Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 12:19, контрольная работа
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду
1.1 Музыкальное обучение в детском саду
1.2 Виды музыкальной деятельности
II. Педагогические условия реализации видов деятельности детей в детском саду
2.1 Методы музыкального обучения в детском саду
Основной вид музыкальной
деятельности, которому принадлежит
ведущая роль в реализации познавательной
и коммуникативной функции
Слушание музыки - одна из
лучших форм работы для развития способностей
активно воспринимать музыку и внимательно
вслушиваться в разные ее особенности.
К тому же слушание музыки позволяет
познакомить детей со значительно
более сложной музыкой по сравнению
с той, которую они сами исполняют.
Дети получают возможность услышать
большие вокальные, инструментальные,
оркестровые произведения в хорошем
исполнении. Слушание дает возможность
услышать музыку разных жанров, форм, стилей,
эпох в исполнении известных исполнителей
и композиторов. В наше время слушание
музыки, благодаря широко развитой
концертной деятельности, развитию многообразных
видов технических средств, способных
воспроизводить музыку (радио, телевидение,
магнитофоны, кино т.д.) становится доступной
формой общения с искусством широких
слоев населения. Поток музыкальной
информации практически безграничен.
Тем важнее становится проблема организации
целенаправленного слушания музыки,
помогающей формировать избирательность
потребления музыкальных
Большое значение имеет вопросы
и задания, которые дети получают
перед слушанием и в процессе
анализа произведения. Можно такие
вопросы оформлять в виде плакатов
и вывешивать их во время слушания
на доске. Принято различать три
основных группы вопросов и заданий:
по идейно эмоциональному содержанию
музыки (что выражает); по выразительным
средствам (как выражено); по определению
причин (почему так выражено). Такие
вопросы задаются с целью сделать
более ясным понимание
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.
Одно из произведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы.
Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.
Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.
Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Так же после прослушивания можно дать детям творческое задание _ передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению.
Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
- специально подбирать
музыкальный репертуар и
- использовать на занятиях
других видов музыкальной
- использование на занятиях
произведений других видов
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения
для слушания следует опираться
на то, чтобы они отвечали двум ведущим
принципам - высокой художественности
и доступности. Тогда музыка вызывает
у детей интерес и
Примерный репертуар для слушания музыки в подготовительной к школе группе:
1 .Глинка «Детская полька»
2. Чайковский «Зимнее утро».
3.Чайковский «Болезнь куклы».
4. Калинников «Грустная песенка».
5. Моцарт «Романс».
6. Свиридов «Весна и осень».
7. Чайковский «Новая кукла».
8. Чайковский «Камаринская»
9.Чайковский «Песня жаворонка»
10. Римский Корсаков «Белка».
11. Римский Корсаков «Окиян море синее».
12. Римский Корсаков «Песня и пляска птиц»
13. Рахманинов «Итальянская полька».
14. Мусоргский «Рассвет на Москва реке».
15. Прокофьев «Марш из
оперы Любовь к трем
16. Хачатурян «Танец с саблями»
17. Бах «Токката и фуга ре минор»
18. Свиридов «Тройка».
19. Свиридов «Попрыгунья»
20. Свиридов «Метель».
21. Шостакович «Вальс шутка»
22. Глинка «Жаворонок».
23. Кабалевский «Кавалерийская».
24. Григ «Шествие гномов».
25. Григ «В пещере горного короля».
26. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
27. Вивальди «Весна».
28. Вивальди «Зима».
29. Вивальди «Осень».
30. Чайковский «Времена года» «Апрель Подснежник»
31. Чайковский «Времена года» «Ноябрь на тройке»
32. Лист «Кампанелла».
33. Чичков «Ромашковая Русь».
34. Шостакович «Шарманка»
35. Шуман «Веселый крестьянин».
36. Даргомыжский «Табакерочный вальс».
37. Шостакович «Танец».
38. Шостакович «Гавот».
39. Майкапар «Менуэт».
40. Моцарт «Колыбельная»
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).
Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.
Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.
С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.
Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен.
Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения.
Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом.
Что бы работа над музыкальным
произведением приносила
Хоровое пение оказывает
исключительное влияние на формирование
личности ребенка. Этому во многом помогает
то обстоятельство, что в хоровом
искусстве соединяются воедино
музыка и слово. Этот факт усиливает
воздействие на психику ребенка,
на его художественное развитие, воображение
и чуткость. Сам процесс освоения
хорового произведения всегда связан
с кропотливой работой по преодолению
художественно-исполнительских
Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство искренне любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество:
1. Хоровое пение - наиболее
доступный вид музыкального
Методы и приемы формирования
вокально-хоровых навыков
Общее развитие ребенка на
шестом году жизни, совершенствование
процессов высшей нервной деятельности
оказывают положительное
Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре 1октавы --ре 2 октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 6 лет чаще всего являются (ми) фа -- си 1 октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
В результате систематической работы с детьми младшей и средней групп, направленной на реализацию программных требований в развитии музыкального восприятия и пения, к старшей группе дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам дети должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
Выразительное исполнение произведений
должно быть эмоциональным, в нём
должна чувствоваться глубина
Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание воспитателю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Воспитатель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Следует отметить, что приобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Успех работы зависит от умений
воспитателя, знаний и учёта возрастных
особенностей детского голоса, дифференцированного
подхода к детям при