Таким образом, в специальном
образовании практически всегда
используется сложное сочетание
нескольких методов и приемов
работы в целях достижения максимального
коррекционно-педагогического эффекта.
Комбинации таких сочетаний и
их адекватность той или иной педагогической
ситуации и определяют специфику
процесса специального образования. Можно
говорить о том, что специальный
образовательный процесс протекает
с применением специальных образовательных
(коррекционно-педагогических) технологий,
а не просто отдельных сочетаний
методов и приемов работы.[6]
2.Методы воспитания.
В коррекционной педагогике,
так же как и в общей, ведущими
педагогическими категориями являются
обучение, воспитание, развитие.
Воспитание — основополагающая и смыслообразующая
педагогическая категория, рассматривается
как специально организованная деятельность
педагогов и воспитанников для реализации
целей образования в едином педагогическом
процессе, целенаправленное и организованное
управление процессом формирования личности
или отдельных ее качеств.
Воспитание детей с отклонениями в развитии
и поведении осуществляется в рамках единого
педагогического процесса и направлено
на формирование в ребенке гуманистических,
общечеловеческих ценностей, активной
гражданской позиции, нравственно положительных
черт и качеств.
В воспитании используются как общепедагогические
методы и приемы, так и специальные меры
воздействия на личность ребенка с недостатками
в развитии и отклонениями в поведении
в зависимости от степени и структуры
дефекта, сущности и характера аномалии,
с учетом его индивидуальных и возрастных
особенностей. Важной особенностью воспитания
ребенка с отклонениями в развитии и поведении
является оптимизм, уверенность в преодолении
трудностей, надежда на достижение положительного
результата, исключение из воспитательного
процесса фиксации внимания на дефекте,
опора на положительное в личности ребенка,
стимулирование его компенсаторных возможностей,
в то же время формирование умения объективно
оценивать свои возможности, свои действия
и поступки. Обучение педагогической наукой
рассматривается как специфический способ
образования, процесс активного целенаправленного
взаимодействия обучающего и обучаемого
в результате которого у обучающегося
формируются определенные знания, умения,
навыки, опыт деятельности и поведения,
а также личностные качества.
Обучение в коррекционной
педагогике носит специфический
характер, определяемый глубиной и
характером дефекта ребенка. Причем
общедидактические методы и приемы,
организация учебного процесса дифференцируются
в зависимости от отраслей специальной
педагогики (сурдо-, тифло- или олигофренопедагогики).
Обучение и развитие — два взаимосвязанных
явления. Развивающий характер обучения
детей с отклонениями в развитии и поведении
предполагает учет зоны ближайшего развития
воспитанника (по Л.С. Выготскому), тот
запас потенциальных возможностей, формирующихся
функций, которые ребенок не в состоянии
реализовать самостоятельно в настоящий
момент, но успешно их использует при непосредственной
помощи учителя. Обучение активизирует
переход зоны ближайшего развития в ее
актуальное развитие, когда поддержка
учителя помогает раскрыться внутренней
активности ребенка, повышает уровень
его самостоятельности. Обучение ведет
за собой развитие. [5]
В специальной педагогике процесс воспитания
проходит в осложненных условиях: необходимо
не только решать общепринятые в системе
образования воспитательные задачи, опираясь
при этом на ограниченные возможности
воспитанников, но и обеспечивать удовлетворение
особых потребностей в воспитании применительно
к каждой категории лиц с отклонениями
в развитии, формировать отсутствующие
по причине первичного или последующих
отклонений в развитии социальных, в том
числе коммуникативных, поведенческих
и иных навыков, личностных качеств. Воспитание
осуществляется предельно индивидуально,
с учетом всех особенностей развития данного
ребенка, в процессе сотрудничества педагога
и ребенка, детей в классе или группе. Воспитание
в системе специального образования неразделимо
связано со специальным обучением, коррекционной
работой, присутствует во всех элементах
жизнедеятельности ребенка на протяжении
всего периода бодрствования в течение
дня. Оно включает в себя не только собственно
традиционную для системы образования
воспитательную работу, но и учебную деятельность,
коррекционно-педагогическую работу (за
рубежом в этом случае принят термин «терапия»,
обозначающий любые помогающие, коррекционно-педагогические,
адаптирующие действия по отношению к
воспитаннику), уход. Педагог, воспитатель
в этой ситуации находятся в процессе
непрерывного творческого поиска индивидуальных
методов, форм, средств, их сочетаний и
взаимодействия, создания и реализации
индивидуализированных специальных образовательных
технологий максимально эффективной помощи
ребенку с ограниченными возможностями.
