Контрольная работа по теории обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Задание № 1. Допишите. Дидактика как наука занимается разработкой проблем:
Задание № 2. Согласны ли вы с утверждением Н.А.Бердяева, что без конфликта и столкновения с нормой и законом творчество невозможно? Обоснуйте свое утверждение, взяв за основу конкретный пример процесса обучения в школе.
Задание № 3. Напишите отзыв на одну из статей из журнала «Педагогика», посвященной проблемам обучения.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по теории обучения и воспитания.docx

— 84.43 Кб (Скачать файл)

 По горизонтали

2. Многократное повторение  определённых действий и поступков

3. Наследственность относится  к фактору, который называется  …

5. Важный компонент в характеристике беседы

7. Косвенное требование  педагога, основанное на товарищеском  отношении между воспитателем  и воспитанниками

8. Один из результатов  требований педагога

9. Механизм воспитания

11. Наука о воспитании  и обучении человека

12. Процесс становления  личности

13. К косвенному требованию относятся прямые и …

15. Показ пособий: плакатов, таблиц, карт

17. Деятельность учащихся

18. Это не самосозерцание, а самоанализ поступков за определённый отрезок времени

19. Более сложный метод  воспитания и шире используется  в работе со старшеклассниками

21. Метод воспитания, прямо  или косвенно воздействующий  на поведение человека

22. Специально организованные  ситуации для многократных упражнений  в формах поведения

24. Целесообразно использовать при самостоятельности мышления учащихся

26. Область действительности, которую исследует данная наука

27. Специально организованное  взаимодействие старшего и младшего поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта имеет название педагогический …

По вертикали

1. Это прежде всего  поле активной социальной деятельности  личности, объективная совокупность  материальных и идеологических  факторов, с которыми личность  непосредственно взаимодействует  в процессе общения с другими  людьми

4. Повторное выполнение умственных или практических действий

6. Наличие знаний и  опыта у педагога, необходимых  для эфективной образовательной деятельности

10. Функция педагогики, которая соответствует эмпирическому уровню исследования, включает накопление факторов и явлений в их классификацию

14. Целенаправленный процесс  двусторонней деятельности педагога  и учащегося

16. Метод формирования  сознания, основанный на целенаправленном  разговоре педагога с группой детей на определённую тему

20. Общность людей, объединенных  на основе общественно значимых  целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения

23. Составная часть метода

25. Кто определил три  периода развития истории образования  и педагогических идей в России

 

Задание № 7. Основные подходы к классификации методов обучения.

Классифицировать методы - это значит группировать (объединять) их по каким - то признакам. Проанализируйте, используя учебники педагогики, как классифицируются методы обучения разными авторами. Полученную информацию запишите в таблицу.

Автор классификации

Основание классификации

Классификация

Е.Я. Голант

Е.И. Петровский

Источник передачи и характер восприятия информации

- пассивное восприятие (слушают  и смотрят)

- активное восприятие (наглядные  источники, книга, лаборатория)

М.А. Данилов

Б.П. Есипов

Последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке)

- приобретение знаний

- формирование умений  и навыков

- применение приобретенных  знаний

- творческая деятельность

- закрепления

- проверка знаний, умений, навыков

Н.М. Верзилин

Д.О. Лордкина-нидзе

И.Т. Огородников

Источник передачи информации и приобретения знаний

- словесные (слово учителя, книга)

- практические (изучение  окружающего по наблюдению, эксперименту, упражнению)

М.Н. Скаткин

И.Я. Лернер

Тип (характер) познавательной деятельности

- объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный)

- репродуктивный (границы  мастерства и творчества)

- проблемное изложение  знаний 

- частично-поисковый (эвристический)

- исследовательский

М.И. Махмутов

В сочетании методов преподавания и соответствующих им методов учения (бинарные)

- методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий

- методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый

Ю.К. Бабанский

Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, её стимулирование и мотивация, контроль и самоконтроль

- методы организации и  осуществления учебно-познавательной  деятельности: словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему и наоборот), методы самостоятельной работы  и работы под руководством  преподавателя

- методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности: методы стимулирования  и мотивации интереса к учению (все методы с целью психологической  настройки к учению), методы стимулирования  и мотивации долга и ответственности  в учении

- методы контроля и  самоконтроля за эффективностью  учебно-познавательной деятельности: устный, письменный, лабораторно-практический контроль

В.Ф. Паламарчук

В.И. Паламарчук

Единство источника знаний, уровня познавательной активности, самостоятельности учащихся, логического пути самомоделирования

