Коррекционная работа с детьми с двигательной паталогией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение возможности коррекции двигательных нарушений у младших школьников при различных формах ДЦП; на основе наблюдений наметить пути коррекционной работы, оказывающей положительное влияние на общее физическое развитие.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 99.46 Кб (Скачать файл)

                            Введение

      Актуальность избранной  темы объясняется тем, что физическое  воспитание

является  важной  частью  общей  системы  воспитания,   обучения   детей   с

церебральным параличом.

      Данной  работе  предшествовал  ряд   экспериментальных   исследований,

направленных на изучение физических  особенностей  детей  с  ДЦП.  Изучением

этих детей занималась К.А. Семенова, Е.М.  Мастюкова,  Н.М.  Махмудова.  Эти

ученые выявили,  что  при  своевременном  лечении  и  физическом  воспитании

учащиеся обнаруживают тенденцию  к улучшению двигательных навыков.

      Цель  данной  работы  изучение  возможности   коррекции   двигательных

нарушений  у  младших  школьников  при  различных  формах  ДЦП;  на   основе

наблюдений наметить пути  коррекционной  работы,  оказывающей  положительное

влияние на общее физическое развитие.

      Объект  состояния   двигательной  сферы  у  детей   младшего   школьного

возраста с ДЦП.

      Предметом исследования  является коррекция  двигательных  нарушений  на

уроках физкультуры и ЛФК.

      Задача: 1. изучение  форм двигательных нарушений  у  младших  школьников

при ДЦП;

                     2.  разработать  систему   коррекционных   мероприятий,

направленную  на  ослабление  недостатков   двигательной   сферы   детей   с

различными формами ДЦП;

                3. показать практическую значимость  коррекционных физических

упражнений для улучшения двигательных навыков у детей с ДЦП.

 

 

 

Глава I.Категория детей с двигательной паталогией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Причина и характер  двигательной патологии у детей

Детская инвалидность в связи  с нарушениями опорно-двигательной системы может наступить в  результате следующих причин: 
— наследственные аномалии (например, плоскостопие) и травмы опорно-двигательной системы при рождении, в детском возрасте, болезни костной системы (например, остеомиелит — воспаление костного мозга); 
— заболевания центральной нервной системы на уровне спинного мозга: радикулит (воспаление спинномозговых нервов), полиомиелит (детский паралич, вызванный вирусной инфекцией), рассеянный склероз; 
— травмы спинного мозга, искривления позвоночника (сколиоз); 
— заболевания центральной нервной системы на уровне головного мозга: детский церебральный паралич, рассеянный склероз; 
— травмы головного мозга;

