Коррекционная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Эстетическое воспитание ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов  маленького человека, с первых его  слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности. Это  специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все  духовные способности человека, необходимые  в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота  выступает своеобразным регулятором  человеческих взаимоотношений. Благодаря  красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства  — все это лишь необходимое  условие для достижения главной  цели эстетического воспитания —  формирования целостной личности, творчески  развитой индивидуальности, действующей  по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся  практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные  компоненты эстетического воспитания:

-эстетическое образование,  закладывающее теоретические и  ценностные основы эстетической  культуры личности;

-художественное воспитание  в его образовательно-теоретическом  и художественно-практическом выражении,  формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

-эстетическое самообразование  и самовоспитание, ориентированные  на самосовершенствование личности;

-воспитание творческих  потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов  и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного  развития личности. Чем раньше человек  попадает в сферу целенаправленного  эстетического воздействия, тем  больше оснований надеяться на его  результативность. С самого раннего  возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра —  первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения  и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного  возраста элементарное эстетическое отношение  к действительности и к искусству.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического  воспитания. Для того чтобы эта  система воздействовала на ребенка  наиболее эффективно и достигала  поставленной цели, Б.М.Неменский выделил  следующую ее особенность: "Система  эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Взрослые и дети постоянно  сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного  труда, общения с искусством и  природой, в быту, в межличностном  общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует  трудовую активность, делает приятными  встречи с людьми. Безобразное  отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Д.С. Лихачев в своей  книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать  прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Центральным звеном эстетического  сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал - представление  человека о совершенной красоте  явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного  мира". То есть, это представление  о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или  иного искусства больше всего  нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного  или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина  этого в недостатке жизненного опыта  ребенка, недостаточными знаниями в  области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Еще одна категория эстетического  воспитания - сложное социально-психологическое  образование - эстетический вкус. А.К. Дремов дает следующее определение: "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа  чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства  явлений природы, общественной жизни  и искусства". Эстетический вкус формируется у человека в течение  многих лет, в период становления  личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует  воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой  будущего вкуса человека. В школе  ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности  акцентировать внимание учащегося  на эстетических качествах явлений  жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается  комплекс представлений, характеризующих  его личные предпочтения, симпатии.

Вся система эстетического  воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается  путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к  художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических  качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями  эстетического воспитания.

 

В наше время проблема эстетического  воспитания, развития личности, формирования эстетической культуры одна из важнейших  задач, стоящих перед школой. Указанная  проблема разработана достаточно полно  в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди  них

Д.Н.Джола,Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Д.С.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

.: Маркс К. и Энгельс  Ф., Об искусстве. (Сборник, 3 изд.), т. 1—2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе  и искусстве. [Сборник], 5 изд., М., 1976; КПСС о формировании нового  человека. Сб. документов и материалов (1965—1976), М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским  курсом. Речи и статьи, т. 4, М., 1974, с. 287—97, т. 5, М., 1976, с. 519—48; Крупская  Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959—60; ее же. Об искусстве и  литературе. Статьи, письма, высказывания, Л.—М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч. Литературоведение. Критика.  Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; его же, О  воспитании и образовании. (Избр. соч.), М., 1976; Макаренко А. С., Соч., (2 изд.), т. 4—5, М., 1957—58; Программа воспитания в детском саду, 8 изд., М., 1978; Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972; Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974; Основы эстетического воспитания, (под ред. Г. Л. Абрамовича и др.), М., 1975.  Б. Т. Лихачев.


Информация о работе Коррекционная педагогика