Контрольная работа по теории обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Задание № 1. Допишите. Дидактика как наука занимается разработкой проблем:
Задание № 2. Согласны ли вы с утверждением Н.А.Бердяева, что без конфликта и столкновения с нормой и законом творчество невозможно? Обоснуйте свое утверждение, взяв за основу конкретный пример процесса обучения в школе.
Задание № 3. Напишите отзыв на одну из статей из журнала «Педагогика», посвященной проблемам обучения.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по теории обучения и воспитания.docx

— 84.43 Кб (Скачать файл)

6. Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно - двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности.

Для всестороннего и полноценного развития личности необходимо детям не только показывать наглядный материал и рассказывать тему, но и предоставить возможность пощупать, понюхать, сделать поделку, сравнить, увидеть предмет в разных плоскостях, в разное время, в разном месте, примерить относительно к себе отношение к предмету или действию. Например, изучая тему «Одежда», дети на ощупь пытались узнать ткань (кожа, мех, хлопок), была проведена сюжетно-ролевая игра «Маша одевается», в театральном уголке примеряли на себе одежду, пытались подобрать по размеру (чтобы не было мало или велико) и танцевали в ней в музыкальном зале, рассказывали, что на соседе одето, играли в дидактическую игру «Одевай-ка!» (где надо подобрать одежду для мальчика и девочки в разные времена года из вырезанного картона) и т.д. Таким образом, через вербальные, сенсорные и двигательные процессы расширялись представления об окружающем, обогащался словарный запас, происходило приобщение к культуре и эстетике, развивалась моторика, прививалось умение общаться в коллективе и делать совместные работы. Т.е. происходило разностороннее и полноценное формирование и развитие личности.

 

Задание № 3. Просмотрите  фильм «Доживем до понедельника» и ответьте на вопросы.

  1. Какое время в развитии государства показано в фильме? 1967 год. Оттепель закончилась. Надвигается застой. Разоблачение культа личности Сталина, ослабление тоталитарного контроля государства, начавшиеся демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни. Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели». Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Проведены серьезные реформы в сфере образования: введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего), работа одновременно с учебой в старших классах, когда вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности.
  2. Какие приоритеты в воспитании господствовали в тот период в школе? В 60-е годы намечается крен школы и педагогики в сторону развивающего обучения. При этом еще сказывается послевоенное время, воспитание патриотизма, навязывание идеологии государства (политики партии), высокие нравственные рамки, неприемлемость «старым» поколением собственного мнения в условиях всеобщей демократизаци. Запрет отношений и даже мыслей о любви, стандартное понятие счастья.
  3. Какие моменты из жизни школы, показанные в фильме, остаются актуальными и на сегодня?

- Проблема поколений (отцов и детей, недопонимания),

- проблемы профессиональной несостоятельности (неумения, нежелания слушать и слышать, обращать внимание не только на образовательный процесс, но и межличностные отношения, соучастие в проблеме учеников),

- безразличие учителей к внешкольной и семейной жизни учеников,

- нехватка кадров,

- субъективное отношение к ученикам (непонравившимся, нестандартным, имеющим собственное мнение, не старающихся угодить учителю),

- трудное становление молодых учителей (нежелание коллектива помочь, поделиться опытом, подсказать),

- вымышленная (мнимая) влюбленность в учителей,

- поведение – реакция учеников на действия учителя в форме бойкота, проста, вызова (проверка учителя на прочность).

4. Какие проблемы школы подняты в фильме?

- Неопытность молодых учителей (неумение владеть ситуацией),

- сговор учеников против действий учителя (саботаж, сговор, протест, вызов учителю),

- ограниченность изучения школьной программы (иные точки зрения, отступления от школьной программы считаются побочными знаниями),

- ограниченный кругозор, диктуемый школой, замкнутость учительской профессии (учитель не раскрывает свои потенциальные возможности в жизни, замкнут на учебниках, тетрадях, помещении школы),

- типовое узкое нравственное воспитание - школьная влюбленность, запрет на любовь и даже мысли о ней,

- соприкосновение поколений (отцов и детей, недопонимания),

- неумение признавать  свои ошибки, извиняться (как постыдство подростково-школьного периода и старшего поколения перед молодежью)

-безразличие (отсюда и  непонимание) к жизни учеников,

- нехватка кадров, госполитика непонимания влияния личных ситуаций (учитель – не учитель),

- субъективное отношение к ученикам (непонравившимся, нестандартным, имеющим собственное мнение, не старающихся угодить учителю).

5. Насколько верно решали проблемы школы, поднятые в фильме, его герои?

При невладении ситуацией учитель кричал, грубил, совершает жестокие поступки (выгоняет из класса), что порождает протест учеников.

Спасает умение признавать свои ошибки, извиняться.

 

Задание № 4. Дайте определение данным понятиям и сопроводите его примерами.

Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Пример: экспериментальный метод – в ходе совершения определенных последовательных действий (приемов) достигается цель по изучению чего-либо, совершения открытий, подтверждения предположений, анализа ситуации.

Метод воспитания – это система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания, характеризующихся конкретным содержание воспитательной деятельности, определенным способом его усвоения, специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. Пример: метод убеждения может быть использован в процессе беседы с детьми о сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Предметом обсуждения может стать отношение девушки дочери купца к страшному чудищу. Таким образом, взаимодействуя в вербальном общении воспитуемые усваивают, что не всегда можно судить о человеке по первому впечатлению (нравственное воспитание).

Прием – это составная часть метода. Пример, такой метод воспитания как поощрение может осуществляться различными приемами или их совокупностью: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение.

Средство воспитания - это способ организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения; действия, направленные на изменение личности воспитуемого. Пример: средство воспитания из примера выше – общение (беседа), в ходе которого воспитатель воздействует на воспитанника и формирует нравственные качества его личности в отношении общения с другими людьми.

 

Задание № 5. Выберите три формы организации воспитания и дайте им характеристику в свободной форме.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

  • когда нужно решить просветительские задачи;
  • когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
  • когда организаторские функции слишком сложны для детей;
  • когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
  • когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
  • коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы коллективные творческие дела обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

  • предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
  • обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
  • способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
  • эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

 

Задание № 6. Написать аннотацию на статью из журналов «Воспитание школьников», «Педагогика» и других по проблемам одного из видов воспитания.

Аннотация на статью из журнала «Дошкольное воспитание» № 1/2013 «Организация художественно-творческой деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях интеграции образовательного процесса» (Галянт И.Г.).

В статье освящается проблема интегративного художественно-творческого воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается возможность группового творческого проекта как формы организации образовательного процесса. Автор обращается к синтезу искусств, что является основанием для формирования в сознании детей целостной картины мира.

 

Задание № 7. Дайте определение ниже представленными понятиями и обоснуйте разницу между определениями коллектива с позиции педагогики и психологии.

Коллектив – это (психологическое определение) группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Коллектив – это (педагогическое определение) взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.

Сравнение определений. У разных авторов понятие «коллектив разное». Ясно лишь одно, что это группа. Различия в том, что в психологии член коллектива совершает совместную деятельность со всеми, но в личных целях. В педагогике – это ценные отношения для совершения общественной ценной деятельности.

Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например, классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д.

Личность – это человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

Школьный коллектив – это сложная организация, которая может нормально развиваться в зависимости от складывающейся в ней системы межличностных отношений, в которую входят педагогический и ученический коллектив.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по теории обучения и воспитания