Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития

Содержание работы

1. Профессионально-ориентированная программа «Я- и моя профессия»……..…..3-4 стр.
2. Конспект занятия «В мир профессий – по компасу»………………………………...5-6 стр.
3. Приложение Опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Дж. Холланда)…………………………………………………..7-10 стр.
4. Используемая методическая литература …………..…………………………………..22 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                    МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ                                                          ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ   

 

 

 

 

ПРОГРАММА                                                                                       ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ                                   ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 

Контрольная работа

 

 

 

Выполнила                                                                                                                                студентка 4 курса                                                                                                           Гарина Н. Л.

                                                                                                 Проверил                                       кандидат педагогических наук, доцент                                                                                                 Селезнева Е.В.                                                                                                                              

 

 

 

Орехово-Зуево

2014 г.

 

 

 

 

 

  1. Профессионально-ориентированная программа «Я- и моя профессия»……..…..3-4 стр.

 

  1. Конспект занятия «В мир профессий – по компасу»………………………………...5-6 стр.

 

  1. Приложение Опросник профессиональных предпочтений                                                (модификация теста Дж. Холланда)…………………………………………………..7-10 стр.

 

  1. Используемая методическая литература …………..…………………………………..22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

«Я – И  МОЯ ПРОФЕССИЯ»

 

Программа рассчитана на подростков в возрасте  14 – 16 лет срок реализации 3 года (27 ч.)

 

Пояснительная записка

 

Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития.

Подростковый возраст – последний  период пребывания большинства, оставшихся без родителей, детей в Детском Доме.  Подросток видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе. Самоопределение – центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым.

Анализ результатов анкетирования  воспитанников в возрасте 14-16 лет, показал,  что 90 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Задача воспитания состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого создана профессионально-ориентированная программа «Я – и моя профессия», основное направление которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.  Её реализация должна способствовать социализации воспитанников, а также выработке у них устойчивой мотивации к выбору своих будущих профессиональных устремлений.

Данная программа рассчитана на три года (27 ч.), включает в себя 4 блока:

1 блок « В поисках своего призвания».

2 блок «Я – профессионал».

3 блок «Мир профессионального образования».

4 блок «Подготовка к действиям на рынке труда».

Все блоки взаимосвязаны между  собой и способствуют полноценной  реализации поставленных целей и задач.

Цель: Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме.

Основными задачами данной программы являются:

  • информировать воспитанников о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности;
  • формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению;
  • научить сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам;
  • рекомендовать выбор определенных сфер трудовой деятельности для полного ознакомления с миром профессий.

Программа предназначена для  подростков в возрасте 14 – 16 лет, рассчитана на три года. Групповые занятия с подростками организуются 1 раз в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.

Прогнозируемые результаты:

  • научатся находить в себе индивидуальные особенности, определять свои личностные склонности, повысится уровень самосознания;
  • будут владеть полными теоретическими знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности;
  • повысится уровень трудолюбия и работоспособности;
  • осознанно выберут профессию, с учётом возможностей – индивидуальных, психологических, физиологических;
  • сформируется психологическая готовность к трудовой деятельности.

Один раз в год для отслеживания и оценивания результатов работы по программе используется:

  • опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенский);
  • опросник на выявление уровня трудолюбия и работоспособности;
  • диагностика нравственно-трудовой характеристики школьника;
  • дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО);
  • опросник «Карта интересов»;
  • методика Л.А. Йвайши.

 

Методическое обеспечение программы

 

Профориентационные упражнения построены в определённой логической последовательности. От более простых упражнений, носящих скорее ознакомительный характер, к упражнениям, включающим элементы самопознания, и далее – к упражнениям, позволяющим моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности.

Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:

    • личностно-ориентированного подхода;
    • природосообразности;
    • культуросообразности;
    • добровольности;
    • систематичности, последовательности и наглядности;
    • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.

