Контрольная работа по Психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Взаимосвязь души и тела в представлении древних Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек внутри человека.

Содержание работы

тема № 20 Развитие психологии как науки
1. Возникновение психологических знаний, взаимосвязь души и тела в представлениях древних. 2. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины 19 века.
3. Преобразование психологических знаний с середины 19 в. до начала 20 в. 4. Развитие отечественной психологии в 19-20 вв. 5. Современные направления исследований в психологии.

Файлы: 1 файл

Алтайский Государственный.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

         Алтайский Государственный 

              Аграрный университет

 

 

 

 

Контрольная работа по Психологии и педагогике

Студента 3 курса заочного обучения факультет биотехнологического менеджмента специальность зоотехния

Овчарова Руслана Юрьевича

Шифр 100120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Барнаул 2013г.

 тема № 20 Развитие психологии как науки            

1. Возникновение  психологических знаний, взаимосвязь  души и тела в представлениях  древних.                                                            2. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины 19 века.      

3. Преобразование  психологических знаний с середины 19 в. до начала 20 в.                                                                                                4. Развитие отечественной психологии в 19-20 вв.                              5. Современные направления исследований в психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Возникновение  психологических знаний, взаимосвязь  души и     тела в представлениях древних.

1.  Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Взаимосвязь души и тела в представлении древних Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек внутри человека.  Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти объясняется ее отсутствием. Самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления. В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе.

Каждая  конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником  душой или многими душами. Такой  взгляд называется анимизмом от лат. анима душа. Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. до н.э стали поворотным пунктом в истории представлений о психологической деятельности.

Принципиально новый подход выразило сменившее  анимизм учение о всеобщей одушевленности мира гилозоизм, в котором природа  осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые  создатели древнегреческой философии  и науки почерпнули в учениках мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося от мифологии миропонимания.

Основные  положения материалистического  учения о душе в античной психологии Материалистическое учение о душе сложилось  и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп V в. до н.э. Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц атомов.

Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его  тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души душа не только рассматривается в единстве с телом в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые могут ощущать. Школа стоиков получила свое название по имени того места в Афинах стоя портик храма, где ее основатель Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу дух называется еще умом, он душа души. 1.3 Идеалистическое понимание души в античной психологии По замечанию Энгельса, при всем наивно материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древних греков имеется зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела он и магниту приписывал душу, у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Сократ впервые рассматривает душу, прежде всего, как источник нравственности человека. Он говорил, что душа психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа Платоном, ставшего основоположником объективного идеализма. Составной частью философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Развитие  психологии с эпохи Возрождения  до середины 19 века.

2. Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от  догматов  и ограничений, наложенных ни них религиозными представлениями.  Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед  естественные, биологические и медицинские науки, возродились и  преобразовались  различные виды искусств. Учение же о душе, как самое сложное и  запутанное,  оказалось одним  из  последних,  чье  право  на  самостоятельное  существование   было

завоевано в борьбе с религией.

      Значительным  стимулом  к  этому  явились   новые  философские  взгляды  английских, французских,  голландских   и  других  европейских  материалистов XVI—XVII вв., дополненные возобладавшей к этому времени в естественных науках механистической картиной мира.

      ХуанЛуисВивес   (1492—1540)   одним   из   первых   в Новое время противопоставил эмпирико-психологическое познание метафизическим  учениям о душе. В книге «О душе и жизни» (1538) он  выдвинул  новаторскую для своего времени идею о том, что индуктивный метод есть  единственно надежный  путь приобретения такого знания о людях,  которое может быть  использовано  для усовершенствования их природы. В 1575  г.  вышла  книга  врача  Хуана  Уарте (1529—1592)  «Исследование способностей   к   наукам»,   принесшая   автору всеевропейскую славу.

      Уарте рисовал перспективу небывалого  усиления  могущества  Испанской империи при условии оптимального использования природных дарований людей.

Это  была  первая  в  истории  психологии  работа,   ставящая   в   качестве специальной  задачи изучение индивидуальных различий в способностях  с  целью профессионального отбора. Поэтому  Хуана  Уарте  можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией.  В своем исследовании он  ставил  четыре  вопроса:  «какими качествами  обладает  та природа, которая делает человека способным к одной науке и не  способным к другой...  какие  виды  дарования  имеются  в  человеческом  роде...   какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в  частности...  по  каким признакам можно узнать соответствующее дарование»

 

Против отождествления психики  и сознания выступил  Лейбниц,  одним  изважнейших  нововведений  которого   явилось   понятие   о   бессознательном.

«Убеждение в том, что  в душе имеются  лишь  такие  восприятия,  которые  она сознает, – подчеркивал он, — является  величайшим  источником  заблуждений».

Он разделил психическое  явление и его представленность на  уровне  сознания.

И при отсутствии сознания, считал  он,  непрерывно  продолжается  незаметная деятельность психических  сил. Правда, писал  Лейбниц,  нелегко  представить, чтобы какая-нибудь вещь могла мыслить и не чувствовала этого, но  ведь  люди не сознают и реальность корпускул.

