Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«Российский
государственный профессионально-педагогический
университет»
Факультет
социологии и права
Кафедра
права
КОНТ РОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «основы специальной педагогики и психологии»
ТЕМА № 1
Исполнитель:
студент группы КЧ-311 СД ПВД
Руководитель: ст. преподаватель
Екатеринбург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. в семье Матвеева 8 августа
родилась дочь, которую решили назвать
Марией. В тот же день старшему сыну Петру
исполнилось 16 лет, а через месяц умерла
бабушка Петра. Охарактеризуйте
юридические факты и как на их основе изменились
правоотношения? ...................................................................3
2. На основании Закона о воинской обязанности
и военной службе Президент РФ издал указ
об очередном призыве на действительную
службу и об увольнении в запас военнослужащих,
отслуживших сроки военной службы. Районные
и городские военные комиссариаты установили
своими приказами точные сроки явки граждан,
приписанных к призывным участкам.
Какие юридические факты лежат в основе
возникших правоотношений? Какова природа
и особенности данных правоотношений?...............................5
3. Роль административного права в создании
правового государства…6
4. Виды органов исполнительной
власти. Их система. Правовое положение
Правительства Российской Федерации…………………………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………24
Задание 1. В семье
Матвеева 8 августа родилась дочь, которую
решили назвать Марией. В тот же день старшему
сыну Петру исполнилось 16 лет, а через
месяц умерла бабушка Петра.
Охарактеризуйте
юридические факты и как на их основе изменились
правоотношения?
Юридический факт - это закрепленное
в гипотезах норм права конкретное жизненное
обстоятельство, наступление которого
влечет юридические последствия в виде
возникновения, изменения и прекращения
правоотношений.
Юридическими фактами являются
не все жизненные факты, а лишь предусмотренные
нормативно. Юридические факты закрепляются
и описываются в гипотезах правовых норм
как определенные, потенциально возможные
ситуации. В случае возникновения такой
ситуации в реальной жизни наступают предусмотренные
нормой правовые последствия в виде возникновения,
изменения или прекращения правоотношения.
В данном случае, рождение дочери,
достижение определенного возраста, смерть
человека - это юридические факты - события,
порождающие последствия, которые не зависят
от воли людей.
С рождением у человека возникает
правоспособность - статья 17 Гражданского
Кодекса РФ. Согласно статье 18 Гражданского
Кодекса РФ под правоспособностью понимается
то, что граждане могут иметь определенные
права. Однако правоспособность граждан
имеет определенные пределы, установленные
законодательством.
Получение имени - это также
юридический факт. Согласно ст.19 Гражданского
кодекса РФ человек приобретает и осуществляет
права и обязанности под своим именем.
Имя, полученное гражданином при рождении,
подлежит регистрации в порядке, установленном
для регистрации актов гражданского состояния.
Достижение шестнадцатилетнего
возраста - юридический факт - событие.
Согласно ст. 27 Гражданского кодекса РФ,
несовершеннолетний, достигший шестнадцати
лет, может быть объявлен полностью дееспособным.
Объявление несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипация) производится
по решению органа опеки и попечительства.
Таким образом, несовершеннолетний обладает
в полном объеме гражданскими правами
и несет обязанности, за исключением тех
прав и обязанностей, для приобретения
которых федеральным законом установлен
возрастной ценз.
Смерть гражданина - юридический факт
- событие. Со смертью гражданина прекращается
правоспособность. Согласно ст. 418 Гражданского
кодекса РФ со смертью гражданина прекращаются
обязательства. Кроме того, возникают
наследственные правоотношения
Задание 2. На основании Закона
о воинской обязанности и военной службе
Президент РФ издал указ об очередном
призыве на действительную службу и об
увольнении в запас военнослужащих, отслуживших
сроки военной службы. Районные и городские
военные комиссариаты установили своими
приказами точные сроки явки граждан,
приписанных к призывным участкам.
Какие юридические факты лежат
в основе возникших правоотношений? Какова
природа и особенности данных правоотношений?
Указ Президента РФ «Об очередном призыве
на действительную службу и об увольнении
в запас военнослужащих, отслуживших сроки
военной службы». А также приказы районных
и городских комиссариатов о точных сроках
явки граждан, приписанных к призывным
участкам, являются юридическими фактами.
Особенностью данных юридических фактов
является то, что основным видом правомерных
действий служат правовые акты субъектов
исполнительной власти. Прямое их юридическое
последствие - возникновение, изменение
или прекращение административно-правового
отношения.
Административно-правовые отношения,
непосредственно выражающие основную
формулу управляющего воздействия («субъект-объект»).
Имеются в виду собственно властеотношения.
В данном случае правоотношения между
исполнительными органами и гражданами,
несущими определенные административно-правовые
обязанности.
.
Задание 3. Роль административного
права в создании правового государства
Определения правового государства,
сформулированные в трудах русских юристов
конца XIX - начала XX в., рассматривавшими
идею правового государства в административно-правовом
аспекте, несмотря на их множественность,
содержали такие общие признаки, как господство
закона в сфере отношений властвующих
и подвластных, разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную,
подзаконность исполнительной власти
и ограничение административною усмотрения
Бойцова, В. В. Идея правового государства
в трудах русских юристов: Административно-правовой
аспект // Правоведение. - 1991. - № 3. - С. 62..
