Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:06, контрольная работа
1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Взаимосвязь души и тела в представлении древних Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек внутри человека.
тема № 20 Развитие психологии как науки
1. Возникновение психологических знаний, взаимосвязь души и тела в представлениях древних. 2. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины 19 века.
3. Преобразование психологических знаний с середины 19 в. до начала 20 в. 4. Развитие отечественной психологии в 19-20 вв. 5. Современные направления исследований в психологии.
Преобразование психологических знаний с середины 19 в. до начала 20 в.
3.Следующий крупный шаг и одновременно
радикальный поворот в учении о природе
психики и поведения был сделан во второй
половине XIX в. Поворот, о котором идет
речь, был связан со многими важными событиями,
которые произошли во второй половине
XIX в. в научном мировоззрении. Прежде всего
это успехи медицины, в частности психиатрической
практики, отчетливо обнаружившей тесную
связь, существующую между душевными явлениями
и телесными процессами. Многочисленные
наблюдения врачей-психиатров за больными
свидетельствовали о том, что имеется
определенная зависимость между нарушениями
физиологической работы мозга и телесными
изменениями, между болезнями тела и души.
В свете этих данных становился необъяснимым
дуалистический постулат о независимости
материальных и идеальных явлений, требовалось
по-новому понять и объяснить их взаимосвязь.
Все более острым, не получавшим разумного
решения становится вопрос о роли в жизни
человека самих феноменов души. Если организм
функционирует по законам физиологии,
а тело работает по законам механики, то
зачем человеку разум и другие психические
процессы и явления?
В исследованиях природы обнаруживалось
все больше и больше целесообразного.
Отчетливо видимым становился адаптивный,
приспособительный характер биологических
природных явлений, и только значение
психики для жизни и деятельности организма
по-прежнему оставалось загадкой.
Механистическое объяснение поведения
человека, поначалу весьма многообещающее,
теряло свою привлекательность из-за примитивности,
неспособности породить какое-либо новое
ценное знание на уровне человека. Оно
неплохо служило пониманию простых, однообразных
движений, но не в состоянии было объяснить
их вариативность, изменчивость, зависимость
от
психического состояния организма.
В начале XX в. в психологии
возникает кризисная ситуация. Ее
причин было несколько: отрыв психологии
от практики; почти тупиковая ситуация,
связанная с многолетним использованием
интроспекции в качестве основного метода
научного исследования, оказавшегося
несостоятельным; невозможность объяснить
ряд основополагающих проблем самой психологии,
в частности — связь психических явлений
с физиологическими и поведением человека.
Одновременно обнаружился значительный
разрыв между теорией и практикой. Множество
теоретических конструкций, которыми
располагала психология к тому времени,
не были достаточно хорошо обоснованы
и подтверждены экспериментальными данными,
а те из них, которые приводились в доказательство
соответствующих теорий, не выдерживали
критики с точки зрения статистической
достоверности. Положения, постулаты интроспективной,
атомистической (ассоциативной) психологии
очень трудно было примирить с новыми
фактами, тенденциями преобразования,
проявившимися в различных других областях
знаний. К этому времени образцом науки
становятся точные и естественные знания.
Психология соответствующим требованиям
не отвечала.
Кризис привел к краху сложившихся основных
направлений в психологии. Возникшие попытки
его преодоления были направлены на решение
сформулированных выше проблем. Таких
попыток оказалось несколько, и наибольшую
известность из них получили три, вскоре
оформившиеся в самостоятельные направления:
бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ
(фрейдизм).
Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон, который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами.
Идеи гештальтпсихологии
сыграли положительную роль в разработке
ряда важных проблем психологии. Они затронули
восприятие, мышление, память, личность
и межличностные отношения. Они также
способствовали применению в области
психологии полезных для нее теорий и
понятий, заимствованных из естественнонаучных
исследований. Они преобразовали старую
интроспективную психологию, сделав ее
более соответствующей достижениям естественных
наук. Вместе с тем основные проблемы,
породившие общий кризис психологической
науки, гештальтпсихология так же, как
и бихевиоризм, не решила, а только несколько
снизила их остроту, привлекая внимание
исследователей к новым интересным проблемам.
