Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:27, контрольная работа
1. Что такое «закономерности педагогического процесса»? Следует ли различать закономерности процесса обучения и закономерности процесса воспитания? Что такое «принципы»? Как они связаны с закономерностями?
2.Сравните традиционную и педоцентрическую дидактические системы. Какая из них положена в основу обновления образовательной практики в современных условиях? Почему? Можно ли говорить о перспективах развития гуманной педагогики?
Педагогика – это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.
Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитании как специально организованного педагогического процесса.
Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Педагогика познает и
Педагогика органично связана
с психологией. Существует
Так, давая определение
Как научная дисциплина, педагогика
пользуется психологическим
Своеобразным мостом между
педагогикой и психологией
Исходное значение для педагогической
науки имеет философское
Связи педагогики с
Признаками педагогической системы являются: наличие системообразующего фактора, общее качество, единство, цельность.
Системообразующий фактор — это то условие, при котором элементы системы объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из элементов системы или специфические для данной системы связи.
Для того, чтобы система могла существовать, каждый из ее элементов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Объединяясь, все элементы образуют единую общность, которая обладает своими признаками и специфическими отношениями с другими системами. Все это
позволяет говорить о цельности системы, каждый элемент которой существенно зависит от других, а его изменение влечет за собой изменение всей системы.
Одним из важнейших принципов
Другим принципом является структурность, предполагающая выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификацию. Когда мы говорим о системе методов обучения, то как раз выделяем системноструктурный смысл.
Выделяют также функциональный аспект рассмотрения системы. В этом случае в качестве компонентов выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе. Например, рассматривая этот аспект процесса воспитания, классифицируют функции воспитания как систему однородных задач, решаемых педагогом.
К числу системных принципов относится интегративность. В интегративном аспекте рассмотрения особое внимание уделяется системообразующим элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого.
Особенности педагогических систем Одной из характерных черт современной педагогической науки является не изучение какой-то одной области педагогической деятельности, а всестороннее ее рассмотрение, с учетом широкого круга воздействий как внутренних отношений, так и внешних сопряженных систем.
В педагогической литературе мы встречаемся с такими понятиями, как, например, система целей воспитания, система знаний, умений и навыков школьников, система методов воспитания и т. п. В системном рассмотрении мы воспринимаем объект (явление, процесс, отношения) не как сумму час-
тей, а как нечто целостное. Как правило, системный объект входит в качестве компонента не в одну, а в несколько целостных качественно различных систем.
Рассматривая педагогические системы, необходимо всегда помнить, что они относятся к динамическим системам, т. е. к тем, отношения между компонентами которых постоянно изменяются. В связи с этим педагогическая система является органическим единством трех своих состояний: прошедшего, настоящего и будущего. В ней присутствуют и оставшиеся от прошлого элементы, и зародыши новых.
Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются ее элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. Так, например, от того, какие ставятся задачи, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то
процесс обучения приобретает объяснительно-
Компонентами педагогической системы являются деятельность учителей и учащихся, а также управленческая деятельность, направленная на создание условий для решения образовательных задач.
Функционирование
Под оптимизацией функционирования педагогической системы целесообразно понимать такое выполнение педагогических целей, которое предполагает выбор и реализацию наилучшего (с точки зрения образования и воспитания) соотношения связей между компонентами системы, рациональность затрат времени учеников и учителей.
Критериями оптимальности
• достижение каждым учеником такого уровня развития, который соответствует его реальным возможностям;
• создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса;
• ограничение затрат времени и сил на учебную и внеучебную работы рамками гигиенических норм.
Развитие ребенка
Педагогические системы
целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.
Группа педагогических систем, предполагающая непосредственный контакт
с учащимися, весьма разнообразна: педагогические системы в семье, в школе, во внешних учреждениях по месту жительства и т. д. Среди них можно выделить такую основополагающую систему, как педагогический процесс.
Значение педагогической практики определяется опытным путем и опирается на многие положения философской, педагогической и психологической наук.
1. Продуктивность
2. Практика является уровнем определения истины, источником познавательной деятельности и сферой применения результатов обучения.
3. Правильно организованный
4. Продуктивность развития
5. Эффективность процесса
6. Качество подготовки учащихся
напрямую зависит от
7. Естественно, что адаптация выпускников к условиям современного производства эффективнее происходит в тех учебных заведениях, где лучше организованы производительный труд и профориентация школьников.
8. Чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся.
9. Чем больше знания, приобретаемые
учащимися, имеют практическую
направленность, взаимодействуют с
жизнью, используются для развития
окружающих процессов, тем
Принцип связи обучения с жизнью может быть использован при соблюдении важного условия – это сочетание творческого подхода к педагогической деятельности, теоретических научных знаний, полученных в результате научных исследований, и новаторского опыта лучших педагогов.
1. Постоянное доказательство необходимости научных знаний, изучаемых в школе, на примере общественно-исторической практики. Учащийся должен понимать и чувствовать, что образовательный процесс для него считается осознанной необходимостью собственного развития и совершенствования.
2. Постоянное объяснение
3. Постоянное убеждение в
4. Необходимо рассказывать школьникам о современных информационных технологиях, о развитии нового этапа производственных отношений и общественных явлений, о новом уровне развития науки и техники.
5. Необходимо приучать
6. Необходимо формировать навык связующего начала школы и производства.
7. Необходимо формировать навыки
постановки задач на базе практ
8. Необходимо связывать обучение
с перспективами развития
9. Необходимо использовать в
педагогической деятельности