Это созвучно современному
пониманию правового государства. Правовое
государство - тип государства, в котором
функционирует режим конституционного
правления, существует развитая и непротиворечивая
правовая система и эффективная судебная
власть, при одновременном наличии реального
разделения властей с их эффективным взаимодействием
и взаимным контролем, с развитым контролем
политики и власти Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю.
Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова.
- М., 1997. - С. 343..
Для правового государства
необходимо признание и
соблюдение неотчуждаемых прав человека,
верховенство права и правовых законов,
надлежащая правовая организация самой
системы государственной власти на основе
принципа разделения властей.
Как справедливо отмечает В. С. Нерсеянц,
в Конституции Российской Федерации нашли
свое признание и нормативное закрепление
все три основных компонента правовой
государственности: гуманитарно-правовой
(права и свободы человека и гражданина),
институционально-правовой (система разделения
и взаимодействия властей) и нормативно-правовой
(конституционно-правовая концепция правового
закона) Проблемы общей теории права и
государства: Учебник для вузов / Под общ.
ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца.
-- М.: Норма, 2004. -- С. 676.
Ст. 15 Конституции РФ предусматривает,
что органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию и законы, а законы
и иные правовые акты не должны противоречить
Конституции страны. Иначе говоря, действие
закона распространяется на все сферы
общественной жизни, прежде всего на функции
органов государственной власти, обязательность
закона для самого государства и его органов,
должностных лиц, развитие государственного
аппарата по пути демократизации, законности
и справедливости. Важно обратить внимание
на сущность этого принципа, которая состоит
в том, что государство, издавшее закон,
не вправе его нарушать. Правовое государство
невозможно без четких и конкретных юридических
мер ответственности любых должностных
лиц за нарушение своих обязанностей перед
законом Коренев А. П. Административное
право России: В 3 ч. - М., 1996. - Ч. 1. - С. 233..
И здесь административное право
играет весьма существенную роль, осуществляя
функцию правоохраны, как непременного
элемента правового государства. Административное
право в отличие от многих других правовых
отраслей имеет и укрепляет свои собственные
юридические средства защиты от посягательств
на правовой режим в сфере функционирования
механизма исполнительной власти Алехин
А. П. Указ. соч. - С. 26.. Невыполнение или
недобросовестное выполнение требований
административно-правовых норм влечет
за собой приведение в действие предупредительных,
пресекательных и карательных средств
административно-принудительного характера.
Необходимо также отметить
особую роль института административной
ответственности, с помощью которой в
настоящее время все в большей мере осуществляется
защита не только управленческих общественных
отношений, но и многих других (финансовых,
трудовых, природоохранных и т. п.).
Действующее российское законодательство
использует нормы административного права
также и для обеспечения должной урегулированности
налоговых, земельных, трудовых и других
отношений (порядок взимания налогов и
сборов, государственный контроль за соблюдением
налогового законодательства; основные
организационные начала предпринимательской
деятельности; порядок возникновения
и прекращения государственно-служебных
отношений и т. п.). Административно-правовое
регулирование становится, таким образом,
одним из необходимых средств целенаправленного
государственного воздействия на экономику.
Ст. 2 и 18 Конституции РФ закрепляют
приоритет прав человека и гражданина,
что актуально для законодательства и
административной практики, поскольку
в правовом государстве права личности
являются высшей ценностью, а все государственные
органы и, прежде всего, органы исполнительной
власти, несут ответственность за несоблюдение
этих прав. Права человека и гражданина
должны быть реально и надежно защищены
от любого злоупотребления органов государства
и должностных лиц. Административное право
призвано в полной мере это обеспечить,
поскольку значительная часть прав и свобод
человека и гражданина практически реализуется
в сфере государственного управления
(ст. 85, 103, 111, 117).
Многие стороны организации
и деятельности механизма исполнительной
власти определяются федеральными и иными
законодательными нормами. Административное
право берет исходные начала в нормах
конституционного права, детализирует
и конкретизирует их, определяя при этом
правовой механизм реализации прав и свобод
граждан, компетенции различных звеньев
системы исполнительной власти; административно-правовой
статус конкретных участников управленческих
общественных отношений и административно-правовые
средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой
деятельности, основы ее отраслевой и
межотраслевой, региональной и местной
организации и т. п.
Административное право, регулируя
отношения, возникающие в сфере государственного
управления, охватывает своим регулятивным
воздействием широкие области государственной
и общественной жизни, что обусловлено
многообразием практического проявления
действующего в Российской Федерации
механизма исполнительной власти. Административному
праву отводится также существенная роль
в обеспечении национальной безопасности
страны и общественного порядка, в регламентации
деятельности органов исполнительной
власти в этой жизненно важной сфере.
Совокупность норм административного
права различного уровня достаточно велика
и многообразна, несмотря на частое внесение
в нее определенных корректировок (отмена
нормативных актов, их изменений и т. п.).
Таким образом, административное право
охватывает своим регулятивным воздействием
чрезвычайно широкий круг общественных
отношений управленческого типа. В этом
отчетливо проявляется многообразие административно-правового
регулирования.
Несмотря на то, что административное
право играет существенную роль в создании
правового государств, Д.Н. Бахрах отмечает,
что в настоящее время административное
право России не в полной мере соответствует
его масштабам.