 
— нарушение обменных процессов (рахит); 
— болезни мышечной системы: миопатия, миастения, атрофии; 
— болезни суставов: артриты (воспаления), артрозы (зарастание соединительной тканью), болезнь Бехтерева (спондилоартрит — воспаление межпозвоночных суставов); 
— болезни сосудов (облитерирующий эндартериит). 
Вследствие широкой распространенности и множественности осложнений наиболее изучен детский церебральный Паралич 
(ДЦП), заболевание, которое может служить и общей моделью дизонтогении на почве нарушений со стороны опорно-двигательной системы. 
Детский церебральный паралич - врожденное или приобретенное в младенчестве и детстве заболевание вследствие инфекций, интоксикации, гипоксии, кровоизлияния, повреждающих белое вещество коры головного мозга и подкорковые структуры, главным образом ретикулярно-лимбическую систему. Характеризуется, прежде всего, парезами и параличами, нарушенным тонусом мышц (гипер- или гипотонус) и гиперкинезами конечностей. Нередки дизартрия, тугоухость, вегетодистонии, психоорганический синдром (задержки умственного развития, повышенная эффективность, инертность нервно-психических процессов). Вследствие физического и психического дизонтогенеза появляются неврозоподобные и психопатоподобные расстройства. 
Начальная стадия ДЦП продолжается первые три года, далее наступает поздняя резидуальная стадия болезни. ДЦП как состояние двигательнбиГсистемы с не прогрессирующим течением, которое в то же время изменяется по клинической симптоматике (особенно неврологической и психиатрической) по мере развития ребенка. 
ДЦП является самым распространенным и прогрессирующим по росту числа больных заболеванием в клинике детских нервных болезней. Оценки частоты заболевания значительно разнятся, главным образом вследствие различных методов исследования случаев заболевания, изменяющихся демографических тенденций и социальных условий. Согласно исследованиям, проведенным в некоторых развитых странах, частота, заболевания ДЦП составляет приблизительно 2 случая на 1000 живорожденных детей. В развивающихся странах оценочные коэффициенты частоты заболевания варьируют от 2,5 до 5 на 1000. В России ежегодно рождается свыше 4,5 тысяч детей с ДЦП. 
С медицинской точки зрения это состояние обычно определяется преимущественно как неврологическое - как устойчивого характера различного рода нарушения движения. Основная медицинская проблема ДЦП - поражение двигательного аппарата: параличи, парезы, дизартрии, спастические и гиперкинетические состояния мышц, тремор, расстройства координации. 
Еще одним аспектом рассмотрения медицинской проблемы ДЦП являются сопутствующие этой патологии соматические заболевания. Основной механизм такого развития ДЦП - психосоматический (Н.А. Государев). Выделяются основные системы, требующие в этой связи первоочередного внимания (Семенова К.А., 1997; Зелинская Д.И., 1996; Тактаров ВТ., 1997; Перепонов Ю.П., 2000): иммуннокомпетентная, сердечно-сосудистая, моче-поло-вая, бронхолегочная, система пищеварения. 
Косвенно о сопутствующих ДЦП соматических заболеваниях можно судить по информации о причинах смерти. Респираторные заболевания (42,1%) и сердечные заболевания (38,0%) являлись лидирующими причинами смерти. Большая часть смертей приходится на возраст 30 лет и позже. 
ДЦП подразделяют на несколько форм. Согласно применяемой в нашей стране классификации К.А. Семеновой выделяются пять форм церебрального паралича. В основу этой классификации положена специфика клинической картины, которая в значительной мере обусловлена разным характером поражения мозга. 
Спастическая диплегия. При спастической диплегии (болезнь Литтля), являющейся самой распространенной формой церебрального паралича, у больных отмечается высокий (спастический) тонус мышц сгибателей конечностей, тетрапареа (парезы обеих рук и ног), при котором руки страдают меньше, чем ноги. 
Гимипаретическая форма — парезы одной стороны тела (поражение тяжелей в верхних конечностях). 
При гиперкинетической форме гиперкинезы могут сочетаться с парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств. 
Атонически-астатическая форма. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония), трудностью формирования верти-кальцой позы (астазия), нарушениями равновесия и координации движений (атаксия), динамическим тремором, который усиливается по мере развития двигательного акта. В половине случаев сопровождается олигофренией. 
Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма ДЦП. Дети не ходят, не стоят, не сидят, не держат голову. Сочетается с олигофренией. 
Все формы ДЦП так или иначе уродуют внешний вид больных. И хотя в силу резидуального течения заболевания параличи со временем могут переходить в парезы, негативные последствия социального развития личности продолжает во многом определять фактор двигательных расстройств (обусловленные двигательной недостаточностью задержки формирования навыков самообслуживания, речи и письма, ограничения в общении).

Или вот это 

  ДЦП  (детский  церебральный  паралич)  –  заболевание,  возникающее   в

результате поражения мозга, перенесенного в перинатальный период.

      Двигательные  расстройства  проявляются  в   недостатке  или  отсутствии

контроля со стороны нервной  системы за функциями мышц.

      Факторами  предрасполагающими  к появлению   церебрального   паралича

являются  ранние,  обычно  внутриутробные   повреждения   или   недоразвитие

головного мозга. Причиной могут  послужить различные хронические  заболевания

матери,  перенесенные  ею  инфекционные  и  вирусные   инфекции   во   время

беременности, интоксикация, несовместимость крови матери и  плода по резус –

фактору, ушибы во время  беременности.  Так  же  большое  влияние  оказывает

недоношенность или переношенность плода. В отдельных случаях причиной  ДЦП

может быть акушерский травматизм, затяжные роды с обвитием  пуповины  вокруг

шеи плода,  что  ведет  к  гипоксии  плода. 

      Асфиксии  могут возникнуть у доношенных.  Иногда  церебральный  паралич

возникает  после  рождения  в  возрасте  до  года  в  результате   различных

инфекций, осложняющихся  энцефалитами, после тяжелых травм  головного  мозга.

