Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Содержание работы

I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду
1.1 Музыкальное обучение в детском саду
1.2 Виды музыкальной деятельности
II. Педагогические условия реализации видов деятельности детей в детском саду
2.1 Методы музыкального обучения в детском саду

Файлы: 1 файл

I.docx

— 32.64 Кб (Скачать файл)

I. Теоретические основы  музыкального обучения в детском  саду

 

 

1.1 Музыкальное обучение  в детском саду

 

 

Музыка обладает возможностями  воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно  важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает  будущая мать, оказывает положительное  влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует  его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод  о том, сколь важно создавать  условия для формирования основ  музыкальной культуры детей дошкольного  возраста.

 

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

 

1. Развивать музыкальные  и творческие способности (с  учетом возможностей каждого)  посредством различных видов  музыкальной деятельности;

 

2. Формировать начало музыкальной  культуры, способствовать формированию  общей духовной культуры.

 

3. Успешное решение перечисленных  задач зависит от содержания  музыкального воспитания, прежде  всего от значимости используемого  репертуара, методов и приемов  обучения, форм организации музыкальной  деятельности и др.

 

В ребенке важно развивать  все лучшее, что заложено в нем  от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные  способности, способствовать общему развитию.

 

 

Музыкальные способности  детей проявляются у каждого  по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и  легко развиваются, это свидетельствует  о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются  музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию  голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

 

Основной формой музыкальной  деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают  не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных  играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты  просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного  музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских  инструментов придавали и создатели  действующей у нас системы  музыкального воспитания детей дошкольного  возраста.

 

Еще в 20-е годы Н.Метлов и  Л.Михайлов говорили о необходимости  организации детского оркестра как  действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны  оркестры в детском саду, созданы  новые звуковысотные ДМИ. Начав  в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др.), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым приятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и вариационными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

 

1.2 Виды музыкальной деятельности

 

 

Деятельность -- это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.

 

Психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные  виды его деятельности вступают между  собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельности порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.

 

Развитие, умножение видов  деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих  себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет  свои этапы, свои стадии1.

 

Музыка и различные  виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия  на формирование личности человека. В  силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

 

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции--сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

 

Первым и ведущим видом  в детской музыкальной деятельности является слушание - восприятие. Слушание складывается из следующих действий:

 

-слушания произведений;

 

-слушания в процессе  разучивания песен, хороводов,  танцев.

 

-слушания с целью определения  свойств звука в дидактических играх. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

 

Пение является массовым и  доступным видом исполнительства. Песня - ценное средство нравственно-эстетического  воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Дети любят  петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания  и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает  усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при  исполнении на фортепиано, когда сложный  аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются  музыкальные способности: музыкальный  слух, память, чувство ритма. Пение  способствует развитию речи. Слова  выговариваются протяжно, нараспев, что  помогает четкому произношению отдельных  звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они  приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится  или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в  проветренном помещении, на чистом воздухе  в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего  голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной  гимнастики. Систематические занятия  пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.

 

Все музыкально - ритмические движения выполняют общую задачу - добиться слитности характера движения и музыки:

 

1. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-плас-тической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, . увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.

 

2. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как спецйальнык компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску" нестандартных способов передачи замысла и тд.

 

3. Активизации процесса  формирования художественно-творческих  способностей средствами музыкально-ритмической  деятельности способствует комплекс  педагогических условий, который  включает: -специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполни тельскими и творческими навыками.

 

Музыкальные игры - ведущая  форма организации ритмических  движений. В основе игры чаще всего  музыка, которая подсказывает ход  действий сюжетной игры, музыкальную  характеристику персонажей. В музыкальных  играх содержание и характер движений определяются музыкой. Одним из видов  музыкальных игр являются игры под  пение воспитателя и детей. С  помощью этих игр педагог развивает  у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности -- скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).

 

Игра на детских музыкальных  инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на тембровую  окраску, объясняют расположение высоких  и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной  деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие  исполнительские качества как: выразительность  воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих  и музыкально - ритмических навыков. Игра на детских музыкальных инструментах - прекрасное средство не только индивидуального  развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений  между детьми. И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание.

 

Дети в дошкольном возрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного - миру искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себе ценность художественно-эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направленно на более тонкие способности  ребенка. Дети учатся чувствовать и  понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

 

Одним из ярких средств  воспитания является музыка. «Музыка  посредница между жизнью ума и  жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом  искусства. Занятия музыкой включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения  в хоре, но и знакомство с творчеством  отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так же восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения  дошкольника. Чередование различных  видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых  качеств и индивидуальности. С  развитием всех этих навыков, музыкальная  деятельность создает необходимые  условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает  первоначальные основы общей культуры будущего человека.

 

II. Педагогические условия  реализации видов деятельности  детей в детском саду

 

 

2.1 Методы музыкального  обучения в детском саду

 

 

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"