- методы, где в единстве  и совокупности выстраивается  логическая последовательность  источника знаний, познавательности  и самостоятельности

Л. Клинберг

В сочетании с формами сотрудничества в обучении

- монологические: лекция, рассказ, демонстрация

- формы сотрудничества: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные

- диалогические: беседы

К. Сосницкий

Место учения

- искусственное (школьное) - преподносящее

- естественное – поисковое

В. Оконь

Постоянное развитие творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний

- методы, основанные на  познавательной активности репродуктивного  характера (беседа, дискуссия, лекция, книга)

- метод самостоятельного  овладения знаниями (проблемные), основанные  на творческой познавательной  активности в ходе решения  проблем: классический метод по  Дьюи (создание проблемной ситуации, формирование проблем и гипотез решения, упорядочение и применение результатов), ситуативный метод (введение в сложную ситуацию), банк идей (мозговой штурм), микро-преподавание (творческое обучение сложной практической деятельности, разбор наглядного примера), дидактические игры (инсценировка, деловые игры)

- методы оценочные с  преобладанием эмоционально-художественной  активности: импрессивные, экспрессивные, практические, учебные

- практические методы  реализации творческих задач  с практическо-технической деятельностью (работы по дереву, рисунок, моделирование, конструирование)


 

 

2 часть  «Теория воспитания»

 

Задание № 1. Приведите примеры на каждое высказывание из своего жизненного опыта, и второй вариант, как это может быть выражено в педагогической практике.

  1. Воспитание отстает от развития. «Я это давно умею делать».

1 вариант. Мама приезжает в гости и начинает учить правильному приготовлению пищи, в то время как я живу отдельно со своей семьей 17 лет и умею готовить любые блюда.

2 вариант. Воспитание находится до зоны актуального развития. Часто в младших группах детского сада воспитатели докармливают детей, в то время как они умеют держать ложку и есть самостоятельно, наклонять тарелку, до конца вычерпывать бульон. Воспитатель это делает, чтобы покормить побыстрее, чтобы дети не облились. На самом деле это губительно для развития, т.к. дети привыкают, что их кормят, и навыки умения могут потеряться, а никак не усовершенствоваться.

  1. Воспитание идет на уровне с развитием. «Сегодня я это смогу сделать сам».

1 вариант. В школе моему сыну на уроке технологии рассказывали о строительных инструментах и показывали, как ими работать. Поэтому когда был куплен шкаф, опираясь на инструкцию и полученные знания и умения, он вполне самостоятельно смог справиться со сборкой шкафа.

2 вариант. Воспитание находится в зоне актуального развития. В 1 младшей группе детей учат убирать игрушки на место, запоминая их расположение и приучая аккуратно складывать и расставлять. Поэтому не стоит за детей делать то, что они уже научились делать, и могут закреплять таким образом свою моторику (складывать строительный материал аккуратно в коробку) и память (раскладывать по метам).

  1. Воспитание ускоряет развитие «Я смогу сделать это сам, но с определенными усилиями»

1 вариант. По дороге у машины пробило колесо. Я никогда раньше не сталкивалась с проблемой замены колеса. Мне стоило немалых усилий, помощи и подсказок попутчиков, чтобы справиться с этой задачей. Зато теперь я знаю, какие инструменты для замены колеса нужны и каков порядок действий.

2 вариант. Воспитание находится в зоне ближайшего развития. В детском саду проходил конкурс между группами по лепке знакомых сюжетов из сказки, которые не участвующие в лепке дети должны были узнать. Дети 1 младшей группы лепили яйцо из сказки «Курочка Ряба». Т.к. дети такого возраста с легкостью могут слепить шарик, воспитатель подсказывал и помогал детям (ручками детей) вытянуть шарик, чтобы получилась форма яйца.

  1. Воспитание тормозит развитие. «Я не смогу это сделать, даже если мне окажут помощь».

1 вариант. Экономиста во время отсутствия финансового директора руководство попросило срочно составить план бюджета, но даже помощь бухгалтерии, предоставленные цифры и сведения, не оказали должную помощь, т.к. экономист не был знаком с принципами бюджетирования и тонкостями работы бизнеса.

