Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:52, контрольная работа
Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития
1. Профессионально-ориентированная программа «Я- и моя профессия»……..…..3-4 стр.
2. Конспект занятия «В мир профессий – по компасу»………………………………...5-6 стр.
3. Приложение Опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Дж. Холланда)…………………………………………………..7-10 стр.
4. Используемая методическая литература …………..…………………………………..22 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА
Контрольная работа
Выполнила
Орехово-Зуево
2014 г.
«Я – И МОЯ ПРОФЕССИЯ»
Программа рассчитана на подростков в возрасте 14 – 16 лет срок реализации 3 года (27 ч.)
Пояснительная записка
Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития.
Подростковый возраст –
Анализ результатов
Данная программа рассчитана на три года (27 ч.), включает в себя 4 блока:
1 блок « В поисках своего призвания».
2 блок «Я – профессионал».
3 блок «Мир профессионального образования».
4 блок «Подготовка к действиям на рынке труда».
Все блоки взаимосвязаны между собой и способствуют полноценной реализации поставленных целей и задач.
Цель: Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме.
Основными задачами данной программы являются:
Программа предназначена для подростков в возрасте 14 – 16 лет, рассчитана на три года. Групповые занятия с подростками организуются 1 раз в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.
Прогнозируемые результаты:
Один раз в год для отслеживания и оценивания результатов работы по программе используется:
Методическое обеспечение программы
Профориентационные упражнения построены в определённой логической последовательности. От более простых упражнений, носящих скорее ознакомительный характер, к упражнениям, включающим элементы самопознания, и далее – к упражнениям, позволяющим моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности.
Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:
Методы, используемые при реализации программы:
Профориентационные занятия
Условия реализации программы
Содержание тематических занятий программы «Я – и моя профессия»
1 год обучения
№ |
Тема занятия |
Цель |
Содержание |
Практический курс: «В поисках своего призвания» | |||
1. |
«Дороги, которые мы выбираем». |
Научить подростков выделять основные признаки профессии: - получение образования; - получение материального благосостояния; - совпадение интересов, желаний, |
1.Знакомство с основными понятиями курса. 2.Беседа о необходимости учёта склонностей о выборе профессии. 3.Изучение базовых понятий 4. Подведение итогов. |
2. |
«Мир профессий и твоё место в нём. Обзорная классификация профессий по Е.А. Климову. |
Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя и условно различая пять предметных областей профессиональной деятельности, три основные цели труда, четыре основные средства труда и четыре основные условия труда. |
1.Знакомство с четырёхъярусной образной классификацией профессий и построение схемы «Классификация профессий» в процессе беседы. 2.Составление «формулы» своей будущей профессии – мечты. 3.Практикум. |
3. |
«В мир профессий - по компасу». |
Расширить знания о мире профессий. |
1. Анализ афоризма к занятию. 2. Беседа о профессиональной направленности. 3. Заполнение опросника Дж. Холланда. Работа со словарем профессий. 4. Интерпретация и совместное обсуждение результатов. 5. Подведение итогов. |
4. |
«Человек и профессия». |
Выявить склонности воспитанников к различным видам человеческой деятельности. |
1. Занятие проводится в форме телевизионной передачи. 2. Распределение ролей. 3. Встреча с представителями разных профессий (режиссёры, корреспонденты, ведущие программы, художники-оформители, артисты, звукооператоры) |
5. |
« Стратегия профессионального выбора». |
Обучить стратегии выбора профессии; проанализировать возможные ошибки при выборе карьеры. |
1. Обучение стратегии выбора. 2. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры. 3. Информация об актуальном состо 4. Закрепление материала. Опрос. |
6. |
«Подарок». |
Способствовать осознанию специфических моментов профессиональной деятельности. |
1. В игровом упражнении |
7. |
«Профессия на букву ….». |
Расширить знания о мире профессионального труда и актуализировать имеющиеся знания о профессиях. |
1. Дети по кругу называют по одной профессии на заданную букву. 2. Если называется непонятная профессия, то ведущий просит пояснить, о чём идёт речь. |
8. |
«Самая, самая …». |
Повысить уровень ориентации в мире труда. |