            Методы, используемые при реализации программы:

  • методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
  • методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);
  • методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

Профориентационные занятия проводятся в форме:

    • игры;
    • практикума самопознания;
    • анкетирования;
    • групповых бесед;
    • дискуссий;
    • индивидуальных и групповых консультаций.

 

Условия реализации программы

 

  1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.
  2. Создание атмосферы комфорта и доброжелательности и конфедициальности.
  3. Материально – техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские товары.
  4. Наличие пакета КИМ.

 

Содержание тематических занятий программы «Я – и моя  профессия»

1 год обучения

 

Тема занятия

Цель 

Содержание

Практический курс: «В поисках своего призвания»

1.

«Дороги, которые мы выбираем».

Научить подростков выделять основные признаки профессии:

- получение образования;

- получение материального благосостояния;

- совпадение интересов, желаний,  возможностей и способностей.

1.Знакомство с основными понятиями курса.

2.Беседа о необходимости учёта склонностей о выборе профессии.

3.Изучение базовых понятий профориентации.

4. Подведение итогов.

2.

«Мир профессий и твоё место  в нём. Обзорная классификация профессий по Е.А. Климову.

Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя и условно различая пять предметных областей профессиональной деятельности, три основные цели труда, четыре основные средства труда и четыре основные условия труда.

1.Знакомство с четырёхъярусной образной классификацией профессий и построение схемы «Классификация профессий» в процессе беседы.

2.Составление «формулы» своей будущей профессии – мечты.

3.Практикум.

3.

«В мир профессий - по компасу».

Расширить знания о мире профессий.

1. Анализ афоризма к занятию.

2. Беседа о профессиональной  направленности.

3. Заполнение опросника Дж. Холланда. Работа со словарем профессий.

4. Интерпретация и совместное обсуждение результатов.

5. Подведение итогов.

4.

«Человек и профессия».

Выявить  склонности воспитанников  к различным видам человеческой деятельности.

1. Занятие проводится в форме  телевизионной передачи.

2. Распределение ролей.

3. Встреча с представителями  разных профессий (режиссёры,  корреспонденты, ведущие программы, художники-оформители, артисты, звукооператоры)

5.

« Стратегия профессионального выбора».

Обучить стратегии выбора профессии; проанализировать возможные ошибки при выборе карьеры.

1. Обучение стратегии выбора.

2. Ошибки, сопутствующие  выбору карьеры.

3. Информация об актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона.

4. Закрепление  материала. Опрос.

6.

«Подарок».

Способствовать осознанию специфических моментов профессиональной деятельности.

1. В игровом упражнении организуется  обсуждение некоторых особенностей  конкретной рассматриваемой профессии.

7.

«Профессия на букву ….».

Расширить знания о мире профессионального труда и актуализировать имеющиеся знания о профессиях.

1. Дети по кругу называют по  одной профессии на заданную  букву.

2. Если называется непонятная  профессия, то ведущий просит пояснить, о чём идёт речь.

8.

«Самая, самая …».

Повысить уровень ориентации в мире труда.

1. Предлагаются необычные характеристики профессий, а дети, по очереди должны назвать  те профессии, которые, по их мнению, в наибольшей степени данной характеристики подходят.

2. Если у кого-то возникают  сомнения, что названа «самая-самая», то можно задавать уточняющие вопросы.

3. Обсуждение (в ходе обсуждения  можно определить, какую профессию  можно считать денежной).

9.

«Профессия - специальность».

Повысить у воспитанников уровень осознания таких понятий как специализация в рамках той или иной профессии.

1. Объясняется, как соотносятся  понятия профессия и специальность.

2. Ведущий называет профессии, дети, определяют соответствующие к этой профессии специальности.

3. Обсуждение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тематических занятий программы «Я – и моя профессия»

2 год обучения

 

Тема занятия

Цель 

Содержание

Практический курс: «Я – профессионал»

1.

«Помечтаем о будущей профессии».

Сформировать у участников группы готовность к самостоятельному осознанному выбору профессии.

1. Упражнение «Приветствие».

2. Каждый участник называет своё  любимое и нелюбимое дело.

