Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития

Содержание работы

1. Профессионально-ориентированная программа «Я- и моя профессия»……..…..3-4 стр.
2. Конспект занятия «В мир профессий – по компасу»………………………………...5-6 стр.
3. Приложение Опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Дж. Холланда)…………………………………………………..7-10 стр.
4. Используемая методическая литература …………..…………………………………..22 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тематических занятий программы «Я – и моя  профессия»

3 год обучения

 

Тема занятия

Цель 

Содержание

«Мир профессионального  образования»

1.

«Мир профессионального образования».

Познакомить с системой профтехобразования.

1. Уровни образования (общее,  профессиональное образование), классификация.

2. Формы профессионального образования.

3. Государственные и негосударственные учебные заведения.

2.

«Основные пути продолжения образования после окончания школы».

Познакомить с профессиональными учебными заведениями области.

1. Знакомство с профессиональными  учебными заведениями области.

2. Порядок приёма в учебные  заведения.

3. Спрос на рынке труда.

 

«Подготовка к действиям  на рынке труда»

3.

«Где и как искать информацию о рабочих и учебных местах».

Информировать воспитанников об имеющихся вакансиях, рынке труда.

1. Основные информационные источники о вакансиях.

2. Средства массовой информации.

3. Государственная служба занятости.

4. Объявления о поиске работы.

5. Поиск работы с помощью телефона.

4.

«Как правильно подготовить  себя к действиям на рынке труда».

Способствовать осознанию своих личных и рабочих качеств.

1. Как правильно настроиться  на поиск работы.

2. Правила позитивного влияния  на работодателя.

3. Установки, которые мешают  достигать успеха в ситуациях трудоустройства.

5.

«Как правильно подготовить  документы».

Научить респондентов правильно подобрать  и оформить документы для приёма на работу.

1. Официальные документы, представляемые работодателю.

2. Подготовка документов, оформление.

3. Основные принципы заполнения  личного листка по учёту кадров.

4. Составление автобиографии.

6.

«Технология эффективного собеседования».

Рассказать об общих правилах проведения эффективного собеседования.

1. Подготовка к собеседованию.

2. Встреча с работодателем.

3. Основные принципы ведения  деловой беседы.

4. Установление контакта.

5. Выслушивание.

6. Аргументация – демонстрация.

7. Ответы на вопросы.

7.

«А вот и Я!»

Повысить уровень готовности к собеседованию.

1. Игровая процедура предполагает  следующие этапы:

- предлагается пройти собеседование  при трудоустройстве;

- каждый участник записывает  правила поведения поступающего  при трудоустройстве;

- разыгрывается сценка собеседования  (претендент и руководитель);

- остальные участники оценивают,  насколько их действия правильны;

- обсуждение, известные правила,  выделенные Д. Карнеги.

8.

«Моя карьера».

Способствовать осознанию необходимых профессиональных качеств 

1. Динамика «врастания» нового  сотрудника в коллектив, сложности, подстерегающие на пути.

2. Главные рабочие качества человека.

3. Полезные советы удержаться  на работе и сделать карьеру.

9.

«Звёздный час …»

Помочь воспитанникам лучше  осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.

1. Обсуждаются различные «радости» жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных групп.

2. Участники по очереди говорят о своих представлениях о «звёздном часе» конкретной профессии.

3. Далее организуется обсуждение, чьи представления оказались  наиболее характерными и правдивыми.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Первый год обучения

 

  1. Блок

«В поисках своего призвания»

Цель: определение уровня развития общих способностей воспитанников; знакомство с миром профессий.

Содержание: Изучение базовых понятий курса. Определение профессиональной направленности. Углубление знаний о темпераменте; анализ природного фактора на профессиональное самоопределение.  Построение классификаций профессий. Обучение стратегии выбора профессии. Информирование о рынке труда дальнего и ближнего зарубежье, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях. Самоанализ готовности к профессиональному старту.

 

Второй год обучения

 

  1. Блок

«Я профессионал»

Цель: Закрепление профессиональных намерений и установок воспитанников на последующее самоопределение.

Содержание: Развитие представлений о различных профессиях. Обучение аргументировано высказывать свою точку зрения, осознавать свои желания, взгляды и отношение к профессиональной карьере. Отработка приёмов уверенного поведения. Осмысление жизненных ценностей. Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

 

Третий год обучения

 

  1. Блок

«Мир профессионального образования»

Цель: Знакомство с системой обучения.

Содержание: Уровень образования. Образовательные учреждения. Формы профессионального образования. Знакомство с профессиональными учебными заведениями.

