Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:08, контрольная работа
Актуальность темы методов специального образования в том, что на сегодняшний день детей с физическими или психическими отклонениями рождается все больше и больше. К сожалению, панацеи для лечения этих недуг врачи еще не изобрели. Но сегодня, в век развития технологий и компьютерных коммуникаций, «аномальным» детям жить среди здоровых людей становится легче. Для них существуют специальные коррекционные детские сады, школы, реабилитационные центры, которые оснащены необходимой техникой, облегчающая жизнедеятельность детей-инвалидов. Что касается образования подобных детей, то до сих пор традиционные методы преподавания остаются наиболее ценными как для самих педагогов, так и для детей. Педагоги и воспитатели занимаются с такими детьми по специальным методикам, которые входят в аспекты специального образования.
Введение………………………………………………………………………..
1.Методы специального образования…………………………………………
2.Методы воспитания………………………………………………………….
3.Формы организации специального обучения………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы …………………………………………..
Оглавление
Введение………………………………………………………
1.Методы специального образования…………………………………………
2.Методы воспитания……………………………………………………
3.Формы организации специального обучения………………………………
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы …………………………………………..
Введение.
Актуальность темы методов специального образования в том, что на сегодняшний день детей с физическими или психическими отклонениями рождается все больше и больше. К сожалению, панацеи для лечения этих недуг врачи еще не изобрели. Но сегодня, в век развития технологий и компьютерных коммуникаций, «аномальным» детям жить среди здоровых людей становится легче. Для них существуют специальные коррекционные детские сады, школы, реабилитационные центры, которые оснащены необходимой техникой, облегчающая жизнедеятельность детей-инвалидов. Что касается образования подобных детей, то до сих пор традиционные методы преподавания остаются наиболее ценными как для самих педагогов, так и для детей. Педагоги и воспитатели занимаются с такими детьми по специальным методикам, которые входят в аспекты специального образования.
Цель: исследовать методы
специального образования.
Задачи исследования: выявить методов специального образования; различить методы воспитания в специальной педагогике; раскрыть формы организации специального обучения.
Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания.
Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые — способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.
В современных условиях в педагогическом сознании сформировано устойчивое представление о становлении, развитии и социализации подрастающего человека как о процессе его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание. Разделение способов обучения и способов воспитания становится в таком случае искусственным, предпринимаемым оправданно в целях аналитического изучения различных сторон специального образовательного процесса. Поэтому правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрирующего обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся: «Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемые в специальных образовательных технологиях.
Объектом данной работы будет
являться специальное образование
детей-инвалидов или лиц с
Предмет исследования – это методы специального образования.
1.Методы специального образования.
Прежде чем приступить
к изучению методов специального образования,
вспомним, что же заключает в себе специальное
образование и какие условия для этого
нужно иметь.
Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья[4].
В соответствии с принятой в дидактике и наиболее распространенной классификацией методов обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения детей с отклонениями в развитии выделяются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, представляющими собой оригинальные образовательные технологии[1].
Общепедагогические методы
и приемы обучения используются специальной
педагогикой особым образом, предусматривающим
специальный отбор и композицию
методов и приемов, более других
отвечающих особым образовательным
потребностям ученика и специфике
коррекционно-педагогической работы с
ним; предусматривается и особая
реализация этого сочетания методов. Общепедагогические
методы не используются изолированно,
но всегда в необходимом сочетании друг
с другом; тот или иной метод, будучи ведущим,
дополняется и подкрепляется одним -двумя
дополнительными, сюда же подключаются
различные как общепедагогические, так
и специальные приемы. Важным является
взаимодополняемость методов. Так, на
начальных этапах обучения при объяснении
нового материала ведущими могут быть
наглядно-практические методы с элементами
словесного объяснения или беседы. На
более поздних годах обучения ведущее
место могут занимать словесные методы
с дополнением наглядных и практических
методов.
Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.
Во-первых, в связи
с отклонениями в развитии
персептивной сферы (слух, зрение,
опорно-двигательная система и
др.) у обучающихся значительно
сужены возможности
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.
В-третьих, разные типы нарушений
развития приводят к преобладанию наглядных
видов мышления, затрудняют формирование
словесно-логического мышления, что,
в свою очередь, значительно ограничивает
возможности использования в
образовательном процессе логических
и гностических методов, в связи
с чем отдается предпочтение индуктивному
методу, а также методам объяснительно-
При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, например формирование определенной группы умений, активизация словаря, необходимого для освоения нового материала и др.
Рассмотрим возможности
и особенности применения отдельных
методов в системе специального
образования на примере обучения
детей младшего школьного возраста
с отклонениями в развитии.
Отсюда следует, что беседа
в начальном образовании ряда
категорий детей с особыми
образовательными потребностями малопродуктивна
в плане приобретения новых знаний.
В то же время она может использоваться
для закрепления нового словаря
и оборотов речи, а при ознакомлении
с новым материалом — на начальном
этапе (для выяснения, что знают
дети) и на завершающем — для
проверки усвоения изложенного.
Психологические особенности восприятия младших школьников с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру, обусловили специфику в реализации наглядных методов обучения. Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам такого изучения. В педагогическом процессе важно обеспечить достаточную практику таких наблюдений для накопления необходимого сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов наблюдения и изучения объектов, закрепления используемых при этом словесных средств.
Эффективность коррекционно-педагогической
работы повышается, если наглядные
методы сочетаются с практическими
методами. Я.А.Коменский мудро заметил,
что лучше всего обучает
Информация о работе Контрольная работа по Специальной педагогике