3. Упражнение «Мяч плюс профессия или  кто назовет больше профессий?»

4. Все, сидя по кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить себе профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 1,5 минуты. Включается тихая, приятная музыка.

5. Каждый участник группы делится своими впечатлениями.

6. Ведущий  обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника группы есть своя мечта, цель, которую предстоит достичь.

7. Каждый высказывает собственные ожидания и опасения.

2.

«Пять шагов».

Повысить готовность воспитанников  выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив.

1. Игра проводится в круге.

2. Ведущий предлагает группе  определить какую-либо интересную профессиональную цель (поступить учиться, оформиться на работу).

3. Предлагается определить, что  за воображаемый человек должен достичь эту цель.

4. Участники должны назвать его основные характеристики (успеваемость, материальное положение и социальный статус).

3.

«Ловушки - капканчики».

Повысить уровень осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям.

1. Совместно с группой определяется  конкретная профессиональная цель.

2. В группе выделяется доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека.

3. Каждый участник должен придумать для данного человека препятствия на пути к его профессиональной цели.

4. Обсуждаются варианты преодоления трудностей.

5. Каждый участник выделяет свои  трудности и пути их преодоления.

4.

«Три судьбы…».

Помочь воспитанникам разобраться, в чём могут быть основные смыслы трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей.

1. В гости приглашаются труженик, «выдающийся лентяй», «удивительная бездарность».

2. Все придумывают для гостей  вопросы, чтобы лучше понять этих людей.

3. Главные герои рассказывают  о своих судьбах.

4. Обсуждение (кто более счастливый, какие роли удалось сыграть).

5. Определяются критерии труженика, лентяя, бездарности.

5.

«Поговорим о жизненных ценностях».

Способствовать осмыслению жизненных ценностей.

1. Заранее подготавливаются 30 вопросов по теме. Воспитанники отвечают на вопросы.

2. Предлагаются ценности молодых  людей состоящих из 15 позиций.

В упражнении рассматриваются ответы рабочих- людей в возрасте 20 лет – выпускников школ, не закончив колледжи и выбравших работу, требующую умеренных способностей и ума. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди ответили 15 позиций.

3. Предлагается задание – расположить эти позиции в том порядке, в каком, как кажется, это сделали бы современники.

4. Заполняется таблица, куда  заносятся индивидуальные показатели  всех групп.

5. Проводится обсуждение.

6.

«Моё видение будущей профессии».

Способствовать осознанному выбору профессии.

1. Предлагается 10-12 профессий. Ведущий называет каждую из выбранных профессий и говорит: «Покажи, кто он?». Все показывают на того, кому больше всего подходит данная профессия.

2. Выступление у микрофона. Представитель одного из учебных заведений предлагает получить стоящую профессию. Слушатели могут задавать вопросы в конце выступления. Представителем по очереди становятся все участники.

3. Обсуждение предпочитаемых профессий.

7.

«У меня всё получится!»

Отработать приёмы уверенного поведения.

1. Ведущий предлагает пройти  собеседование у приёмной комиссии, которая решит, зачислять в учебное заведение или нет. Приёмная комиссия состоит из трёх человек.

2. Обсуждается поведение и беседа поступающего с комиссией, а также действия (игра) членов «Приемной комиссии».

8.

«Нет проблем!»

Способствовать осознанию своих профессиональных планов.

1. Группа делится на пары: воспитатель - подросток.

2. Задание: провести беседу с  воспитателем, аргументировано убедив в целесообразности своих профессиональных планов.

9.

«Личная профессиональная перспектива (ЛПП)».

Составить схему личной профессиональной перспективы.

1. Предлагается раздаточный материал  с заголовком ЛПП, состоящий  из 14 строк. Каждая строка –  это один компонент схемы ЛПП.

2. Группа делится на пары, затем  для каждого компонента предлагается  придумать по одному своему вопросу/

3. Каждая группа зачитывает по вопросу, остальные отгадывают, к какому компоненту ЛПП может относиться этот вопрос.

4. Обсуждение результатов.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"