2 вариант. Воспитание далеко до зоны ближайшего развития. Высокий уровень требований, предъявляемый педагогом, в отсутствие промежуточных знаний и умений, не дадут возможности развитию. Воспитатель к празднику учит с детьми 1 младшей группы стихи. Некоторые дети хорошо заучивают, но основная масса детей не может выучить стихи из 2 четверостиший, забывая или пересказывая их в виде прозы, т.к. их психофизическое развитие не позволяет им сделать это. Возможно, стоит разбить стихи по 2 строчки, применить образные движения или наглядный материал, подобрать стихи со знакомыми словами (соответственно словарному запасу это возрастного периода).

 

Задание №2. Приведите примеры на предложенные ниже закономерности воспитания.

  1. Чувство защищенности, уверенности в своей нужности и спокойствия у воспитанников зависит от атмосферы любви и общего положительного протекания педагогического взаимодействия.

В группе раннего возраста в период адаптации очень важно не травмировать, не заставлять ребенка, чаще его обнимать, гладить по головке, помогать держать ложечку, садиться на горшочек, больше улыбаться, собираться на коврике в кружочек, заинтересовывать и играть с ребенком, тогда он быстрее адаптируется и не будет чувства страха перед детским садом. Далее педагогический процесс по введению норм и правил поведения, процесса одевания, самостоятельного кушания будет протекать быстрее и благоприятней, т.к. у ребенка не будет чувства неуверенности, что не получится, страха, что будут ругать или заставлять, или сажать на «грустный стульчик».

  1. Чем содержательнее и целесообразнее построена и организованна разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъективную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

При проведении развивающего обучения по какой-либо тематике необходимо не только сажать за стол детей и рассказывать, показывать наглядный материал, проводить дидактические игры, но и затрагивать эту тематику в разных видах деятельности и на прогулке, и в процессе творчества (изо, лепка), обсуждать в форме беседы со взрослым и между сверстниками этой темы. Таким образом будут расширяться и творческие способности, умственная деятельность, развиваться речь, расширяться познание. Например, при изучении темы весна можно затронуть цветение яблони (рассматривание на прогулке), раскрасить распускающиеся листики, сделать аппликацию (яблоня в цвету), выучить стихотворение, показать презентацию, как из цветка вырастает яблоко, повторить тему «фрукты» в дидактической игре, поговорить о том, у кого какие деревья на даче растут, какими цветами они цветут. Это все способствует расширению познания и разностороннему развитию личности, наблюдательности.

  1. Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно - мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоциональная активность.

Одна и та же тема развивающего обучения в разные возрастные периоды по-разному должна преподноситься, оцениваться. Например, для детей раннего дошкольного возраста в процессе лепки нарабатываются навыки мелкой моторики (катание шариков из теста, пластилина). Это развивает их моторику, ориентировку в пространстве. Для старших дошкольников интересны конкурсы (слепить сюжет сказки и угадать его), лепка из глины, лепка дымковской игрушки. Таким образом, эмоции малыша, получаемые от скатанного колобка,  не равнозначны эмоциям старшего дошкольника от того же действия, когда они могут лепить более сложные элементы.

  1. Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

Постоянное одергивание ребенка, наказание, приказной тон, повышение голоса, невозможность самовыражения, запрет отступа и развития заданной темы (это не касается дисциплины и нравственных норм) не могут привести к всестороннему развитию личности. Ведь для развития речи, мышления, творчества необходима некая степень свободы творения и общения, благоприятная располагающая обстановка, внимание и забота, участие и сочувствие. Страх, порождаемый негативным настроем воспитателя, может затормозить развитие всех вышеперечисленных процессов, ребенок может замкнуться, либо при предоставлении возможности самостоятельной деятельности и игры ребенок будет стоять в уголке и ждать приказа воспитателя, чем заняться и как это делать.

5. Чем меньше  видимой внешне деятельности  педагога, при условии огромной  скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы  становления и развития личности  воспитанника.

Во время развивающего обучения необходимо пользоваться не только строго направленными действиями на «вдалбливание» детям знаний и умений, постоянно натаскивать, тренировать, но и проводить педагогический процесс в течение всего дня, пользуясь разными средствами воспитания: и в общении, и в труде, и в воспитании нравственности, и в игре, целенаправленно следуя поставленным педагогом задачам. Также процесс можно совершать не только разными средствами, но и в разной форме, в разное время, в разных местах, неустанно следуя своим задачам. Пример из п.2 также хороший тому пример. Т.к. дети получают информацию, развивается личность потихоньку незаметно, без усталости и надоедания, без напряжения и осознания, что это занятие\урок, которые для детей дошкольного возраста не очень приветствуются, не заинтересовывают их и не любимыми ими.

Информация о работе Контрольная работа по теории обучения и воспитания