Уже  первые  авторы,  давшие  классическое  описание  клиники  церебрального

паралича указывали на роль неблагоприятной наследственности в  их  развитии.

Сюда  относятся:  психическая  отягощенность   родителей,   их   алкоголизм,

различные тяжелые  заболевания  нервной  системы,  голодание  (Фрейд,  1983,

Маргулис и другие).

      Немаловажную  роль в развитии  заболевания   играет  возраст  матери,  а

также фактор первобеременности – статистика  показывает,  что церебральными

параличами чаще заболевают первенцы и дети, родившиеся от матери  моложе  20

– 23 л. и старше 30 лет (С.А. Аскушина, В.И. Константинов).

      ДЦП – не  наследственное  заболевание  (К.А.  Семенова,  1968г.,  Р.Н.

Гершман, 1978 г.) однако,  следует помнить,  что при ряде  наследственных

заболеваний может иметь  место синдром ДЦП  (Л.Т. Журба, М.Н. Тимошина,  1978

г.).

 

1.2

Психолого-педагогическая  характеристика  детей с ДЦП

 

 

             Детский церебральный паралич  — это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.           

 Вильям Литтль представил данные о том, что 75% таких поражений являются следствием кровоизлияния в головной мозг во время родовых травм. В связи с этим долгое время считалось, что основной причиной детского  церебрального паралича являются родовые травмы. Однако уже Литтль отмечал, что такие дети часто рождаются недоношенными, в асфиксии и с неблагоприятным протеканием внутриутробного периода развития.           

 В дальнейшем было  установлено, что преобладающими  факторами в этиологии церебрального паралича являются разнообразные отклонения внутриутробного развития плода, вследствие которых плод не имеет достаточной зрелости к моменту рождения. Именно это обстоятельство нередко приводит к родовой травме, а родовая травма, в свою очередь, усугубляет состояние ребенка. Но это далеко не единственный сценарий развития болезни. К сожалению, и после благополучного внутриутробного развития уже во время родов и в раннем постнатальном периоде плод может быть подвержен травме, асфиксии, гемолитической болезни и др. неблагоприятным факторам, приводящим к поражению головного мозга [1].           

 Исследованию этиологии  детского  церебрального паралича придается большое значение в медицине, но полной информации сегодня наука не имеет. Известно, что медицинские заключения о причине рождения больного ребенка часто носят лишь характер предположений.            

 Симптоматика детского   церебрального паралича видоизменяется по мере роста и развития ребенка.        

 К. А. Семенова выделяет  в течение детского  церебрального паралича три последовательно сменяющих друг друга стадии: раннюю, хронически-резидуальную и позднюю резидуальную [9, С. 81].           

 Ранняя стадия обычно  продолжается 2—4 месяца. На этой  стадии обнаруживается рефлекторная  патология. Врожденные двигательные  рефлексы появляются с опозданием  и вовремя не редуцируются, а  сохраняются и препятствуют развитию  произвольной моторики. Развитие моторных функций задерживается и искажается, а так как первичные сенсорные реакции тесно сопряжены с моторными, то задерживается развитие слухового и зрительного восприятия. Ребенок слабо вычленяет компоненты в окружающей среде, и это влияет на проявление эмоциональных реакций — долго не формируется «комплекс оживления». Для педагогов и родителей на этой стадии крайне важно проявлять терпение и настойчивость в попытках установить контакт с малышом, сформировать у него слуховые и зрительные реакции.           

 Хронически-резидуальная стадия может длиться от нескольких месяцев до 3—4 лет. На этой стадии начинается развитие произвольной моторики, которое протекает в сложных условиях. Нередуцированные тонические рефлексы приобретают патологический характер и, по сути, вплетаются в формирующиеся двигательные стереотипы. Это проявляется, прежде всего, в неправильных позах сидения и стояния, а также в специфической походке. Но особые проблемы возникают в развитии ручной моторики, в связи с чем ребенок плохо овладевает навыками самообслуживания.            

 Поздняя резидуальная стадия характеризуется относительной стабилизацией патологического двигательного стереотипа. Эту стадию можно характеризовать не как болезнь, но как патологическое состояние. Решающая роль в развитии ребенка на этой стадии отводится педагогическим мероприятиям.           