1. Предлагаются необычные 2. Если у кого-то возникают сомнения, что названа «самая-самая», то можно задавать уточняющие вопросы. 3. Обсуждение (в ходе обсуждения можно определить, какую профессию можно считать денежной). |
9. |
«Профессия - специальность». |
Повысить у воспитанников уровень осознания таких понятий как специализация в рамках той или иной профессии. |
1. Объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность. 2. Ведущий называет профессии, дети, определяют соответствующие к этой профессии специальности. 3. Обсуждение. |
Содержание тематических занятий программы «Я – и моя профессия»
2 год обучения
№ |
Тема занятия |
Цель |
Содержание |
Практический курс: «Я – профессионал» | |||
1. |
«Помечтаем о будущей профессии». |
Сформировать у участников группы готовность к самостоятельному осознанному выбору профессии. |
1. Упражнение «Приветствие». 2. Каждый участник называет своё любимое и нелюбимое дело. 3. Упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?» 4. Все, сидя по кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить себе профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 1,5 минуты. Включается тихая, приятная музыка. 5. Каждый участник группы делится своими впечатлениями. 6. Ведущий обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника группы есть своя мечта, цель, которую предстоит достичь. 7. Каждый высказывает собственные ожидания и опасения. |
2. |
«Пять шагов». |
Повысить готовность воспитанников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив. |
1. Игра проводится в круге. 2. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель (поступить учиться, оформиться на работу). 3. Предлагается определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. 4. Участники должны назвать его основные характеристики (успеваемость, материальное положение и социальный статус). |
3. |
«Ловушки - капканчики». |
Повысить уровень осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям. |
1. Совместно с группой 2. В группе выделяется 3. Каждый участник должен 4. Обсуждаются варианты преодолен 5. Каждый участник выделяет свои
трудности и пути их |
4. |
«Три судьбы…». |
Помочь воспитанникам |
1. В гости приглашаются труженик, «выдающийся лентяй», «удивительная бездарность». 2. Все придумывают для гостей вопросы, чтобы лучше понять этих людей. 3. Главные герои рассказывают о своих судьбах. 4. Обсуждение (кто более счастливый, какие роли удалось сыграть). 5. Определяются критерии труженика, лентяя, бездарности. |
5. |
«Поговорим о жизненных ценност |
Способствовать осмыслению жизненных ценностей. |
1. Заранее подготавливаются 30 вопросов по теме. Воспитанники отвечают на вопросы. 2. Предлагаются ценности молодых людей состоящих из 15 позиций. В упражнении рассматриваются ответы рабочих- людей в возрасте 20 лет – выпускников школ, не закончив колледжи и выбравших работу, требующую умеренных способностей и ума. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди ответили 15 позиций. 3. Предлагается задание – расположить эти позиции в том порядке, в каком, как кажется, это сделали бы современники. 4. Заполняется таблица, куда
заносятся индивидуальные 5. Проводится обсуждение. |
6. |
«Моё видение будущей профессии». |
Способствовать осознанному выбору профессии. |
1. Предлагается 10-12 профессий. Ведущий называет каждую из выбранных профессий и говорит: «Покажи, кто он?». Все показывают на того, кому больше всего подходит данная профессия. 2. Выступление у микрофона. Представитель одного из учебных заведений предлагает получить стоящую профессию. Слушатели могут задавать вопросы в конце выступления. Представителем по очереди становятся все участники. 3. Обсуждение предпочитаемых профессий. |
7. |
«У меня всё получится!» |
Отработать приёмы уверенного поведения. |
1. Ведущий предлагает пройти собеседование у приёмной комиссии, которая решит, зачислять в учебное заведение или нет. Приёмная комиссия состоит из трёх человек. 2. Обсуждается поведение и беседа поступающего с комиссией, а также действия (игра) членов «Приемной комиссии». |
8. |
«Нет проблем!» |
Способствовать осознанию своих профессиональных планов. |
1. Группа делится на пары: воспитатель - подросток. 2. Задание: провести беседу с воспитателем, аргументировано убедив в целесообразности своих профессиональных планов. |
9. |
«Личная профессиональная перспектива (ЛПП)». |
Составить схему личной профессиональной перспективы. |
1. Предлагается раздаточный 2. Группа делится на пары, затем
для каждого компонента 3. Каждая группа зачитывает по вопросу, остальные отгадывают, к какому компоненту ЛПП может относиться этот вопрос. 4. Обсуждение результатов. |