Контрольная работа по теории обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Задание № 1. Допишите. Дидактика как наука занимается разработкой проблем:
Задание № 2. Согласны ли вы с утверждением Н.А.Бердяева, что без конфликта и столкновения с нормой и законом творчество невозможно? Обоснуйте свое утверждение, взяв за основу конкретный пример процесса обучения в школе.
Задание № 3. Напишите отзыв на одну из статей из журнала «Педагогика», посвященной проблемам обучения.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по теории обучения и воспитания.docx

— 84.43 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. А. ШОЛОХОВА»

БАЛАБАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Факультет Психолого-педагогическое образование: Психология и педагогика дошкольного образования

Кафедра психолого-педагогического образования и дефектологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету

Теория обучения и воспитания

 

Вид работы: Контрольная работа работа

По предмету: «Теория обучения и воспитания»

Студента 1 курса

Заочной формы обучения

Лавровой Елены Михайловны

 

Проверил: ст.преподаватель Анашкина Н.В.

 

Балабаново 2014

 

1 часть  «Теория обучения»

 

Задание № 1. Допишите. Дидактика как наука занимается разработкой проблем:

кого учить: субъекты обучения (педагог и обучаемый);

зачем учить: цели образования, обучения (требования государства, заинтересованность родителей, запросы ребенка);

чему учить: содержание образования, обучения (по государственным образовательным стандартам, учебному плану, программе, пособиям);

где учить: формы организации обучения (класс, зал, группа, прогулка);

когда учить: система и виды обучения (согласно возрасту и развития психофизических возможностей);

как учить: методы обучения (правила взаимодействия педагога и обучаемого, применяемые для достижения результата в обучении, воспитании, развитии);

кто будет учить: управление педагогическими системами и образовательными моделями, кадры для выполнения этих задач.

 

Задание № 2. Согласны ли вы с утверждением Н.А.Бердяева, что без конфликта и столкновения с нормой и законом творчество невозможно? Обоснуйте свое утверждение,  взяв за основу  конкретный пример процесса обучения в школе.

Невозможно развитие ученика (творчества, в понимании Бердяева), познания в процессе обучения, выполнения заданий и уроков, если нет проблемы, нет мучительных усилий, чтобы решить новые задания, добыть знания, нет искания истины, которая не падает сверху в готовом виде, нет преодоления трудностей и борьбы духа. Элементарный пример – урок математики (даже в начальном классе), когда для решения задач необходимо пройти через внутренний конфликт недопонимания, приложения усилий для нахождения верного решения.

В то же время все новое (проекты, открытия, исследования, разработка новых теорий, поиск истины) идет в непримиримый разрез с уже существующими нормами и законами общества со своими уже устоявшимися укладами, которое не хочет знать никакой новой проблематики и враждебно к творческому беспокойству. Так, например, к новым предметам, вводимым в школе (этика, основы религии), родители часто критично настроены, не понимая, зачем детей нагружать лишней информацией, дополнительными занятиями, в то время как можно больше времени посвящать общешкольным предметам (математика, история, русский язык…). Однако эти предметы дают ребенку больше информативной среды для дальнейшего  осознания и развития.

Таким образом, на примерах показано, что я согласна с утверждением Н.А. Бердяева.

 

Задание № 3. Напишите  отзыв на одну из статей из журнала «Педагогика», посвященной проблемам обучения.

Г.Г. Мисаренко в статье «Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе», опубликованной в журнале «Педагогика» № 7 в 207 г., поднимает проблему коррекционно-развивающего обучения, его отличия от коррекционно-развиващюего образования, давая некую историческую справку возникновения этих далеко не тождественных понятий, раскрывая их основные категории, методы и формы организации. Для того, чтобы определить в какой форме и каким образом педагоги и психологи могут оказать помощь детям, для начала дается четкое разделение понятий детей группы риска и детей с трудностями в обучении.

Эта проблема некоторое время назад была очень близка моей семье, когда мой старший сын стал испытывать трудности в обучении, социализации со сверстниками и отношениях с педагогами. При этом педагоги школы настоятельно требовали перевести его в коррекционную школу или класс. Хотя ребенок оказался в зоне риска школьной дезадаптации в связи с переездами, эмоциональными и спортивными нагрузками под влиянием окружающей среды. Ему требовалось всего лишь коррекционно-развивающее образование в рамках мвоей школы и своего общеобразовательного класса.

Проблему коррекционно-развивающего обучения и образования считаю серьезной и в настоящее время, т.к. педагоги должны направлять свое внимание на здоровьесберегающие и коррекционно-развивающие технологии обучения детей, формировать свою специальную компетенцию в этой области, т.к. таких детей группы дезадаптационного риска становится все больше вследствие усложнения школьных программ, повышения требований к уровню предшкольной интеллектуальной подготовки, изменению окружающей среды ребенка в негативную сторону, влияющую на психологическое состояние ребенка и его готовность к полноценному обучению.

 

Задание № 4. Дайте определение основным дидактическим понятиям:

Обучение – активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательнее и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

Образование – процесс и результат освоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Знания – совокупность фактов, сведений, событий, которые должен усвоить человек в течение жизни.

Умения – овладение способами применять усвоенные знания на практике по определенным правилам и с хорошим качеством.

Навыки – способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения, доведенное до автоматизма умение.

Метод обучения – система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

Прием обучения – органическая модель метода, способ воздействия на обучаемого.

Технология обучения – система способов организации взаимодействия педагога и учащихся, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Урок – организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.

Средства обучения – материальный (учебники, пособия, таблицы, модели, макеты, наглядный материал, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, кабинет, микроклимат, расписание занятий…) или идеальный (усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний), который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний, который существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

Учение – целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

 

Задание № 5.Ознакомьтесь с данным материалом и приведите примеры.

