Контрольная работа по Психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Взаимосвязь души и тела в представлении древних Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек внутри человека.

Содержание работы

тема № 20 Развитие психологии как науки
1. Возникновение психологических знаний, взаимосвязь души и тела в представлениях древних. 2. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины 19 века.
3. Преобразование психологических знаний с середины 19 в. до начала 20 в. 4. Развитие отечественной психологии в 19-20 вв. 5. Современные направления исследований в психологии.

Файлы: 1 файл

Алтайский Государственный.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

возможности личности.  Опыт преодоления рефлексологии и педоло-

гии позволил сформулировать важнейший принцип формирования психики в деятельности (С.  Л Рубинштейн).  Психика,  формируясь в

деятельности,  в деятельности и проявляется. Анализ внутреннего

через внешние проявления является важнейшей задачей психологии.

Большой практический и теоретический  вклад внесен психолога-

ми в период Великой  Отечественной войны.  Это прежде всего сов-

местная с медиками работа по восстановлению  психического  здо-

ровья раненых (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе, Л. В.

Занков,  А.  Н.  Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б. Г.

Ананьев),  обучения летному делу (К. К. Платонов, Л. М. Шварц).

Большое теоретическое значение имела работа Б.  М.  Теплова  "К

вопросу о практическом мышлении",  в которой был дан анализ ума

полководцев,  показано единство теоретического и  практического

интеллекта человека.

Особенностью развития психологии в последние десятилетия яв-

ляется ее превращение в многоотраслевую науку.  Наряду с такими

областями психологии,  как детская и педагогическая (ее извест-

ные представители А. А. Смирнов, Г. С. Костюк А. А. Люблинская,

В.  В.  Давыдов), медицинской и патопсихологии (А. Р. Лурия, В.

Н. Мясищев), появляются новые  отрасли психологии. Сложились та-

кие области психологии,  как психология спорта (П. А. Рудик, А.

Ц.  Пуни), инженерная психология (Б. Ф. Ломов, В. П. Зинченко),

космическая психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные направления исследований в психологии

 5.     Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились во времена открытого кризиса. При этом сформировавшиеся ранее теоретические направлений подвергаются существенной ревизии, их категориальный аппарат пересматривается и обогащается. Такому преобразованию подверглась, например, классическая формула бихевиоризма S -> R, в которой все поведение человека рассматривается лишь как реакция на воздействие окружающего мира, чем исключается активность самого субъекта. Между стимулом и ответным поведением вводится опосредующее звено— промежуточные переменные,— в качестве которых выступают познавательные и мотивационные факторы. Попытка построить новую теоретическую концепцию, используя старые категории, была названа необихевиоризмом. Наиболее значительными представителями этого направления считают Э. Толмена и К. Халла. Идеи 3. Фрейда получили свое развитие в неофрейдизме Сохраняя положение об определяющей роли бессознательного, неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм и пансексуализм классического психоанализа. Представители этого направления делают акцент на социальных условиях развития личности и отказываются от идей всесилия сексуальных влечений. К крупнейшим ученым неофрейдистского направления относят американских психологов К. Хорни, Э. Фромма и Э. Эриксона. Несмотря на попытки преодолеть недостатки классических теорий, влиятельность бихевиоризма и психоанализа в их современном варианте невысока и интерес к исследованиям в рамках этих научных парадигм неуклонно падает. Другой тенденцией развития современной психологии является эклектический подход, который реализуется прежде всего в попытке соединения элементов, понятий, методов, теоретических конструктов ранее несовместимых направлений. Разногласия между основными научными школами, которые представлялись непреодолимыми в середине XX в., сегодня являются не столь очевидными. По мере расширения знаний о природе человеческой психики больший акцент делается на взаимное обогащение разных теоретических концепций понятиями и методами друг друга. Так, например, два американских психолога Дж. Доллард и Н. Миллер предприняли попытку соединить достижения бихевиористской теории научения с достижениями психоанализа 3.Фрейда, изложив свои идеи в книге «Личность и психотерапия».

. Появляются новые оригинальные  теоретические концепции. Так, в начале 1960-х гг. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, названная «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом). Ее основателями считаются А.Маслоу и К.Роджерс. Гуманистическая психология объединяет разные научные школы, имеющие общую стратегическую платформу. Предметом изучения в рамках данного направления выступает целостный человек в его высших, специфических только для человека, проявлениях — в их числе: самоактуализация личности, личностные ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение. Гуманистическая психология противопоставляет себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критикуется ею за механистичность подхода к человеку, а с другой стороны, психоанализу, полностью определяющему психическую жизнь влечениями и комплексами. Основные положения этого направления заключаются в следующем:

    • человек целостен и должен изучаться в его целостности;
    • каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
    • человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
    • человек стремится к постоянному развитию и самореализации, он есть активное и творческое существо;
    • человек обладает некоторой свободой от внешней детерминации.

В середине 1960-х гг. в США  возникло еще одно направление, получившее название «когнитивная психология». Сегодня  это одно из самых влиятельных  направлений западной психологии. Оно  появилось как альтернатива бихевиоризму, который исключал психический компонент  из анализа поведения, игнорировал  познавательные процессы, Основным методом  когнитивной психологии является информационный подход, в рамках которого разрабатываются  модели приема и переработки информации человеком. У истоков когнитивной  психологии стояли Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман и др.

Таким образом, современное  состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики  и ее развитие. Эта вариативность  научных школ и направлений исторически  обусловлена и представляет собой  результат поисков многими мыслителями  в течение нескольких тысячелетий  ответов на вопросы о сущности человека и факторах, определяющих его развитие и поведение.

                      

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии Учеб. пособие. М.,1996.

2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология Учебник. М., 2001.

3. Ярошевский М.Г. - история психологии от античности до середины ХХ в. Учеб. Пособие - М., 1996.

4. Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1958. - Т. 2.

5. Ярошевский М. Г. История психологии.— М., 1985.

6. Зигмунд Фрейд «Истина сделает Вас свободным» сайт  www.zfreid..ru

 


Информация о работе Контрольная работа по Психологии и педагогике