Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 20:12, контрольная работа
Задание № 1. Допишите. Дидактика как наука занимается разработкой проблем:
Задание № 2. Согласны ли вы с утверждением Н.А.Бердяева, что без конфликта и столкновения с нормой и законом творчество невозможно? Обоснуйте свое утверждение, взяв за основу конкретный пример процесса обучения в школе.
Задание № 3. Напишите отзыв на одну из статей из журнала «Педагогика», посвященной проблемам обучения.
6. Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно - двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности.
Для всестороннего и полноценного развития личности необходимо детям не только показывать наглядный материал и рассказывать тему, но и предоставить возможность пощупать, понюхать, сделать поделку, сравнить, увидеть предмет в разных плоскостях, в разное время, в разном месте, примерить относительно к себе отношение к предмету или действию. Например, изучая тему «Одежда», дети на ощупь пытались узнать ткань (кожа, мех, хлопок), была проведена сюжетно-ролевая игра «Маша одевается», в театральном уголке примеряли на себе одежду, пытались подобрать по размеру (чтобы не было мало или велико) и танцевали в ней в музыкальном зале, рассказывали, что на соседе одето, играли в дидактическую игру «Одевай-ка!» (где надо подобрать одежду для мальчика и девочки в разные времена года из вырезанного картона) и т.д. Таким образом, через вербальные, сенсорные и двигательные процессы расширялись представления об окружающем, обогащался словарный запас, происходило приобщение к культуре и эстетике, развивалась моторика, прививалось умение общаться в коллективе и делать совместные работы. Т.е. происходило разностороннее и полноценное формирование и развитие личности.
Задание № 3. Просмотрите фильм «Доживем до понедельника» и ответьте на вопросы.
- Проблема поколений (отцов и детей, недопонимания),
- проблемы профессиональной несостоятельности (неумения, нежелания слушать и слышать, обращать внимание не только на образовательный процесс, но и межличностные отношения, соучастие в проблеме учеников),
- безразличие учителей к внешкольной и семейной жизни учеников,
- нехватка кадров,
- субъективное отношение к ученикам (непонравившимся, нестандартным, имеющим собственное мнение, не старающихся угодить учителю),
- трудное становление молодых учителей (нежелание коллектива помочь, поделиться опытом, подсказать),
- вымышленная (мнимая) влюбленность в учителей,
- поведение – реакция учеников на действия учителя в форме бойкота, проста, вызова (проверка учителя на прочность).
4. Какие проблемы школы подняты в фильме?
- Неопытность молодых учителей (неумение владеть ситуацией),
- сговор учеников против действий учителя (саботаж, сговор, протест, вызов учителю),
- ограниченность изучения школьной программы (иные точки зрения, отступления от школьной программы считаются побочными знаниями),
- ограниченный кругозор, диктуемый школой, замкнутость учительской профессии (учитель не раскрывает свои потенциальные возможности в жизни, замкнут на учебниках, тетрадях, помещении школы),
- типовое узкое нравственное воспитание - школьная влюбленность, запрет на любовь и даже мысли о ней,
- соприкосновение поколений (отцов и детей, недопонимания),
- неумение признавать свои ошибки, извиняться (как постыдство подростково-школьного периода и старшего поколения перед молодежью)
-безразличие (отсюда и непонимание) к жизни учеников,
- нехватка кадров, госполитика непонимания влияния личных ситуаций (учитель – не учитель),
- субъективное отношение к ученикам (непонравившимся, нестандартным, имеющим собственное мнение, не старающихся угодить учителю).
5. Насколько верно решали проблемы школы, поднятые в фильме, его герои?
При невладении ситуацией учитель кричал, грубил, совершает жестокие поступки (выгоняет из класса), что порождает протест учеников.
Спасает умение признавать свои ошибки, извиняться.
Задание № 4. Дайте определение данным понятиям и сопроводите его примерами.
Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Пример: экспериментальный метод – в ходе совершения определенных последовательных действий (приемов) достигается цель по изучению чего-либо, совершения открытий, подтверждения предположений, анализа ситуации.
Метод воспитания – это система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания, характеризующихся конкретным содержание воспитательной деятельности, определенным способом его усвоения, специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. Пример: метод убеждения может быть использован в процессе беседы с детьми о сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Предметом обсуждения может стать отношение девушки дочери купца к страшному чудищу. Таким образом, взаимодействуя в вербальном общении воспитуемые усваивают, что не всегда можно судить о человеке по первому впечатлению (нравственное воспитание).
Прием – это составная часть метода. Пример, такой метод воспитания как поощрение может осуществляться различными приемами или их совокупностью: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение.
Средство воспитания - это способ организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения; действия, направленные на изменение личности воспитуемого. Пример: средство воспитания из примера выше – общение (беседа), в ходе которого воспитатель воздействует на воспитанника и формирует нравственные качества его личности в отношении общения с другими людьми.
Задание № 5. Выберите три формы организации воспитания и дайте им характеристику в свободной форме.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
Среди всех форм воспитательной работы коллективные творческие дела обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
Задание № 6. Написать аннотацию на статью из журналов «Воспитание школьников», «Педагогика» и других по проблемам одного из видов воспитания.
Аннотация на статью из журнала «Дошкольное воспитание» № 1/2013 «Организация художественно-творческой деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях интеграции образовательного процесса» (Галянт И.Г.).
В статье освящается проблема интегративного художественно-творческого воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается возможность группового творческого проекта как формы организации образовательного процесса. Автор обращается к синтезу искусств, что является основанием для формирования в сознании детей целостной картины мира.
Задание № 7. Дайте определение ниже представленными понятиями и обоснуйте разницу между определениями коллектива с позиции педагогики и психологии.
Коллектив – это (психологическое определение) группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Коллектив – это (педагогическое определение) взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
Сравнение определений. У разных авторов понятие «коллектив разное». Ясно лишь одно, что это группа. Различия в том, что в психологии член коллектива совершает совместную деятельность со всеми, но в личных целях. В педагогике – это ценные отношения для совершения общественной ценной деятельности.
Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например, классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д.
Личность – это человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.
Школьный коллектив – это сложная организация, которая может нормально развиваться в зависимости от складывающейся в ней системы межличностных отношений, в которую входят педагогический и ученический коллектив.
Информация о работе Контрольная работа по теории обучения и воспитания