Третьим направлением, возникшим в период
кризиса, стал психоанализ. Его основы
были разработаны австрийским психиатром
и психологом З.Фрейдом. Представители
психоанализа в отличие от бихевиористов
и гештальтпсихологов не ориентировались
на точные и естественные науки как на
образец для построения научного психологического
знания. Они стремились найти выход из
кризиса в самой психологии, образовав
более тесный ее союз с другими науками,
также имеющими дело с психическими явлениями,
например с медициной.
Фрейдизм — и в этом его заслуга — стремился
наполнить психологические знания о человеке
новой жизненной правдой, создать теорию
и на ее основе получить информацию, полезную
для решения практических, прежде всего
психотерапевтических задач. Не случайно,
что свои научные изыскания З.Фрейд начал
как раз с анализа и обобщения психотерапевтической
практики и только затем превратил накопленный
опыт в психологическую теорию.
Психология в психоанализе вновь обрела
живого человека, с древних времен присущую
ей глубину проникновения в сущность его
души и поведения. Однако увлеченный своими
умозрительными теоретическими построениями
(большинство из них, как оказалось впоследствии,
не имели под собой статистически достоверной
фактологической основы), 3.Фрейд все дальше
уходил от эмпирической реальности в область
психологической фантазии, и это привело
к отказу от многих его идей не только
со стороны ряда здравомыслящих ученых,
но и собственных учеников Фрейда.
Развитие отечественной психологии в 19-20 вв.
4. Научная психология. Оригинальное направление психологических научных исследований .сложилось в России в середине XIX века. Отцом русской психологии и физиологии по праву считают И. М. Сеченова (1829-1905). Научная концепция И. М. Сеченова выросла на основе солидной материалистической традиции русской философии, берущей начало от трудов великого М. В. Ломоносова (1711-1765).
Плеяда самоотверженных борцов с самодержавием, глубоких филосо-
фов, блестящих публицистов, к которой относятся А. Н. Радищев
(1749- 1800), В. Г. Белинский (1811-1840), А. И. Герцен (1812-
1879), революционеры-демократы Н. Г. Чернышевский (1828- 1889),
А. Н. Добролюбов (1836-1861) заложили основы материалистического
понимания психического. В отличие от западноевропейских- филосо-
фов они рассматривали психические проявления человека не только
как биологическое, но и как социальное явление. Идейная основа
психологической теории И. М. Сеченова связана с философией русс-
ких революционеров-демократов, и сам он конкретизировал материа-
лизм в области психологии. Увлекательно написанные труды И. М.
Сеченова превратились в источник формирования общественного соз-
нания передовой русской интеллигенции.
И. М. Сеченов был учеником московской школы физиологов, при-
нявших и развивавших учение Дарвина. Они выдвинули идею единства среды и организма, согласно которой организм - не замкнутая в себе сущность. Он может существовать, лишь за счет установления связей, с окружающим миром. Показать место психического в этом взаимодействии, раскрыть его механизмы - вот задача, которую
поставил перед психологией И. М. Сеченов. Становление передовой
психологической мысли в России проходило в острой борьбе с идеа-
лизмом. Ряд работ Сеченова. полемически направлен против идеа-
листических взглядов К. Д- Кавелина (1818-1885). Идеалистическая
психология поддерживалась царской властью и продолжала оставать-
ся официально господствующей в русской науке вплоть до Ок-
тябрьской революции.
Оценивая научный вклад И. М. Сеченова, следует прежде
Всего подчеркнуть, что он распространил принцип рефлексов на деятельность головного мозга и этим превратил рефлекс из частного механизма нервной деятельности в основной принцип работы нервной системы. Тем самым психическое рассматривалось как явление, детерминированное внешними условиями. Оно органически включено в нервную деятельность как центральное звено рефлекса. Развитие психологических идей Сеченова продолжалось в психиатрических клиниках, где создавались лаборатории по исследованию психики, имеющие четко выраженную материалистическую направленность. Одной из первых психологических лабораторий была лаборатория, основанная В. М. Бехтеревым (1857-1927) в Казани. Колоссальная научная работа этого ученого привела в предреволюционные годы к созданию системы психологии, построенной на объективных методах изучения психики. В. М. Бехтерев положил в основу своей концепции учение о сочетательных рефлексах, которые по своей сути близки к условным рефлексам, открытым И. П. Павловым (1849- 1936). Пытаясь построить объективную психологию, В. М. Бехтерев свел в последние годы своей жизни, уже после Великой Октябрьской революции, все разнообразие психических проявлений к сочетательным рефлексам.