 Прогноз развития ребенка  зависит от объема и характера  поражения центральной нервной системы, а также от объема и характера медико-психолого-педагогической помощи. Большое значение имеет оказание специальной помощи в раннем возрасте. Практика показала, что в раннем и дошкольном возрасте можно достичь большей эффективности абилитационных воздействий.           

 На основе анализа  существующих классификаций и  собственного опыта работы К.А.Семенова предложила свой вариант рабочей классификации, которая в настоящее время широко используется в медицинской науке и практике нашей страны.           

 В соответствии с  этой классификацией выделяется 5 форм детского  церебрального паралича:

1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля). Возникает при двусторонних поражениях центральных двигательных невронов в центральных отделах (от двигательных зон коры больших полушарий до ствола головного мозга). Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены значительно меньше, чем ноги. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.           

2. Гемипаретическая форма. Вызывается односторонним поражением пирамидного пути в области мозгового ствола или в области верхних шейных сегментов спинного мозга. Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз также, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.            

3. Гиперкинетическая форма. При поражении стриарного отдела экстрапирамидной системы отмечается гиперкинетически-гипотонический симптомокомплекс. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы.           

 Гиперкинезы — насильственные  движения, обычно выявляются в 4—6 месячном возрасте. Они возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях.            

4. Атонически-астатическая форма. Возникает при поражении мозжечка. Характеризуется атаксией — нарушением равновесия и гииерметрией — чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Обычно поражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.           

5. Двойная гемиплегия. Возникает  при обширных поражениях головного  мозга. Тетраиарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги. Преобладает ригидность. Прогноз наименее благоприятный по сравнению с другими формами [9,C. 59].           

 Дети с одинаковыми  клиническими формами детского   церебрального паралича могут иметь существенные различия в степени выраженности двигательных расстройств. Учет этого обстоятельства имеет существенное значение не только в выборе методов абилитации, но и в определении ее стратегии.           

 При слабо выраженных  расстройствах предпринимаются  попытки коррекции, т.е. исправления отклонений в развитии. Когда двигательные расстройства выражены значительно, требуется стратегия компенсации, чтобы обеспечить максимальное развитие сохранных и доступных для коррекции звеньев психики ребенка.        

 Необходимо знать,  что большинство детей с детским   церебральным параличом имеют сопутствующие симптомы и синдромы. Наиболее часто встречаются:            

 Вегетативно-обменные  расстройства. Дети легко краснеют  или бледнеют. Может наблюдаться  повышенная потливость или чрезмерная  сухость кожи. Нарушения терморегуляции  проявляются в том, что ребенок часто зябнет или перегревается. В связи с этим нужно внимательно относиться к состоянию ребенка и не принимать его жалобы за капризы.           

 Судорожный эпилептический  синдром. Персоналу, работающему с детьми с детским  церебральным параличом, необходимо иметь сведения о наличии у них судорожной готовности и действиях, которые необходимо предпринять при возникновении судорог: повернуть ребенка на бок, аккуратно перенести в постель, вызвать «скорую помощь» [2].           

 Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием, но на ранних этапах развития клиническая картина меняется в силу влияния рефлекторной патологии на формирующуюся двигательную и психическую сферы ребенка.

Диагноз детский церебральный паралич объединяет пять клинических  форм этого заболевания. Кроме того, могут наблюдаться и смешанные  формы. Дети с разными формами  имеют не только разную неврологическую симптоматику, но и разные психологические особенности. 

Любая клиническая форма  детского церебрального паралича может  быть выражена в разной степени. Исключение составляет двойная гемиплегия, при  которой всегда наблюдаются тяжелые  расстройства. 

Клиническая картина детского церебрального  паралича будет неполной без учета сопутствующих симптомов и синдромов.         

 К.А.Семенова выделяет 6 уровней развития моторики [91,С. 50].           

1. Отсутствие врожденных  двигательных рефлексов или их  глубокая задержка при наличии  или патологической активности  тонических рефлексов. Рефлексы  позы (поднимание головы) и произвольная  моторика не сформированы.           

2. Наличие некоторых основных  врожденных двигательных рефлексов.  Тонические рефлексы ребенок  начинает преодолевать. С поддержкой или без нее ребенок начинает сидеть и сохраняет приданную ему позу сидя.           

Информация о работе Коррекционная работа с детьми с двигательной паталогией