Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Цель данной работы изучение возможности коррекции двигательных нарушений у младших школьников при различных формах ДЦП; на основе наблюдений наметить пути коррекционной работы, оказывающей положительное влияние на общее физическое развитие.
3. Наблюдаются остаточные тонические рефлексы. Появляется ручная умелость. Ребенок удерживает приданную ему позу сидя и стоя. Шаговые движения неправильные. В суставах нижних конечностей — туго подвижность.
4. Ребенок ходит с поддержкой
или самостоятельно при
5. Ребенок ходит самостоятельно или с палочкой при умерен-, но выраженных контрактурах или без таковых. Может рисовать и писать без патологических установок в руках, но движения неловки, замедлены.
6. Ребенок ходит самостоятельно
без поддержки. Походка
Детский церебральный
паралич — не только
Структура дефекта
при детском церебральном
Хронологическое созревание
психической деятельности
Аномалии развития
психики при детском
Структура интеллектуального
дефекта при детском
1. Неравномерно сниженный
запас сведений и
При детском церебральном параличе отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Ощупывание, манипулирование
с предметами, т.е. действенное
познание, при детском церебральном
параличе существенно нарушены.
Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при детском церебральном параличе. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.
3. Выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность [4, C. 40].
По состоянию интеллекта
дети с церебральным параличом
представляют крайне
Задержка психического
развития у дошкольников с
детским церебральным
Наименее сформированными у дошкольников являются пространственные и временные представления, конструктивный праксис, тактильное восприятие. О многих предметах и явлениях дети не могут рассказать не в силу речевых затруднений, а потому что не имеют достаточных представлений и практического опыта.
Пространственные нарушения нередко затрудняют формирование математических представлений", дети испытывают трудности в написании цифр, в расположении групп предметов рядами и т.д.
Игра у детей с тяжелыми двигательными нарушениями также формируется медленно, ее спонтанное развитие затруднено множественными психофизичскими нарушениями. Они не могут принимать участие в играх с другими детьми, а только пассивно наблюдают за работой детей с лучшим двигательным развитием.
Для детей с церебральным
параличом характерны
Нарушения поведения
могут проявляться в виде
Речевые нарушения в сочетании с двигательными расстройствами оказывают отрицательное влияние и па формирование личности дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. По особенностям личностного развития этих дошкольников можно условно разделить на три группы. У некоторых детей личность характеризуется незрелостью, инфантильными проявлениями, у других на первый план выступает переживание двигательного дефекта, стремление ограничить контакты с окружающими, третья группа характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, истощаемостью, неуверенностью в себе.
Личностная незрелость
проявляется в наивности
Для детей с нарушениями
функций опорно-двигательного
Таким образом, у детей с проявлениями детского церебрального паралича наблюдаются множественные нарушения, характеризующиеся сочетанием недостатков двигательного, речевого, интеллектуального и личностного развития. Выраженность этих нарушений существенно затрудняет социальную адаптацию дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями и обуславливает необходимость проведения комплексной психолого-педагогической работы по преодолению и коррекции имеющихся у них нарушений.
Глава II. Организация и содержание коррекционной работы с детьми с двигательной работы с детьми с двигательной патологией.
Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент.
В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек.
Для экспериментальной группы мы предложили систему заданий, направленную на развитие и коррекцию изобразительной деятельности.
В ходе формирующего эксперимента мы предложили ряд упражнений, взятых из методики обучения рисованию детей с ДЦП Г.В. Кузнецовой, которые могут быть включены в занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с органическими поражениями ЦНС или, в наиболее тяжелых случаях, представлять собой систему занятий для формирования графических навыков у детей с нарушением двигательных функций.
Эта система состоит не только из заданий, направленных на непосредственное воздействие на характер изображения, но и включает в себя задания, направленные на развитие двигательной активности, точности направленных (произвольных) движений, глазомера, пространственного ориентирования, изучение схемы собственного тела.
Занятия проводились
в течение 3 месяцев. Занятия осуществлялись
групповым методом. Наполняемость
групп – 5-7 человек. Продолжительность
одного занятия от 15 до 25 минут. В
ходе занятия обязательно
Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).
Для поддержания у детей
постоянного интереса к изобразительной
деятельности и формирования полноценных
графических образов следует
применять разнообразные методы
и приемы обучения: (предварительное
наблюдение за намеченными для
изображения предметами и явлениями
окружающего мира, обыгрывание
предметов, лепка, анализ предмета
с помощью осязательно-
Информация о работе Коррекционная работа с детьми с двигательной паталогией