Противоречия процесса обучения.

Процесс обучения как процесс познания надо рассматривать в его противоречивости – как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того, что процесс познания ученика нельзя сводить к заучиванию готовых знаний. Познание, образно выражаясь, соткано из противоречий и если ученик их решает  личность развивается. К противоречиям процесса обучения относятся:

*между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями

Начальные классы школы требуют от учеников большой скорости чтения для усвоения информации по литературе и окружающему миру, для быстрого прочтения, осознания и решения математических задач. Соответственно, чем медленнее учение читает, тем ему сложнее дается урок, даже если он хорошо выражает мысль, логически решает задачу и грамотно пишет. При этом возможности ученика по освоению навыков быстрого чтения, который пришел в 1 класс и изучает материал только по школьной программе, невелики. В современном обществе познавательная деятельность и усвоение большого количества материала черпается из медиа источников. При этом дети меньше читают и нарабатывают навыки скорочтения.

*между фронтальным  изложением учебного материала  и индивидуальным его восприятием  учеником

При фронтальном обучении весь класс работает над единой задачей, например: 
школьники слушают изложение учителя по теме предмета. Центральное место отводится совместной работе. Общий предмет обучения, общая цель и непосредственное сотрудничество Фронтальное изложение материала служит прежде всего для того, чтобы сконцентрировать внимание учащихся на излагаемом материале. В классе должна царить атмосфера напряженного внимания, когда каждый школьник в состоянии воспринимать новое, делать записи, мыслить, запоминать существенное, задавать вопросы и т. д.  Но при проведении на следующий день небольшой самостоятельной работы по изученной теме выясняется, что не все ученики усвоили материал. Это является следствием индивидуальных особенностей восприятия, т.к. одни быстро усваивают новый материал, другие этот материал слышали или изучали дома ранее, третьи закрепили материал дополнительными изучением дома. Кто-то, возможно отвлекся на уроке (задумался), кому-то для усвоения нужен тренинг или иной вид закрепления. Таким образом, индивидуальное восприятие материала очень сильно зависит от индивидуальных особенностей ученика.

*между учебной  задачей и уровнем подготовки учащихся

Старший дошкольник очень хорошо усваивал материал, посещая детский сад и дополнительные развивающие кружки, при этом и родители постоянно ребенка развивали, закрепляли материал, проводили много игр, бесед, наблюдений за окружающим, кроме того ребенок обладал повышенной хваткостью, усвоением и запоминанием материала. Таким образом, очень хорошо зная материал, мешал другим дошкольникам в группе, которым требовалось больше времени на раздумья, совершение движений. Также он стремился опять же быстрее всех ответить, рассказать, а его напротив перестали спрашивать. В определенный момент он потерял интерес к знаниям, т.к. привык, что он и так все лучше сверстников знает, тем более все равно его не спрашивают. Эта же позиция перенеслась в школу. И пока знаний и умений хватало в первых начальных классах, ребенок справлялся с обучением, а в дальнейшем стал очень сильно отставать. Таким образом, учебная задача, конечно должна исходить из уровня подготовки учащегося, мотивировать его на дальнейшее развитие и не тормозить уже приобретенные ЗУН. Если задание окажется слишком простым, то учащийся потеряет интерес. Если задание окажется слишком сложным, то пропадет интерес и мотивация к изучению материала.

*между знаниями, полученными на уроке и умением их применять

На уроке математики изучена таблица умножения и простейшие арифметические действия. Во время совершения покупки в магазине перед ребенком была поставлена задача выбрать недорогие бумажные салфетки, при этом упаковки с салфетками были не только по разной цене, но и количество салфеток в упаковке было разное. Т.е. ребенку необходимо было применить сравнение цены за 1 салфетку, применив табличное деление. Ребенок очень хорошо владел табличным умножением\делением и методами решения аналогичных задач из учебника. При этом на практике, оказавшись перед поставленной задачей, растерялся, т.к. знаний оказалось достаточно, а умение их сгруппировать, выбрать нужные в данный момент знания и применить их к конкретной ситуации оказалось сложнее.

*между объемом содержания учебного материала и объемом времени, отпущенного на изучение данного материала по учебному плану

Обучение письму в начальной школе. За 2 четверти первоклассники должны овладеть умением правильно писать прописные буквы, соединять их слитным письмом в словах и по итогам полугодия должны уметь писать простейший диктант или списать несколько предложений. При этом на уроках русского языка учитель только объясняет и показывает прописные буквы, как их писать  и соединять в слова, проводя лишь недостаточные по времени для закрепления навыков тренинги в прописях. Т.е. временя, отведенное учебным планом и многообразие букв, форм соединения и слов приводит к тому, что дома необходимо закрепление материала и тренировка. Поэтому в 1 классе дети пишут медленно, путают буквы, пропускают их при списывании.

Другой пример: по окружающему миру в начальной школе на каждую тему (Вода и  круговорот воды в природе, Космос, Насекомые, Лекарственные растения и проч.) отводится 1 урок, при этом объем материала достаточно обширен и в контрольных тестах гораздо конкретней и уже вопросы, нежели чем  те, которые освещаются на уроке или в учебнике. Для этого детям предлагается работать в дополнительных рабочих тетрадях, исследуя материал на практическом опыте и записывая наблюдения, находя сведения из дополнительной литературы (книжка по теме из школьной библиотеке), что неизменно приводит к формированию разносторонней личности, умеющей добывать информацию из разных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 6. Составьте кроссворд по теории обучения.

Цель: усвоение знаний о методах обучения и воспитания, закрепление основных понятий.

 
 

 
 

Информация о работе Контрольная работа по теории обучения и воспитания