Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:27, контрольная работа
1. Что такое «закономерности педагогического процесса»? Следует ли различать закономерности процесса обучения и закономерности процесса воспитания? Что такое «принципы»? Как они связаны с закономерностями?
2.Сравните традиционную и педоцентрическую дидактические системы. Какая из них положена в основу обновления образовательной практики в современных условиях? Почему? Можно ли говорить о перспективах развития гуманной педагогики?
Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь явлений воспитания, обеспечивающая их существование и поступательное развитие.
Знать закономерности означает понимать, как устроено воспитание/обучение и как действовать в разных ситуациях. В этом и состоит значение теории: она объясняет закономерности, научные основы, применение которых способствует совершенствованию практики. Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.
1. Связь воспитания и социальной
системы. Характер воспитания
в конкретных исторических
2. Связь между обучением и
3. Связь воспитания и
4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность, потребность в ней.
5. Связь воспитания и общения.
Воспитание всегда протекает
во взаимодействии людей:
На этих и других
Различать закономерности процесса обучения и закономерности процесса воспитания не следует, т.к.
для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:
а) направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;
б) деятельностный характер обучения;
в) единство
потребностно-мотивационной
г) проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;
д) обеспечение радости успехов в овладении знаниями;
е) раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
ж) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;
з) повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;
и) согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.
Умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Если, например, педагог не будет формировать и развивать потребностно-мотивационную сферу учащихся, вряд ли ему удастся поддерживать их учебно-познавательную активность. Равным образом он не будет стимулировать эту активность, если не сумеет вызвать у своих питомцев переживание радости успехов в овладении знаниями, если не будет проявлять к ним уважения, чуткости и тактичной требовательности. Так же обстоит дело и с другими закономерностями, которые являются общими как для воспитания, так и для обучения.
Закономерности объективны и неизменны. На основе закономерностей развития и воспитания вырабатываются принципы воспитания.
Принцип это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.
Принцип воспитания – это научно обоснованное требование к деятельности педагога, вытекающее из научно обоснованных закономерностей. Назовем основные принципы.
1. Связь воспитания с жизнью.
2. Воспитание в разнообразной деятельности.
3. Воспитание личности в
4. Стимулирование активности
формируемой личности, детской самодеятельности
(самостоятельной деятельности) в
сочетании с педагогическим
5. Учет возрастных и
6. Гуманное отношение к ребенку.
7. Уважение к личности ребенка
в сочетании с разумной
8. Опора на «положительное» в ребенке.
9. Принцип системности,
связь принципов и закономерностей
Воспитание как целостный
Направленность воспитания, его цели и содержание, нравственно эстетические ценности всегда предопределяются обществом, господствующим классом или партией.
Воспитание органически
Воспитанию изначально присущ комплексный подход к формированию личности обучаемого. Он проявляется в единстве воздействия на все сферы индивида – интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую, с одной стороны; в единстве целей, усилий, действий педагогического и учебного коллективов, общественных организаций, семьи и самих обучаемых – с другой.
И если порой проявляется или обнаруживается несогласованность действий субъектов воспитательного процесса, она не носит стабильного характера и со временем в воспитании начинает действовать закономерная тенденция к единству, гармонии, согласованности педагогических усилий.
Воспитание оптимистически направлено, опирается на положительное начало в обучаемом. В силу этого важно хорошо изучить каждого обучаемого, узнать его сильные и слабые стороны, качества, чтобы оказывать влияние на развитие одних из них и вместе с обучаемыми нейтрализовать, ослабить, перестроить другие.
В воспитательном процессе нередко обнаруживается сопротивление личности обучаемого тем педагогическим воздействиям, которые на него оказываются извне организаторами воспитания, или собственным усилиям в процессе самовоспитания.
Сопротивление чаще всего проявляется на начальном этапе воспитания, но может продолжаться в течение всего процесса воспитания.