Учитывая особенности
развития детей с ограниченными
возможностями здоровья принятые в
общей и специальной педагогике
классификации методов воспитания,
остановимся на трех основных их группах,
применяемых в разной степени
и в разных сочетаниях в специальном
образовании: информационные
методы (беседа, консультирование,
использование средств массовой информации,
литературы и искусства, примеры из окружающей
жизни, в том числе личный пример педагога,
экскурсии, встречи и пр.); практически-действенные
методы — приучение, упражнение, воспитывающие
ситуации, игра, ручной труд, изобразительная
и художественная деятельность, нетрадиционные
методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая
помощь средствами искусства), иппотерапия
(коррекционно-педагогическая помощь
средствами верховой езды) и пр.; побудительно-оценочные
методы (педагогическое требование,
поощрение, осуждение, порицание, наказание).
Как и методы обучения, методы воспитания
детей с отклонениями в развитий, во-первых,
имеют специфику в своей реализации, а
во-вторых, используются в целесообразных
сочетаниях как между собой, так и с методами
обучения, будучи нередко встроенными
в т или иную специальную образовательную
технологию. Отбор и композиция методов
воспитания определяются возрастными
и индивидуальными особенностями детей,
а также характером и степенью выраженности
нарушения развития, спецификой вторичных
отклонений в развитии, участием семьи
в воспитательном процессе. Рассмотрим
в качестве примера особенности реализации
некоторых методов воспитания в системе
специального образования. Наиболее доступны
для детей с отклонениями в развитии практически-действенные
методы воспитания. Особенно эффективны
они в дошкольном и младшем школьном возрасте,
а также применительно к тем категориям
детей, которые имеют нарушения интеллекта,
задержку психического развития, недостатки
в речевом и слуховом развитии. Метод приучения и упражнения
используется при формировании устойчивых
навыков социального поведения, санитарно-гигиенических
и хозяйственно-бытовых умений, навыков
самоорганизации и др. Этот и другие практически-
действенные методы (игра, воспитывающие
ситуации) применяются в сочетании
с различными информационными
методами. Адекватность восприятия
воспитывающей информации зависит как
от сложности ее содержания, так и от уровня
сенсорных возможностей ребенка. На начальных
этапах специального образования воспитательные
возможности бесед, рассказов,
разъяснений, чтения художественной литературы
значительно ниже, чем в системе массового
образования.
Речевое недоразвитие, интеллектуальная
недостаточность, бедность житейского
и социального опыта не позволяют
большинству детей с отклонениями
в развитии в полной мере осваивать
нравственно-этический потенциал
народных сказок, понимать прозаические
и стихотворные тексты и извлекать
из них поучительный смысл. В этой
связи большую воспитательную значимость
имеют методы, которые позволяют
опираться на визуальную информацию,
сопровождаемую комментариями, разъяснениями
педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей
ребенка жизни, личного опыта педагога.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного
и младшего школьного возраста с отклонениями
в развитии действия, поступки, взгляды,
суждения, привычки педагога, воспитателя
являются долгое время образцом для подражания,
а авторитет — непререкаемым и неоспоримым.
В отличие от обычных дети с ограниченными
возможностями очень прочно психологически
и социально связаны с педагогом, стремятся
быть во всем похожим на него. В этом контексте
трудно переоценить место и роль педагога
в воспитании детей с ограниченными возможностями. Побудительно-оценочные
методы (поощрение, порицание, наказание)
также реализуются в практически-действенном
варианте, сопровождаемом доступным для
ребенка словесным поощрением («хорошо»,
«верно», «молодец») и материальным. Причем
степень материальной ценности поощрения
постепенно уменьшается: лакомство, игрушка
— их образные заменители (картинка с
изображением лакомства, игрушки) — абстрактный
заменитель (фишка или иной символ поощрения:
флажок, звездочка, знак <+> и пр.) — только
словесное поощрение.
Методы наказания также
имеют практически действенный характер,
так как словесное порицание, тем более
в резкой форме, категорически неприемлемо.
Ребенок, не имеющий достаточного опыта
и знаний норм морали, социального взаимодействия,
социального поведения, не умеющий регулировать
и контролировать в необходимой степени
свои движения, эмоции, поступки, зачастую
не может быть виноват в совершенных им
осуждаемых действиях. Более того, ребенок,
как правило, не может понять, чем именно
недоволен взрослый, что от него требуется.
Поэтому педагог, воспитатель всегда проявляют
необходимую сдержанность в порицании
ребенка и выражают неодобрение строгим
взглядом, покачиванием головой, сопровождая
эти знаки неудовольствия словами: «плохо»,
«некрасиво», «стыдно», «мне неприятно
видеть (слышать) это», «я огорчен (а)».
В крайних случаях применяется естественное
ограничение действий, привлечение ребенка
к исправлению или устранению последствий
негативного поступка. По мере развития
ребенка становятся возможными и словесные
формы наказания: словесное порицание,
выговор. В любом случае применение метода
наказания эффективно лишь в том случае,
если ребенок понимает, что совершил плохой
поступок; если наказание не унижает ребенка
и не причиняет ему физической боли; если
наказание применяется нечасто и не вырабатывается
привыкание к нему.