 

  1. Блок

«Подготовка к действиям  на рынке труда»

Цель: Информирование о рынке труда.

Содержание: Источники информации о вакансиях. Поиск работы. Теория продаж. Оформление документов.  Подготовка к собеседованию. Технология эффективного собеседования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Занятие: «В мир профессий — по компасу»

 

Цели:

1) определение профессиональной  направленности учащихся;

2) осознание учащимися своих  профессиональных предпочтений; расширение  знаний о мире профессий;

3) активизация процесса рефлексии.   

Необходимые материалы:

  1. опросник Дж. Холланда;
  2. словари с описанием содержания профессий.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 

Берись за то, к чему ты сроден,                                                                                                                                    Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.                                                                                        И. А. Крылов                        

I. Начало занятия

Анализ афоризма к  уроку.                                                 

Афоризм записан на доске — все  размышляют либо устно, либо письменно (после чего мнения суммируются).

 

Учащимся задаются вопросы:

 

—  Как вы понимаете смысл данного высказывания?

 — Как вы предполагаете,  о чем пойдет речь на уроке? 

—   Можете ли привести примеры народной мудрости на эту же тему? (»Не в свои сани не садись», «Каждый сверчок знай свой шесток» и др.)

 

Беседа о профессиональной направленности.

 

 Рассказ педагога о необходимости  для каждого человека найти  в жизни свое назначение, призвание. Использование литературных примеров, активных форм беседы.                                

Педагог: 

«Человек рождается дважды, говорят  в народе, считая вторым его рождением  выбор профессии. Рождение человека как профессионала — процесс сложный и индивидуальный, формирование готовности человека к вхождению в новое качество — работника, специалиста, профессионала — уходит корнями в его детство, юность.                                          

Например, бытует легенда, что в  голландских семьях (будь то самая бедная семья или самая богатая), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква «М» по-голландски означает «менш» — «человек», а если перевернуть — латинская «W», что означает «верк» — «работа».                                                                                   

Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье — найти в жизни свое назначение, свое призвание» (А.Л. Сайко. «Все мы родом из детства». Грозный, 1988.)  

Понятие «призвание» имело первоначально  религиозный смысл: подразумевалось, что это бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующее положение в обществе или путем индивидуального откровения (как Жанне д'Арк явилась во сне Богоматерь).  

Сегодня призванием называют наивысшую  степень соответствия склонностей  и способностей человека к той или иной профессии, в которой он видит главную форму самореализации. Когда человек может сказать, что в той или иной области труда он более всего плодотворен и удовлетворен. Но как найти свое призвание? Ведь выраженные, устойчивые и активные склонности у ребят встречаются не так уж часто. К тому же интересы и склонности могут появляться и изменяться в процессе работы.                        

 Вы — перед выбором будущей  профессии. Но только практически,  в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она вам или нет. Не нарисовав ни одной картины, ни разу не взяв в руки кисть, вряд ли можно понять, есть ли у вас талант художника. Правда все виды труда испробовать невозможно. Поэтому выбор карьеры — это не только поиск, но одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих профессий. Сегодня мы с вами об этом и поговорим.

 

II. Заполнение опросника  Дж. Голланда.

 

Работа со словарем профессий.

А) Объяснение инструкции.

Необходимо добиться, чтобы все  учащиеся поняли, что выбор нужно  сделать обязательно в каждой из 42 пар профессий, так как часто воспитанники задают вопросы типа: «Мне не нравится ни одна из двух предложенных профессий. Что делать в таком случае?»

Можно ответить, что нужно выбирать ту из них, которая менее неприятна, вызывает меньшую неприязнь.

 Б) Объяснение порядка работы со словарем:                  

Педагог:

В перечне профессий вам, возможно, некоторые из них встретятся впервые. В таком случае обращайтесь к словарю. Чем лучше вы уясните содержание каждой профессии, тем более обоснован будет ваш выбор, и, значит, более правильны последующие результаты. Можно в качестве примера (до того, как учащиеся получат словари) спросить о содержании некоторых известных профессий.

 В) Самостоятельная работа учащихся. В случае необходимости педагог оказывает помощь.

 

III. Графическое изображение профессионального типа личности.

 

После выбора предпочитаемых профессий  учащиеся обрабатывают результаты. Полученный профиль отображают на графике под руководством педагога.

 

IV. Интерпретация и совместное обсуждение результата.

 

Профконсультант называет шесть профессиональных типов личности. Учащиеся записывают их. Дается описание тех видов деятельности, которые наиболее подходят каждому типу. Педагог характеризует каждый тип, рассказывает о его сформированности / несформированности.

