Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:25, реферат
Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Эстетическое воспитание ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание
гармонизирует и развивает все
духовные способности человека, необходимые
в различных областях творчества.
Оно тесно связано с
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
-эстетическое образование,
закладывающее теоретические и
ценностные основы
-художественное воспитание
в его образовательно-
-эстетическое самообразование
и самовоспитание, ориентированные
на самосовершенствование
-воспитание творческих потребностей и способностей.
Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Д.С. Лихачев в своей
книге "Теория эстетического воспитания
школьников" опирается на определение,
данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание
- целенаправленный процесс формирования
творчески активной личности ребенка,
способного воспринимать и оценивать
прекрасное, трагическое, комическое,
безобразное в жизни и
Центральным звеном эстетического
сознания является эстетический идеал.
"Эстетический идеал - представление
человека о совершенной красоте
явлений материального, духовно-интеллектуального,
нравственного и
Еще одна категория эстетического
воспитания - сложное социально-
Вся система эстетического
воспитания нацелена на общее развитие
ребенка, как в эстетическом плане,
так и в духовном, нравственном
и интеллектуальном. Это достигается
путем решения следующих задач:
овладения ребенком знаниями художественно-эстетической
культуры, развития способности к
художественно-эстетическому
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них
Д.Н.Джола,Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Д.С.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
Список используемой литературы
.: Маркс К. и Энгельс
Ф., Об искусстве. (Сборник, 3 изд.), т.
1—2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе
и искусстве. [Сборник], 5 изд., М., 1976;
КПСС о формировании нового
человека. Сб. документов и материалов
(1965—1976), М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским
курсом. Речи и статьи, т. 4, М., 1974,
с. 287—97, т. 5, М., 1976, с. 519—48; Крупская
Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8,
М., 1959—60; ее же. Об искусстве и
литературе. Статьи, письма, высказывания,
Л.—М., 1963; Луначарский А. В., Собр.
соч. Литературоведение.