Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:46, контрольная работа
Особое место занимает система дополнительного образования детей, имеющая в настоящее время много возможностей образовательного процесса для создания организационно-педагогических условий, психолого-педагогической поддержки. В рамках системы дополнительного образования детей сегодня возможно создание не только внутренних моделей поддержки данной категории детей, но и внешних моделей интеграции со школой по проблемам подготовки педагогов, развития разнообразных интересов учащихся, удовлетворения разнообразных социальных запросов учеников и родителей в аспекте индивидуальной траектории развития личности ребенка.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Определение понятий одаренность и одаренный ребенок………………..5
1.1 Детская одаренность: трудности описания……………………………….14
2. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей……..…18
2.1 Ускоренное обучение……………………………………………………….18
2.2 Обогащение обучения……………………………………………………....21
2.3 Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми…………24
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...28
6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;
7) формирование
устойчивой нравственной позиции в отношении
социальных функций личности: общения,
прав и обязанностей ее, экономической
и политической системы, труда и вознаграждения
за него, будущего общества и т. п.
3. Дайте определение понятиям «педагогическая ситуация», «педагогическая задача». Ознакомьтесь с типологией педагогических ситуаций. Смоделируйте (воспользуйтесь личным опытом) и запишите педагогическую ситуацию, соответствующую одному из типов.
Проанализируйте данную ситуацию по заданному алгоритму.
Алгоритм анализа педагогической ситуации
1. Характеристика педагогической системы. (Какая система? Большая, малая и т.д. Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие, дайте оценку уровня развития педагогической системы, каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?).
2. Выявление объектов и субъектов воспитания. (Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную). Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации).
3. Характеристика взаимоотношений субъектов. (Определите стили отношений, руководства, общения педагога. Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в группе).
4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач. (Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе. Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.
Конкретизируйте задачу/задачи, которые следует решить).
Выделите главную (первостепенную) и второстепенные педагогические задачи данной ситуации. Для решения педагогических задач воспользуйтесь алгоритмом.
Алгоритм решения педагогической задачи
1. Выдвижение гипотезы. (Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания. Прогнозирование их результативности. Рассмотрение различных вариантов действий педагога в данной ситуации).
2. Выбор оптимального варианта действий педагога. (Выбор методов педагогического воздействия. Определение соответствующих приемов. Выбор организационных форм. Подбор необходимых средств, способствующих решению задачи).
3. Детализация. (Продумывание оперативной структуры действий педагога).
4. Анализ
предполагаемых результатов. (Характеристика
предполагаемых изменений, которые должны
произойти в педагогической системе благодаря
решению задач).
Основой педагогического процесса является педагогическая ситуация. Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и детей, детей между собой, ребенка с явлениями окружающего мира. Она приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у него мировоззрения, общественно ценных
Педагогическая ситуация — ситуация-противоречие, возникающая в результате взаимодействия педагогов и воспитанников. Педагогическая ситуация включает в себя и путь разрешения данного противоречия педагогическими средствами, через взаимодействие участников педагогического процесса. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее решения — есть педагогическая задача.
Педагогическая задача — это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Другими словами, это педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и учащихся с определенной целью. Педагогические задачи относятся к задачам управления. Все педагогические задачи решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех последовательных этапов:
1. Анализ ситуации и постановка цели.
2. Проектирование вариантов решения педагогической задачи и выбор оптимального.
3. Решение педагогической задачи в ходе непосредственного взаимодействия.
4. Анализ результатов решения.
Итак, педагогическая задача — основная единица педагогического процесса. Главной его движущей силой являются противоречия между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями, практической организацией процесса формирования личности и новыми, развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к растущему развивающемуся человеку Педагогический процесс характеризуется педагогическим взаимодействием, которое включает в себя два элемента: педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося.
Классификация педагогических ситуаций:
по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
по участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);
по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).
по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).
Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.