      Исходя  из идеи непрерывной градации  представлений, Лейбниц внес важное  разграничение. Он различал  перцепцию   и  апперцепцию,  понимая   под  первой презентацию какого-либо  содержания («многого  в  едином»),  под  второй  его осознание,  представляющее  такой  же  динамический  процесс,  как   и   все остальное во внутреннем развитии монады.  Осознание  (апперцепция)  включает внимание и память. Понятие  о  бессознательных  представлениях  (перцепциях) противостояло картезианскому  взгляду  на  сознание,  согласно  которому  за пределами того, что дано интроспективно,  могут  быть  только  материальные, физиологические процессы.

      Лейбниц,  доказывая,  что  существующее  в  сознании  обусловлено не  физиологическими, а  бессознательными  психическими актами, стал

родоначальником учения о  психической причинности,  квазидетерминистского  по своей сущности, но содержавшего рациональный момент, поскольку в отличие от феноменалистических  концепций оно ставило вопрос  о реальной   динамике психических  явлений, существующей  независимо   от   того,   что   и   как представляется рефлексирующему сознанию.

В научно-психологический  оборот вводится  понятие  об  ассоциации  как сравнительно простом  и вместе с тем универсальном  механизме  формирования  и приобретения опыта. Это понятие затем  становится  центральным  в  понимании основных психических процессов, от ощущений до мышления.  Новое,  основанное на ассоциации учение получает название ассоциационизма.

Крупнейший  представитель  ассоциационизма  XVIII  в.  Д.  Гартли   соединил понятие рефлекса с понятием ассоциации.Это соединение выразилось  следующим образом: внешнее  воздействие, порождающее    рефлекторный    ответ, запечатлевается  в  виде  следов  памяти  —  ассоциаций;  частое  повторение соответствующего воздействия  ведет  к  быстрому  восстановлению  следов  по механизму ассоциации.

Вслед за Гоббсом, Спинозой  и  другими  Гартли  признавал только  две мотивационные силы:  удовольствие  и страдание.   Поскольку   же   объекты приложения этих сил не  могут  явиться  ниоткуда,  кроме  окружающего  мира,программа Гартли предусматривала отбор и подачу на  «вход»  нервной системы социально ценных объектов, с которыми и должны путем повторения  на  основе законов ассоциаций связаться соответствующие чувства.  Свойственная  всему домарксовому материализму идея  формирования  людей с учетом  их  природы, естественных чувств, прав и т. д. являлась  «сверхзадачей»  психологического

учения Гартли.

      Теория  Гартли — вершина материалистического ассоцианизма XVIII  в.  Ее влияние как на континенте, так и в самой Англии было  исключительно велико, причем оно распространялось не только на психологию, но и на  многие  другие отрасли знания: этику, эстетику, биологию, логику,  педагогику.  Ассоцианизм становится во второй половине XVIII в. господствующим направлением.

      Активными  защитниками  материалистического   ассоцианизма  выступили  в  конце XVIII в. немецкие просветители  Ирвинг, Абель, Маас  и др.  Следуя  за Гартли, они доказывали, что любая связь представлений выводима  из  ощущений и оставленных ими следов в мозгу.  Для материалистов принципы  ассоциации служили  орудием   борьбы   с   концепцией   спонтанной   активности   души.

Закономерные связи внутри сознания  считались  частным  проявлением  законов природы.

С XVIII в. учение о психике  связывается с мозгом (до этого  психические явления «размещали»  во многих частях тела, включая  сердце  и  печень).  Это случилось  под   непосредственным   влиянием   достижений   в   исследовании физиологии   мозга,   особенно   центральной   его   части   —    головного.

Замечательными  достижениями  в  физиологии  центральной   нервной   системы ознаменовался  конец XVIII— начало XIX в. Англичанин Ч.  Белл  и француз Ф.Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные  и двигательные.

Получает физиологическое  подтверждение идея рефлекса,  возникает  конкретно-научное  представление  о  структуре  рефлекторной  дуги.  Из   философского понятия и гипотетического конструкта рефлекс  превращается  в  материальный, биологический факт. Вместе с тем растет критическое отношение к  возможности его использования для объяснения сложных психических явлений.

      Выход из  возникшей ситуации предлагает  русский физиолог И. М.  Сеченов  в книге «Рефлексы головного  мозга», где основные психологические  процессы  и явления впервые получают рефлекторную трактовку.  Все  акты  сознательной  и бессознательной жизни человека, пишет И. М. Сеченов, являются рефлексами  по способу  происхождения,  истокам,  структуре  и  функционированию.  То,  что представляется в виде образов, мыслей, ощущений и идей, есть  не что иное, как отдельные  моменты  целостных  рефлекторных  актов.  В  них  психические процессы и состояния играют высшую регулирующую и сигнальную роль.

Так развивалась психология на протяжении более чем двух веков, рука об руку с другими научными знаниями. И сейчас, в конце XX, нельзя сказать,  что психология окончательно сформировалась: с течением  времени  психологические знания ревизуются и  нельзя  объективно  сказать,  что  в  этой  науке  есть константы.

Информация о работе Контрольная работа по Психологии и педагогике