Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

1. Что такое «закономерности педагогического процесса»? Следует ли различать закономерности процесса обучения и закономерности процесса воспитания? Что такое «принципы»? Как они связаны с закономерностями?
2.Сравните традиционную и педоцентрическую дидактические системы. Какая из них положена в основу обновления образовательной практики в современных условиях? Почему? Можно ли говорить о перспективах развития гуманной педагогики?

Файлы: 1 файл

контрольная по педагогике..doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Покажите место педагогики в системе наук о человеке. Что объединяет педагогику с философией, социологией и психологией. Назовите важнейшие признаки педагогических систем. Какое влияние оказывает педагогическая наука на образовательную практику? Почему  знание педагогической теории необходимо каждому образованному человеку?

Педагогика – это наука о  педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитании как специально организованного педагогического процесса.

Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в  результате воспитательных отношений.

 Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, социального и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающееся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками и человеке.

 Педагогика органично связана  с психологией. Существует несколько  узлов связи между ними. Главный из них – предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть ни что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент – общность методов исследования педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.). О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлению, фактов воспитания. Образования, обучения, помогают выявить сущность в исследуемых проблемах.

 Так, давая определение процессу  воспитания – сознательно организуемому  взаимодействию педагогов и воспитанников,  организации и стимулированию  активной деятельности воспитуемых  по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями – многие авторы подчеркивают, что с психологической точки зрения, воспитание - это процесс интериоризации, т.е. перевода внешнего по отношению к личности опыта во внутренний психологический план личности, ее убеждения, установки, поведение.

 Как научная дисциплина, педагогика  пользуется психологическим знанием  для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических  фактов. Так, результаты педагогической  деятельности изучаются с помощью  психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).

 Своеобразным мостом между  педагогикой и психологией науками  выступает педагогическая и возрастная  психология, психология профессиональной  педагогической деятельности, психология  управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования  в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, едичного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углублением феномена образования на современном этапе педагогического знание интенсивное развитие получает одно из философских направлений – философия образования. Философия образования – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии образования, как ее определяет английский философ А.Брент, состоит в том, чтобы определить критерии и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания.

 Связи педагогики с социологией  относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая  озабочены планированием образования,  выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Признаками педагогической системы являются: наличие системообразующего фактора, общее качество, единство, цельность.

Системообразующий фактор — это  то условие, при котором элементы системы объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из элементов системы или специфические для данной системы связи.

Для того, чтобы система могла  существовать, каждый из ее элементов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Объединяясь, все элементы образуют единую общность, которая обладает своими признаками и специфическими отношениями с другими системами. Все это

позволяет говорить о цельности системы, каждый элемент которой существенно зависит от других, а его изменение влечет за собой изменение всей системы.

Одним из важнейших принципов функционирования системы является ее оптимальность. Термин «оптимальный» означает не только «наилучший» но и «наиболее соответствующий определенным условиям и задачам».

Другим принципом является структурность, предполагающая выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификацию. Когда мы говорим о системе методов обучения, то как раз выделяем системноструктурный смысл.

Выделяют также функциональный аспект рассмотрения системы. В этом случае в качестве компонентов выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе. Например, рассматривая этот аспект процесса воспитания, классифицируют функции воспитания как систему однородных задач, решаемых педагогом.

К числу системных принципов  относится интегративность. В интегративном аспекте рассмотрения особое внимание уделяется системообразующим элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого.

Особенности педагогических систем Одной из характерных черт современной педагогической науки является не изучение какой-то одной области педагогической деятельности, а всестороннее ее рассмотрение, с учетом широкого круга воздействий как внутренних отношений, так и внешних сопряженных систем.

В педагогической литературе мы встречаемся  с такими понятиями, как, например, система целей воспитания, система знаний, умений и навыков школьников, система методов воспитания и т. п. В системном рассмотрении мы воспринимаем объект (явление, процесс, отношения) не как сумму час-

тей, а как нечто целостное. Как  правило, системный объект входит в  качестве компонента не в одну, а в несколько целостных качественно различных систем.

Рассматривая педагогические системы, необходимо всегда помнить, что они относятся к динамическим системам, т. е. к тем, отношения между компонентами которых постоянно изменяются. В связи с этим педагогическая система является органическим единством трех своих состояний: прошедшего, настоящего и будущего. В ней присутствуют и оставшиеся от прошлого элементы, и зародыши новых.

Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются ее элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. Так, например, от того, какие ставятся задачи, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то

процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер; если главная задача — формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения; если необходимо добиться развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, т. е. целостным процессом проблемно-развивающего обучения.

Компонентами педагогической системы  являются деятельность учителей и учащихся, а также управленческая деятельность, направленная на создание условий для решения образовательных задач.

Функционирование педагогической системы предполагает такое взаимодействие ее элементов, которое на основе реализации внутренних и внешних связей позволяет достичь определенных результатов в педагогической деятельности, т. е. обеспечить развитие учащихся.

Под оптимизацией функционирования педагогической системы целесообразно понимать такое выполнение педагогических целей, которое предполагает выбор и реализацию наилучшего (с точки зрения образования и воспитания) соотношения связей между компонентами системы, рациональность затрат времени учеников и учителей.

Критериями оптимальности функционирования педагогической системы являются:

• достижение каждым учеником такого уровня развития, который соответствует его реальным возможностям;

• создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса;

• ограничение затрат времени и  сил на учебную и внеучебную работы рамками гигиенических норм.

Развитие ребенка целенаправленно  регулируется существующими сегодня педагогическими системами разных уровней, взаимообусловленными в своем функционирований и развитии.

Педагогические системы являются относительно самостоятельными и

целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Группа педагогических систем, предполагающая непосредственный контакт

с учащимися, весьма разнообразна: педагогические системы в семье, в школе, во внешних учреждениях по месту жительства и т. д. Среди них можно выделить такую основополагающую систему, как педагогический процесс.

Значение педагогической практики определяется опытным путем и  опирается на многие положения философской, педагогической и психологической наук.

1. Продуктивность образовательного  процесса педагогической науки  определяется и направляется  практической деятельностью образовательного  процесса.

2. Практика является уровнем  определения истины, источником познавательной деятельности и сферой применения результатов обучения.

3. Правильно организованный процесс  воспитания вытекает из самой  жизни, практики, неразрывно с  ней связан, является движущим  фактором дальнейшей активной  преобразующей деятельности.

4. Продуктивность развития человека  как личности зависит от участия  его в трудовой практической  деятельности и основывается  на влиянии смыслового начала  в формировании педагогической  деятельности.

5. Эффективность процесса взаимосвязи обучения и жизненной практики основывается на содержании образования.

6. Качество подготовки учащихся  напрямую зависит от организации  системы трудовой практической  деятельности учащихся, в которой  реализуется связь теории с  практикой.

7. Естественно, что адаптация выпускников к условиям современного производства эффективнее происходит в тех учебных заведениях, где лучше организованы производительный труд и профориентация школьников.

8. Чем выше уровень политехнизма  на школьных уроках, тем действеннее  знания учащихся.

9. Чем больше знания, приобретаемые  учащимися, имеют практическую  направленность, взаимодействуют с  жизнью, используются для развития  окружающих процессов, тем выше  осознанность и осмысленность  обучения и интерес к нему.

Принцип связи обучения с жизнью может быть использован при соблюдении важного условия – это сочетание творческого подхода к педагогической деятельности, теоретических научных знаний, полученных в результате научных исследований, и новаторского опыта лучших педагогов.

1. Постоянное доказательство необходимости научных знаний, изучаемых в школе, на примере общественно-исторической практики. Учащийся должен понимать и чувствовать, что образовательный процесс для него считается осознанной необходимостью собственного развития и совершенствования.

2. Постоянное объяснение необходимости  практичности обучения.

3. Постоянное убеждение в наличии  диалектической связи теории  с практикой. Необходимо доказывать, что теоретическое научное знание  формируется с учетом практических  действий.

4. Необходимо рассказывать школьникам о современных информационных технологиях, о развитии нового этапа производственных отношений и общественных явлений, о новом уровне развития науки и техники.

5. Необходимо приучать школьников  постоянно развивать свои научные знания, проверять их в исследовательской творческой деятельности и применять знания в трудовой практической деятельности.

6. Необходимо формировать навык  связующего начала школы и  производства.

7. Необходимо формировать навыки  постановки задач на базе практических педагогических процессов с использованием самоанализа и систематизации полученного знания и результата своего труда.

8. Необходимо связывать обучение  с перспективами развития общественного  производства, проводить профориентацию, основываясь на перспективных инновационных разработках.

9. Необходимо использовать в  педагогической деятельности проблемно-поисковые  и исследовательские задания,  которые являются лучшими средствами  связи теории с практикой.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"