И тем сильнее оно будет, чем менее близки обучаемому цели воспитания, не соответствующие его интересам, потребностям. Выдвижение таких целей, которые совпадали бы с усилиями обучаемого, осознавались и воспринимались им, снижает внутреннее его сопротивление, делает процесс воспитания персонифицированным, более продуктивным.
Закономерности воспитания, несмотря на свою устойчивость, все же динамичны. Их изменение (одни перестают оказывать влияние на процесс воспитания – как бы отмирают, другие появляются) осуществляется по мере изменения самого воспитания, его целей, социальной сущности, содержания.
На базе закономерностей формируются принципы воспитания. На определенном этапе развития воспитательной реальности многие принципы становятся закономерностями. Закономерности объективно оказывают влияние на педагогическую деятельность любого преподавателя, что повышает ее результативность.
Что же касается принципов воспитания, то каждый преподаватель, опираясь на принципы, выделенные педагогикой для данного периода, формирует свою систему ведущих идей, которая служит теоретико-концептуальной основой практической деятельности, обусловливая ее характер. Таким образом, закономерности и принципы воспитания хотя и близки, но являются разными самостоятельными педагогическими категориями.
Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм.
Принципы воспитания определяющим образом влияют на позицию субъектов воспитательного процесса – преподавателей и обучаемых. Они ставят перед преподавателями, организаторами воспитательного процесса конкретные цели и задачи.
2.Сравните традиционную
и педоцентрическую
Традиционная и педоцентрическая дидактические системы.
Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций произведено на основе того, как понимается процесс обучения — объект и предмет дидактики.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Каменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний. К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.
Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению - деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. «обучение через делание».
В основу обновления образования в современных условиях положена педоцентрическая дидактическая система, потому что согласно стандарта нового поколения главная роль отводится деятельности обучающегося. Учеба носит самостоятельный характер, а получение знаний происходит добывание их по средствам самостоятельного изучения материала.
Можно говорить о перспективах развития гуманной педагогике потому, что учитель, выращивает, оберегает и воспитывает будущее человечества в лице своих учеников, и то, что это будущее не состоится без настоящего учителя, способного вобрать в себя свет человеческой культуры, мы выбираем гуманную педагогику
Гуманная педагогика не есть открытие современной педагогической мысли. Новое здесь в том, что мы осознаем ее суть, которая дается вот уже несколько тысячелетий высшими источниками – Священными писаниями мировых религий и классическими педагогическими учениями.
Смысл гуманной педагогики – это ведение ученика по пути совершенствования своего духовного мира и понимания своего предначертания. Цель гуманно-личностного образования – это воспитание Благородного человека.
Данную цель можно решить с помощью следующих задач:
– создавать условия для
того, чтобы дети осознали огромную
силу добрых чувств, слов, мыслей,
поступков, осознали
– помогать познавать, что значить Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, Честность.
– помогать познавать себя,
свой внутренний мир,
– развивать интерес к
духовной жизни, к
– развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;
– поощрять смелость
Гуманная педагогика, опирается
на любовь и доброту учителя,
на его умение создавать такую
атмосферу душевной щедрости, в
которой каждый ученик был
бы направлен на самопознание,
стремление к духовному
Многолетний опыт убеждает в том, что слово учителя пробуждает в маленьком ребёнке, а потом в подростке, юноше, девушке чувство человека – глубокое переживание того, что рядом со мной человек со своими радостями и печалями, интересами и нуждами.
В современном педагогическом пространстве сейчас идут активные поиски новых подходов, направленных на изменение педагогической парадигмы, и за многими из них мы обращаемся на Запад. Мы как дети стремимся к яркой и красивой упаковке, не задумываясь над тем, какое содержимое внутри. Всех нас привлекает быстрый и хороший результат, так как любая технология, правильно применённая должна давать заранее известный результат. Школа – это не фабрика и дети – это не сырьё. Если только согласиться с этим, то вся жизнь учителя сужается до узкого коридора, заканчивающегося тупиком.. Гуманная педагогика расширяет горизонты учителя до бесконечности, она открывает перед ним глубину собственного духовного предназначения и показывает пути его выполнения.