Профессиональный тип личности считается сформированным, если количество набранных баллов по одному из типов превышает все остальные на две и более единиц.                                                                                

Если наиболее выражены два значения, допустимо считать профессиональный тип частично сформированным.

В случае же, когда график получается как бы «размытым», то есть на нем  нет четко выраженных вершин, «пиков», профессиональный тип считается  сформированным. Это означает, что у подростка еще нет определенных профессиональных предпочтений. Можно говорить, что человек еще не определил, какая профессиональная сфера его привлекает, что ему больше нравится (как правило, такие ученики недостаточно осознают и свои интересы, желания, профессиональные намерения, что можно дополнительно проверить, обратившись к анкете оптанта).

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ

 

Опросник профессиональных предпочтений                                                                                     (модификация теста Дж. Холланда)


 

Назначение и содержание.

Данный опросник представляет собой модификацию теста американского профессора Дж. Холланда, основанного на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, и призванного помочь выбрать профессию с учетом, главным образом, личностных особенностей.

Согласно теории Дж. Холланда, большинство  людей могут быть отнесены к одному из 6 типов:

- реалистическому (Р-типу),

- исследовательскому (И-типу),

- артистическому (A-типу),

- социальному (С-типу),

- предпринимательскому (П-типу),

- конвенциональному (К-типу).

Каждый тип является идеальной  моделью для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными  и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, с которым сравнивается реальная личность. Каждый тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей.

Тест состоит из двух заданий, на каждое из которых приводится шесть  вариантов ответов, связанных с различными профессиями. Испытуемому необходимо подобрать наиболее подходящее для себя утверждение в первой задаче и профессию во второй задаче.

 

Первое задание

Инструкция: «Вам необходимо как бы «примерить» на себя шесть утверждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить».

Стимульный материал

 

Утверждение 1. Вы - практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаете работу, приносящую конкретные, ощутимые результаты для себя и для других. Вас не пугает физический труд. Вас интересует работа с техникой, требующая практического склада ума и хорошо развитых двигательных навыков.

 

Утверждение 2. Вы, скорее, теоретик, чем практик. Вам нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Вы предпочитаете работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, а также широкого кругозора.

 

Утверждение 3. Вы - «коммуникатор», любящий работать с людьми и для людей, поэтому вас, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. У вас есть интерес к эмоционально насыщенной, живой работе, предполагающей интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.

 

Утверждение 4. Вам нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой информации, с расчетами, вычислениями (требующими точности), аккуратности, усидчивости. Вам хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.

 

Утверждение 5. Вы - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Вы предпочитаете работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать на себя ответственность за свои действия.

 

Утверждение 6. Вы, вероятно, «свободный художник». Вам подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных).

 

Бланк для ответов

 

Абсолютно верно

Скорее верно

Неверно

Не знаю

1.

       

2.

       

3.

       

4.

       

5.

       

6.

       

Второе задание

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая вам больше подходит (исходя из ваших способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставьте знак «+». Подсчитайте количество плюсов в каждой строке. Например, из пары «инженер» - «социолог» вам интереснее профессия социолога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в графе «код профессий» надо поставить «+» рядом с цифрой 2».

Стимульный материал

Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) - Священнослужитель (3)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (6)

Страховой агент (3) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)                                                      

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)       

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

 Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (6)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (6)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (6)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор угол, розыска (5)

 Парикмахер-модельер (6) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Бланк для ответов

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов

1.

   

2.

   

3.

   

4.

   

5.

   

6.

   

Обработка результатов

В первом задании выберите то утверждение, которое было оценено как наиболее подходящее для вас. Во втором задании подсчитайте количество плюсов в бланке ответов. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов, которые приведены ниже. Вывод о вашем психологическом типе делается на основе сопоставления результатов первого и второго заданий.

Интерпретация результатов

1. Реалистический  тип

Профессионалы данного типа склонны  заниматься конкретными вещами и  их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии  механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный  тип

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми  математическими способностями, развитой способностью формулировать и излагать мысли, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии  научно-исследовательского направления: ботаника, физика, философия, математика, программирование и некоторые другие, в которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.

3. Социальный  тип

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы  на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности у них развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы  на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.

4. Артистический тип

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко  ориентируются на социальные нормы  и одобрение, обладают необычным  взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью  мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.

Профессиональная предрасположенность  в наибольшей степени связана  с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

5. Предприимчивый  тип

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в  сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.

Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на различных людей в разных ситуациях.

6. Конвенциональный  тип

Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.

Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, с созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, а именно: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах  деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и  организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"