова с коллегами, существуют четыре ее основных направления:

моделирование строящейся системы;

организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;

ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов, родителей на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих отношений;

рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды.

Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:

критерии эффективности воспитательной системы

методы и приемы изучения ее результативности

формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

 

Технология мониторинга качества воспитательного процесса:

1. Определение методологических  оснований, в том числе целей, критериев и показателей.

2. Определение объектов  мониторинга.

3. Подбор комплекса методов  и конкретных методик.

4. Планирование мониторинга.

5. Предварительная подготовка.

6. Реализация диагностических  методик.

7. Обработка результатов.

8. Фиксация результатов  и оформление результатов в  форме, удобной для анализа и  демонстрации.

Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:

отношений в обществе детей и взрослых;

внутренних и внешних связей воспитательной системы

Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.

В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен: как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.

Воспитательный аспект отношений проявляется в развитии социально-ценных отношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектные отношения, как известно, влияют на отношение человека к себе.

В этом плане системная деятельность должна быть направлена на воспитание "культуры отношений" (К.Д. Радина).

Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются взаимоотношения. Отношения и взаимоотношения в системе класса - существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.

Становление ученического коллектива в системной деятельности - и есть становление отношений, взаимоотношений субъектов.

Гуманные взаимоотношения предполагают положительное отношение сторон друг к другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что способствует единству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга, познанию себя через Другого, развитию себя как некоторого единого целого.

Уровень таких взаимоотношений обусловлен как внутренними (личностными) особенностями взаимодействующих, так и объективными (внешними) условиями. В этом плане реализуется взаимосвязь, взаимообусловленность компонентов системы: "Взаимоотношения - субъекты", "взаимоотношения - деятельность". Тут очень важна педагогически верно организованная деятельность, способствующая становлению эмоционально-нравственного опыта детей, развитию "эмоционального богатства личности" (К.Д. Радина).

Особую роль приобретают взаимоотношения "воспитатель - воспитанник", ведь воспитатель воспринимается и как "источник" деятельности, и как ее участник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработайте мероприятие по правовому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования.

Информация о работе Контрольная работа по «Методика воспитательной работы»