Агентство по управлению государственными
учреждениями Пермского края
КГАОУ СПО Пермский краевой
колледж «Оникс»
Реферат по коррекционной педагогике
Тема: «Коррекционная педагогика»
Выполнил: Габитов Марат
Миндибаевич
Специальность 050503 группа 126-ТТ
форма обучения: заочная
Руководитель:
преподаватель ПКК
''Оникс''
Пермь 2012
Эстетическое
воспитание
Эстетическое воспитание,
целенаправленный процесс формирования
у человека эстетического отношения
к действительности. Это отношение
с возникновением человеческого
общества развивалось вместе с ним,
воплощаясь в сфере материальной
и духовной деятельности людей. Оно
связано с восприятием и пониманием
ими прекрасного в действительности,
наслаждением им, эстетическим творчеством
человека. В социалистическом обществе
Эстетическое воспитание ведется в
интересах всего народа, строится
на единых научно-методологических основах.
В капиталистических странах
эстетические ценности в полной мере
являются достоянием элиты. Эстетические
потребности широких слоев народа
удовлетворяются главным образом
«массовой культурой», направленной
на подчинение сознания масс интересам
буржуазии. Коммунистические и рабочие
партии, демократические силы этих
стран ведут активную борьбу с
примитивизмом и антиэстетизмом
в «массовой культуре».
В системе коммунистического
воспитания, являясь ее составной
частью, Эстетическое воспитание
подчинено всестороннему развитию
личности. На основе марксистско-ленинской
эстетики, учения об искусстве
как форме проявления духовной
культуры человечества Эстетическое
воспитание утверждает в народе
эстетический идеал, понимание
прекрасного, развивает эстетический
вкус (см. Вкус эстетический), творческие
способности вносить прекрасное
в жизнь, строить ее, как отмечал
К. Маркс, «... также и по законам
красоты» (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94).
Прекрасное в жизни
— и средство и результат
Эстетическое воспитание Оно
концентрируется в искусстве,
художественной литературе, неразрывно
связано с природой, общественной
и трудовой деятельностью, бытом
людей, их взаимоотношениями.
Система Эстетическое воспитание
в целом использует все эстетические
явления действительности. Особое значение
при этом придается восприятию и пониманию
прекрасного в трудовой деятельности,
развитию у человека способности вносить
красоту в процесс и результаты труда.
Важнейшей частью Эстетическое
воспитание является художественное воспитание,
использующее в качестве воспитательного
воздействия средства искусства, формирующее
специальные способности и развивающее
дарования в определенных его видах —
изобразительном, музыкальном, вокальном,
хореографическом, театральном, декоративно-прикладном
и др.
В беседе с К.
Цеткин об искусстве в социалистическом
обществе В. И. Ленин подчеркивал,
что «оно должно уходить своими
глубочайшими корнями в самую
толщу широких трудящихся масс.
Оно должно быть понятно этим
массам и любимо ими» («О воспитании
и образовании», 1973, с. 624). С развитием
общества по пути к коммунизму
возрастает роль Эстетическое
воспитание в формировании духовной
культуры человека. В новой, социалистической
общественной среде, в которой
человеческий труд освобожден
от рабства и ликвидированы
антагонистические противоречия, все
более усиливается эстетическая
сторона жизни. Художественно-творческое
начало в социально однородной
среде становится могучим фактором
эстетического воздействия на
человека. Нравственно-эстетическое
глубоко проникает в труд, искусство,
литературу, градостроительство и
новый быт людей, в отношения
их друг к другу. В этих
условиях эстетического влияния
среды и планомерно организуемого
Эстетическое воспитание действуют
как единая система обогащения
духовной культуры человека. В
СССР, в условиях зрелого социалистического
общества, трудящиеся не только
получили широкий доступ к
эстетическим ценностям, но и
стали непосредственными их творцами.
Эстетическое воспитание ведется
планомерно, связано с идейно-нравственным
становлением личности, формированием
ее активных жизненных позиций.
КПСС направляет развитие всех видов
художественного творчества на участие
в общенародном деле строительства коммунизма.
Подготовка человека
к восприятию прекрасного в
искусстве, литературе, в жизни,
наслаждению им, правильная его
оценка — одна из важнейших
задач Эстетическое воспитание В
социалистическом обществе создаются
необходимые условия для ее решения, т.
к. здесь успешно идут процессы обогащения
искусства знанием жизни и дальнейшего
приобщения трудящихся к ценностям культуры.
