Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:25, реферат
Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Эстетическое воспитание ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.
Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
- формирование у детей
способности воспринимать, чувствовать,
правильно понимать и ценить
прекрасное в окружающей
- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
- вооружение учащихся
знаниями, а также привитие умений
и навыков в области доступных
детям видов искусств – музыки,
пения, рисования,
- развитие творческих
способностей детей, умений и
навыков чувствовать и
- развитие у детей понимания
красоты в человеческих
Эстетика рассматривает
не только сущность объективно - существующего
прекрасного в жизни, в искусстве.
Она изучает особенности и
способы субъективного
Особенности этого отражения носят конкретно - чувственных характер и составляют специфику эстетического сознания.
Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.
Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни.
Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным).
Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.
Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.
Актуальность и вечность проблемы.
Наше динамичное, переходно-кризисное
время характеризуется
Суть формируемого нового
подхода в том, что в понимании
развития и прогресса внимание, смысловые
акценты и направления
Цивилизация потребления, как форма развития с преобладанием количественных, а не качественных параметров оценок, развила и оформила множество искусственных, мнимых, фиктивных потребностей, следование которым способно превратить не только большие города, но всю планету в большую свалку отходов потребления.
Что касается истинных человеческих потребностей, то, в самых общих словах, это, прежде всего такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, общение, любовь, познание, творчество и т.п. Именно эти потребности по мере развития общества приобретают все более человеческие, т.е. облагороженные культурой формы своего выражения и всё более одухотворенные способы их удовлетворения. И оказывается, что человеку нужно не совсем то и совсем не столько, сколько его сегодня уговаривают и заставляют потреблять реклама, торговля, мода, но это не значит, что человек должен, уменьшая свои потребности, возвратиться в пещеру. Это значит, что он должен отказаться от ненужного, избыточного, ибо это, разоряя природу, отвлекает и самого человека от истинного его бытия, истинного человеческого предназначения, ввергая в непрестанную погоню за фикциями. Это значит, что он должен осознать свои истинные потребности, те, которые не разрушают и не затемняют его истинную природу, а соответствуют ей и способствуют ее проявлению и развитию; их наличие и удовлетворение не ставит человека в непримиримую оппозицию к природе планеты, а позволяет им стать сотрудниками в совместном коэволюционном движении.
Одной из истинных человеческих
потребностей является потребность
в красоте как естественное стремление
человека к гармонии, целостности, равновесию
и порядку. О том, что это именно
жизненная потребность
Такой же исходной и истинной является потребность человека в творчестве, самовыражении, утверждении себя в мире посредством внесения в него нового, созданного им. Именно творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира. Творчество — свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутренней потребности к творчеству, внутреннего побуждения, которое и выступает более действенным фактором, чей любое внешнее давление или принуждение.
Здесь обнаруживается, что многие из истинных потребностей человека либо имеют эстетическую природу, либо включают в себя необходимый эстетический компонент. Действительно, в плане возвращения человека к истинной своей природе, к истинному бытию, к осознанию действительных своих потребностей не последнее место принадлежит эстетической культуре и ведущим к ней (хотя и не обеспечивающим ее с необходимостью) эстетическому образованию и эстетическому воспитанию. Эстетическое отношение к миру всегда существовало как всеохватывающее, универсальное и сугубо человеческое поведение, а эстетическая оценка — самая целостная, как бы завершающая восприятие предмета в полноте его данности и связи с окружением.
Эстетическое воспитание и образование не только открывают душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в сфере науки, производства, экономики.
Задачи развития общества
выдвигают новые, возросшие требования
к человеку как главному элементу
производительных сил общества, означая
необходимость всестороннего
Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций — залог развития общества, залог здоровья человечества как биологического вида.
Насколько естественной и истинной является потребность человека в красоте, настолько же естественна и истинна его потребность в творчестве, творческом самовыражении, самореализации. Кроме того, только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.
Роль эстетического воспитания в формировании творческой позиции состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает — рационально и эмоционально — необходимость творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства. Действительно, современная жизнь с ее перегрузками, тип современного опыта приводят к снижению сенсорных способностей, что влияет на качество восприятия, его остроту и свежесть. Кроме того, ставшая продуктом предшествующего технического развития общества и характерная для многих сфер деятельности гипертрофия интеллекта, акцентуация рациональности приводят к потере многих чувствительно-эстетических способностей; с другой стороны, отмирание последних обедняет интеллект, делает его механистичным, одномерным, что неизбежно приводит к снижению творческого потенциала мышления. Истинное творчество не может быть порождено только сухим расчетом, автоматизмом рациональных операций. Для реализации творческих возможностей необходима живость мыслительных ассоциаций, нестандартность логических ходов, инициативность воображения, чего, как известно, лишены разумные электронно-вычислительные машины. Английский ученый Г.Осборн пишет, например, о том, что художественные впечатления повышают живость ума, интенсифицируют опыт, насыщая его глубиной личного понимания, ибо развивают и саму сферу чувств. Снижение эмоциональной составляющей интеллекта лишает его творческой, спонтанной активности.
Развитие творческого потенциала — это достижение более высокого уровня управления в отношениях человека с миром, поскольку пересоздавая и пополняя мир, человек задает определенный тип и содержание взаимодействия с миром. От способности к творчеству зависит богатство государства, и государство, в принципе, должно стремиться к тому, чтобы человек умел реализовать эвристическую игру своих жизненных сил.
Реальная же ситуация такова, что творческой позиции противостоит нетворческое, непродуктивное отношение, разнообразию индивидуальных позиций — массовость усредненного обывателя, инициативе, изобретательности — узость, неразвитость, поточность мышления. Человек, все более становящийся бытием не целостным, а функциональным (и в сфере общественного производства, и в сфере культурного выражения), начинает характеризоваться доминированием в его психике фрагментарного, неполноценного восприятия мира, инфантильного отношения к нему. Даже позиция старательного исполнителя становится все более недостаточной с точки зрения современных требований. В самом деле, пока техника, обезличивающая продукт, нетребовательна к содержанию личности, до тех пор вполне приемлем просто хороший исполнитель. В новых же условиях должна делаться ставка на творческую личность, обладающую неординарностью мышления, оригинальностью в принятии решений, самостоятельностью в суждениях и т.п.
Действительно, с точки
зрения социального процесса, функция
воспитания заключается в том, чтобы
подготовить человека к выполнению
той роли, которую ему предстоит
играть в обществе. И потому чтобы
ни общество не терпело ущерба, ни человек
не ощущал своей ненужности в обществе,
система воспитания стремится формировать
его характер таким образом, чтобы
он приближался к социально
Проблема творчества, его
природы и реализации — это
проблема эстетическая, но решается она
в конкретном социальном контексте
и в определенных экономических
условиях. Творческий человек —
решающая сила современного производства,
ибо в современном понимании
прогресса делается ставка на свободный
мозг, гибкое мышление, фантазию, интуицию.
Достичь этого помогают эстетические
впечатления, развивающие мозг, обеспечивающие
его устойчивость, полноту и гармоничность
его функционирования; способность
к эстетическим восприятиям и
переживаниям стимулирует свободу
и яркость ассоциаций, неординарность
видения и мышления. Потому не только
гуманистические установки, но и
прагматические, деловые соображения
заставят общество думать о создании
условий, стимулирующих максимальную
отдачу человека в творческой сфере.
Не только забота о красоте и гармонии,
но и соображения пользы, выгоды,
процветания заставляют считать
организацию системы