Начало научного творчества И. П. Павлова относится к дореволюционному периоду. Он поставил перед собой задачу изучить высшую нервную деятельность объективным путем. Не отрицая роли сознания, он специально сосредоточил усилия возглавляемой им школы на изучении высшей нервной деятельности и этим проложил путь для понимания физиологических основ высшей нервной деятельности.
Великой заслугой И. П. Павлова был анализ слова как специфического раздражителя нервной системы человека. Переход к изучению второй сигнальной системы открыл возможность широко исследовать высшую нервную деятельность человека методом условных рефлексов и перекинуть мост от физиологии к психологии.
Для развития научной психологии много дали труды физиологов се-
ченовского направления: Н. Е. Введенского (1852- 1922), Л. Л. Ухтомского (1875-1942), И. Р. Тарханова (1846- 1905), врачей клиницистов
Г. И.Оршанского (1851-1935), С. С. Корсакова
(1854-1900), психологов Н. Н. Ланге (1858- 1921), Л. Ф. Ла-
зурского (1874-1917), А. А. Токарского (1859- 1901).
В своих работах они выявляли закономерности работы мозга, собирали факты об особенности психических проявлений человека в норме и патологии. Этим создавалась фактическая и методическая база для разработки психологии на материалистических основах .Формирование методологических основ советской психологии.
Богатство диалектического материализма было в полной мере открыто для психологии лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. В чем заключался принципиально новый подход к сознанию в учении основоположников научной философии К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина?
Маркс и Энгельс показали, что сознание человека - продукт общественного развития. Причиной возникновения сознания является трудовая деятельность, появившаяся в ходе естественно-биологического развития как особое средство приспособления к среде стада высокоорганизованных обезьян.
Коллективный характер труда породил важный фактор развития сознания - человеческую речь. Необходимость сохранять в процессе труда его конечную цель в идеальной форме, возможность использовать речь для закрепления и повторения этих целей привели к развитию сознания. Сознание - это прежде всего осознанное бытие.
Таким образом, в философии
классиков марксизма
Развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин создал теорию отражения. Он показал, что способность отражения лежит в основе материи, и психическое отражение - закономерный, высший этап развития способности отражать мир.
Задачей советских ученых была разработка последовательно научной, материалистической психологии на основе диалектического материализма. Овладение марксистской методологией и перестройка на
ее основе накопленного в психологии материала проходила в борьбе с различными немарксистскими концепциями. Одним из первых перешли на позиции марксизма П. П. Блонский (1884-1941), М. Я. Басов
(1892-1931), Л. С. Выготский (1896-1934), К. Н. Корнилов
(1879-1953).
Психологи-марксисты прежде всего выступили против открытого
идеализма Г. И. Челпанова (1862-1936), который, ориентируясь на
политическую ситуацию, пытался соединить марксизм со своей нео-
кантианской позицией в психологии. В жарких дискуссиях была по-
казана несостоятельность эклектической позиции Челпанова. В
борьбу против идеализма включались и рефлексологи.
Рефлексология представляла
собою механистическое
понимании психики. Главой рефлексологии был В. М. Бехтерев. По
своим устремлениям рефлексология была материалистическим учени-
ем, но она сводила всю психическую жизнь к сумме рефлексов, что
недопустимо упрощало объяснение психических явлений.
Для дальнейшего развития марксистской психологии стало необхо-
димым идейно преодолеть рефлексологию и этим превратить сознание
в объект изучения материалистической психологии.
62 В 30-е годы в советской психологии широко применялись
тесты. Их использовали педологи для профессионального отбора, для изучения умственного развития школьников. Тесты были заимствованы из буржуазной психологии в дореволюционный период. В результате некритичного применения тестов работа по развитию и воспитанию детей была подменена определением ""так называемого коэффициента одаренности школьников, на основе которого учеников направляли в разные по уровню успе-ваемости классы и школы. Педология основывалась на чуждой марксизму теории о врожденности способностей.
Ликвидация педологических извращений в системе Нарком-проса,
проведенная на основе постановления ЦК ВКП(б) (1936), позволила
советской психологии утвердить важнейший принцип подхода к изу-
чению психики - принцип развития. Психологический эксперимент
должен не только констатировать, но и выявлять потенциальные
Информация о работе Контрольная работа по Психологии и педагогике