«Государство, — записано
в ст. 27 Конституции СССР (1977), —
заботится об охране, преумножении
и широком использовании духовных
ценностей для нравственного
и эстетического воспитания советских
людей, повышения их культурного
уровня. В СССР всемерно поощряется
развитие профессионального искусства
и народного художественного
творчества». Эстетическое воспитание
народа активно содействует деятельность
союзов творческой интеллигенции
— писателей, художников, композиторов,
кинематографистов, а также домов
работников искусств, литераторов,
журналистов и других, оказывающих
постоянную помощь в развитии
народного творчества, организации
художественной самодеятельности
трудящихся, студентов и учащихся.
Этому же содействуют театральные
общества, хоровые общества, общества
охраны памятников истории и
культуры, охраны природы общества,
различные творческие клубы. Организационно-методическими
и творческими центрами художественной
самодеятельности являются дома
народного творчества (см. Дом народного
творчества), дома художественной
самодеятельности.
Эстетическое воспитание
в стране ведут многочисленные
культурно-просветительные учреждения
— дворцы и дома культуры (среди
них — дома культуры учащихся
профессионально-технических учебных
заведений), клубные учреждения, народные
университеты, библиотеки. Развитие
народного творчества, художественной
самодеятельности, формирование эстетического
вкуса читателей — важнейшая часть их
культурно-просветительной работы.
Эстетическое воспитание
народа осуществляют театры, концертные
объединения, музеи, картинные
галереи, выставки, кино. Массовыми
средствами Эстетическое воспитание
стали телевидение, радио, печать,
знакомящие с высокохудожественными
произведениями литературы и
искусства, а также с литературоведением
и искусствознанием. Литературная
и искусствоведческая критика
содействует углублению эстетических
понятий и восприятия прекрасного.
Задачам Эстетическое
воспитание служат также физическая
культура и спорт, направленные
на формирование эстетики движений,
красоты тела, готовности к труду
и обороне. Туризм предоставляет
широкие возможности ознакомления
с шедеврами искусства, памятниками
истории и культуры, расширяет
эстетическое восприятие природы,
героики труда и боевой славы
народа.
Профессиональная подготовка
творческих кадров для различных
областей искусства ведется в
специальных учебных заведениях
(см. Архитектурное образование,
Музыкальное образование, Театральное
образование, Художественное образование,
Искусств институты, Консерватория,
Кинематографии институт, Ленинградское
хореографическое училище академическое
им. А. Я. Вагановой, Московское
академическое хореографическое
училище). Клубные работники, библиотекари,
руководители художественной самодеятельности
готовятся институтами культуры
(см. Культуры институты, Культурно-просветительное
образование).
Эстетическое и художественное
воспитание в дошкольных учреждениях
осуществляется по единой программе.
В общеобразовательных школах, профессионально-технических
училищах и средних специальных учебных
заведениях Эстетическое воспитание является
частью учебно-воспитательного процесса,
ведется в связи с изучением всех учебных
предметов, особенно литературы, в общеобразовательных
школах также на уроках изобразительного
искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки
(1-й — 7-й классы), во вне учебное время,
входит в деятельность пионерской и комсомольской
организаций. Углубленному изучению художественной
литературы и искусства содействуют факультативные
курсы. Большую работу по развитию творческих
способностей и дарований в области литературы,
музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного,
декоративно-прикладного искусства и
другие ведут детские внешкольные учреждения.
Проблемы Эстетическое воспитание детей
разрабатываются научно-исследовательскими
педагогическими институтами АПН СССР
и министерств просвещения (народного
образования) союзных республик (см. Педагогические
институты научно-исследовательские).
В составе АПН СССР имеется специальный
Научно-исследовательский институт художественного
воспитания.
Термин «эстетика »
происходит от греческого слова asthetikos
- чувственный. Целью эстетического
воспитания является формирование разнообразных
эстетических отношений. Эстетическое
воспитание развивает чувства, способность
к переживаниям, оценкам, суждениям,
пониманию прекрасного и отделения
его от посредственного. К задачам эстетического
воспитание относится так же формирование
идеалов, вкусов, потребностей в красоте,
способность окружать себя красивыми,
эстетическими вещами, строить свою жизнь
соответственно эстетическим понятиям.
Эстетическое воспитание будит чувство
прекрасного и облагораживает личность,
оно неразрывно связано с нравственным
воспитанием. Б. М. Неменский писал, что
«суть эстетического воспитания состоит
в том, чтобы утверждать добро как прекрасное».