Следует добавить, что
нельзя наказывать ребенка трудом,
деятельностью в целом, так
как и то и другое — привлекательные
для ребенка вещи и их нельзя
обесценивать, используя в качестве
наказания. Более действенным
является лишение участия в деятельности,
игре, общении. Педагог, воспитатель никогда
не должны повышать голос в общении с ребенком,
даже при его порицании. Исключением из
этого правила являются только те ситуации,
в которых действия ребенка несут опасность
его жизни или здоровью. Непривычно громкий
голос педагога, воспитателя в данном
случае является для ребенка сигналом
опасности, предостережения. В подростковом
и юношеском возрасте, с появлением реальных
результатов коррекционно-педагогической
помощи в развитии личности человека с
ограниченными возможностями, все большее
место занимают информационные и стимулирующие
методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные
и речевые Возможности воспитанников (беседы, встречи,
консультирование. Привлечение средств
искусства и литературы, поощрение, доверие.
Порицание, осуждение и пр.). [3]
3.Формы организации специального
обучения.
Обучение детей и взрослых
с особыми образовательными потребностями
начиналось как индивидуальное. В современной
специальной педагогике индивидуальная
форма организации обучения применяется
в следующих случаях:
- когда обучающийся имеет тяжелые и множественные
нарушения в развитии и в обучении и воспитании
рекомендован именно индивидуальный подход,
так как человек не способен к обучению
в условиях групповой и коллективной работы.
В связи с особенностями его познавательной
деятельности обучение ребенка требует
непрерывной индивидуальной психолого-педагогической
поддержки и пошагового контроля, многократности
повторения, а его сенсорные и моторные
системы испытывают значительные затруднения
во взаимодействии с окружающим миром.
Продолжительность индивидуальных занятий
обычно около 20-30 минут.
Индивидуально-групповая
форма организации обучения в специальном
образовании используется в качестве
продолжения индивидуальной, когда достигнут
некоторый коррекционно-педагогический
эффект на индивидуальных занятиях. Например,
коррекционные занятия (развитие речи,
навыков самообслуживания, ориентировки
в пространстве и др.), особенно в условиях
интегрированного обучения, предполагают
возможность работы с детьми в малых группах.
Классно-урочная система, урок (занятие)
является одними из основных форм организации
учебного процесса. Урок, как и в общеобразовательной
массовой школе, позволяет организовать
не только учебно-познавательную, но и
другие виды развивающей деятельности
детей. Урок предоставляет возможности
для сочетания фронтальной, групповой
и в меньшей степени индивидуальной работы
детей.
В большинстве случаев, особенно на начальных
этапах обучения, уроки в специальной
школе строятся по смешанному или комбинированному
типу.
Это объясняется тем,
что младшие школьники с отклонениями
в развитии не могут усваивать новый материал
большими порциями; объяснению нового
материала предшествует подготовительно-пропедевтическая
работа, направленная на актуализацию
соответствующих знаний и опыта учеников
или формирование такого опыта; каждая
порция нового материала требует незамедлительного
его закрепления в деятельностных, практических
формах упражнений; на всех этапах урока
необходимы пошаговый, часто индивидуальный
контроль усвоения материала, выявление
возникающих образовательных затруднений.
Уроки в специальной школе характеризуются
широким использованием групповых форм
работы. В основном это дифференцированно-групповые
формы работы, когда дети объединяются
в группы в зависимости от их познавательных
возможностей, темпов учебной деятельности,
задач коррекционно-образовательного
процесса, а также бригадные, когда дети
объединяются во временные группы для
выполнения какого-либо учебного задания.
Индивидуализированная форма работы на
уроке применяется в отношении тех учащихся,
которые значительно отличаются по своим
познавательным возможностям, темпам
и объему познавательной деятельности
от остальных детей.
К числу дополнительных
форм организации педагогического процесса
в системе специального образования относятся
экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные
формы педагогической работы (например,
внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление
уроков в специальной школе-интернате).
К числу вспомогательных
форм организации педагогического
процесса в специальной школе-интернате
относятся проведение факультативов,
кружковой и клубной работы, эпизодические
мероприятия внеклассной работы (олимпиады,
соревнования, смотры, конкурсы, викторины,
тематические вечера, походы и экспедиции).Как
и основные, вспомогательные и дополнительные
формы организации учебного процесса
в специальных школах-интернатах строятся
с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся, их возможностей участия
в различных организационных формах учебной
и воспитательной работы.
Заключение.
В данной контрольной работе
были представлены главные методы обучения
и воспитания, а так же мы ознакомились
с формами организации специального
обучения.
Все компоненты специального
образования так или иначе
связаны между собой и являются
взаимодополняемым.
Если говорить о специальной
педагогике, то следует отметить то,
что данная дисциплина является отраслью
педагогики. И если сравнить методы
преподавания, то можно найти много
общего. Но в основном методы специальной
педагогики образуются из педагогических.