Типы проблемных ситуаций:
1 тип - студенты не знают способа решения задачи (задания), не могут ответить на проблемный вопрос - нет знаний. Это ситуации, построенные на незнании или недостаточности знаний у студентов для объяснения нового факта;
2 тип - студенты поставлены в новые условия решения задачи (задания, вопроса), а располагают лишь старыми знаниями, т.е. ситуации, в которых ранее полученные знания применяются в новых условиях;
3 тип - у студентов возникают противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
4 тип - у студентов возникают противоречия между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования.
При разрешении педагогических вопросов, задач, заданий у студентов непременно возникает состояние интеллектуального затруднения. Препятствие для хода мысли - это и есть проблемная ситуация.
Главные правила создания педагогических ситуаций:
- не навредите студенту, не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений;
- создавайте позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на студента;
- не проектируйте жестко каждый шаг, мысли, чувства студентов и оставляйте "закрытые зоны", предоставляя студенту самому решать часть проблем, оставляя за ним право на самостоятельность.
Далеко не все ситуации можно и нужно проектировать. В педагогическом процессе всегда должно быть место для импровизации. Педагогическая импровизация - интуитивно-логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности.
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:
–
недовольство (отрицательное отношение
к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие
согласия из-за несходства во мнениях,
взглядах);
– противодействие (действие,
препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление
действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи,
согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
1. Обнаружение
факта.
2. Описание (восстановление,
конструирование) конкретной педагогической
ситуации.
3. Определение характера ее
содержания.
4. Анализ педагогической ситуации
с целью определения сущности конфликта,
лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических
задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая
и практическая подготовка учителя к решению
возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических
задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого
решения.
Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.
Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации.
Обнаружение факта.
Учитель узнает, что ученик 2-го класса испортил на лестнице перила: изрезал их перочинным ножом.
Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная:
ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ!
«Спускаюсь
по лестнице и вижу: Володя С. перочинным
ножиком режет лестничные перила. Заслышав
мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив
на площадке свое пальто. Поймать «злоумышленника»
оказалось делом несложным. Рассказываю,
матери о случившемся, та удивляется:
– Не может этого быть! Наверно,
это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе
с сыном.
Володя смущен...
В квартире, где живет мальчик,
– чистота, паркет натерт до блеска, красивая
мебель. Чувствуется, что в доме бережно
относятся к заведенному порядку и вещам.
– Это правда, что ты портил
перила?
– Я только попробовал, как режет
ножик...
Вмешиваюсь в разговор:
– Но зачем, же портить перила? Вот
попробуй резать у себя дома стул или свой
стол. Не все ли равно, что резать – стол
или перила...
У мальчика на лице немое удивление,
и он возмущенно восклицает:
– Это же нельзя!
Мать поясняет:
– Это его стол... Отец ему купил».
После того как ситуация восстановлена,
можно перейти к ее анализу.
Определение характера содержания педагогической ситуации
Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Для младших школьников это:
Драки. Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому зарождается и укрепляется в младшем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, из-за несовпадения оценочных суждений.
Жалобы, ябедничество, доносы. Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял...», «А он списывает...», «А он меня ударил...»
Обмены. Обменные операции между детьми распространены широко («Я тебе, ты мне...»). В большинстве случаев правила обмена известны и их придерживаются. Однако бывает и обмен не по правилам, тогда он способствует развитию честолюбия, корысти, может вызывать ссоры.
Страхи. Учащиеся 1–4-х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся родителей, учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты.
Клички и прозвища. Дети, как правило, обращаются друг к другу не по именам, а по кличкам, прозвищам, и нередко – с целью унизить достоинство.
Испорченные вещи. Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их.
Этот перечень можно продолжить. Разбираемая педагогическая ситуация «Это же нельзя!» может быть отнесена именно к группе «Испорченные вещи».
Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участником события и диалога? каков характер конфликта? каковы мотивы действий мальчика?
В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться.
Очевидно, отец, вручая сыну перочинный ножик в подарок, не проинструктировал, для каких целей он предназначается.