Впервые это понятие было введено немецким
теоретиком искусства А. Баумгартеном
в XVIII веке. Сущность же эстетики существовала
задолго до этого. С древних времен человек
стремился к красоте, находя ее в окружающих
предметах и видоизменяя окружающую среду
соответственно своим понятиям о красоте.
Эстетические отношения
формируются в процессе воспитательной
деятельности. Способность к эстетическому
восприятию мира доступна уже с раннего
детского возраста. Ее развитие и совершенствование
достигается посредством эмоций,
чувств, переживаний. Воспринимая различные
предметы искусства и, реагируя соответствующим
образом на их содержание, человек
развивает в себе стремление жить
по законам прекрасного. Средством
эстетического воспитания могут
выступать самые разные стороны
жизни: труд, природа, искусство и
т. д. от средств зависит и содержание
конкретных воспитательных этапов.
Природа является одним из
наиболее естественных и доступных
средств эстетического воспитания.
При любом удобном случае стоит
обращать внимание детей на гармоничное
сочетание природных линий и
красок, обсуждать особенности прекрасного
в зависимости от времени года,
погоды, находить свою прелесть в состоянии
осеннего леса или замерзшей речки,
усматривать прекрасное во всех природных
явлениях и не переставать удивляться
и восхищаться ими вместе с
воспитанниками. Хороший эффект имеет
организация творческой деятельности
с использованием природного материала:
поделки из шишек и желудей, гербарии,
аппликации из осенних листьев и
т. д. Развить любовь и уважение к
природе помогают экскурсии в
лес, организация кружков юных натуралистов,
обществ по защите окружающей среды.
Эстетическое воспитание
включает воспитание соответствующего
отношения к трудовой деятельности.
Видеть прекрасное в труде помогает
анализ и обсуждение результатов
труда, понимание цели конкретной трудовой
деятельности, видение прекрасного
в предполагаемом результате и как
результат, возникновение стремления
к созданию этого прекрасного.
Неисчерпаемым источником средств
эстетического развития является искусство.
Предметы искусства создают в
сознании человека образ прекрасного,
являются легкими и доступными для
восприятия, и тем самым привлекают
внимание человека. Посредством таких
источников происходит формирование художественного
вкуса, проявление художественной взыскательности,
способность чувствовать красоту
и гармонию подлинного произведения
искусства, ассоциировать элементы
художественной красоты с реальной
жизнью. Педагог должен помочь увидеть
и осмыслить художественное произведение,
понять его сущность, то, что хотел
выразить автор с помощью своего
произведения. Большой успех у
школьников имеют различные демонстрации
произведений изобразительного искусства
великих художников, которое должно
сопровождаться детальным разбором
смысла произведения и тех чувств,
которые оно вызывает у ребят.
Музыка окружает человека
в повседневной жизни довольно часто,
но важно, чтобы музыка эта была действительно
таковой. Классические произведения способны
вызвать глубокие переживания у
человека любого возраста, прислушиваясь
к ним, человек учится чутко реагировать,
различать, ассоциировать элементы
музыкального произведения с чувствами,
понимать настроение музыки.
В условиях школьной системы
эстетическое воспитание осуществляется
посредством уроков музыки и изобразительного
искусства, дающие детям возможность
самовыражения, попыткам создать нечто
красивое своими руками, развить ощущение,
видение и умение воплощать красоту
в своей деятельности.
Огромное влияние на эстетическую
сторону воспитания личности оказывает
художественная литература. Педагог
помогает выбрать подходящую книгу,
осмыслить и проанализировать прочитанное,
выделить наиболее важные и красивые
моменты, поступки героев, получить эстетическое
наслаждение от различных описаний,
встречающихся в произведении. Для
этого важно не только читать, но
и пересказывать или заучивать наизусть
отрывки прочитанного, что позволяет лучше
запомнить и точнее понять их смысл, чистоту,
красоту и особенности языка и родной
речи.
Поддержание порядка и
чистоты окружающей среды тоже является
частью эстетического воспитания. Организовывая
деятельность воспитанников по уборке
территории или помещения, важно
обращать их внимание на конечный результат
их работы, отмечать красоту и привлекательность
чистого и опрятного и выражать
негатив и брезгливость к неряшливости
и загрязненности. Беседуя на темы
чистоты и порядка, следует затрагивать
темы экологии, акцентируя внимание детей
на то, что земля - наш общий дом,
и мы должны заботиться о его состоянии,
поддержании в нем чистоты
и гармонии.