Коррекционная работа с детьми с двигательной паталогией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение возможности коррекции двигательных нарушений у младших школьников при различных формах ДЦП; на основе наблюдений наметить пути коррекционной работы, оказывающей положительное влияние на общее физическое развитие.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 99.46 Кб (Скачать файл)

3. Наблюдаются остаточные  тонические рефлексы. Появляется ручная умелость. Ребенок удерживает приданную ему позу сидя и стоя. Шаговые движения неправильные. В суставах нижних конечностей — туго подвижность.           

4. Ребенок ходит с поддержкой  или самостоятельно при патологической установке нижних конечностей. Наблюдаются контрактуры и деформации. Ручная умелость неполноценна.           

5. Ребенок ходит самостоятельно  или с палочкой при умерен-, но выраженных контрактурах или без таковых. Может рисовать и писать без патологических установок в руках, но движения неловки, замедлены.           

6. Ребенок ходит самостоятельно  без поддержки. Походка нормальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту.           

 Детский церебральный  паралич — не только психомоторное,  но и рефлекторное нарушение. Поэтому перспективно комплексное лечение детей на ранних этапах развития. Это касается и речи. На предлингвистическом этапе многие авторы рекомендуют начинать логотерапевтическое лечение с нормализации функций мышц, которые принимают участие не только в процессе речи и артикуляции, но и в дыхании, сосании, жевании, глотании            

 Структура дефекта  при детском церебральном параличе  включает в себя специфические  отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.        

 Хронологическое созревание  психической деятельности детей  с церебральными параличами резко  задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений: например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления детского церебрального паралича - с тяжелым недоразвитием психических функций. Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения [2-6].        

 Аномалии развития  психики при детском церебральном  параличе включают нарушения  формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.         

 Структура интеллектуального  дефекта при детском церебральном  параличе характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный  запас сведений и представлений  об окружающем. Это обусловлено  несколькими причинами: а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций.         

 При детском церебральном  параличе отмечается нарушение  координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.         

 Ощупывание, манипулирование  с предметами, т.е. действенное  познание, при детском церебральном  параличе существенно нарушены.        

 Дети с церебральным  параличом не знают многих  явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

2. Неравномерный, дисгармоничный  характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при детском церебральном параличе. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются преимущественно  наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

3. Выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность [4, C. 40].        

 По состоянию интеллекта  дети с церебральным параличом  представляют крайне разнородную  группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).        

 Задержка психического  развития у дошкольников с  детским церебральным параличом  обусловлена недостаточностью двигательного и речевого развития, а также нарушением формирования ряда высших корковых функций, В этом случае психические и интеллектуальные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту — двигательным нарушениям. Задержка психического развития при детском церебральном параличе характеризуется нарушением мыслительной деятельности в сочетании с неравномерным развитием психических функций в целом; нарушением внимания, целенаправленности, работоспособности; склонностью к побочным ассоциациям, инертностью, эмоциональной лабильностью.        

 Наименее сформированными  у дошкольников являются пространственные и временные представления, конструктивный праксис, тактильное восприятие. О многих предметах и явлениях дети не могут рассказать не в силу речевых затруднений, а потому что не имеют достаточных представлений и практического опыта.        

 Пространственные нарушения  нередко затрудняют формирование математических представлений", дети испытывают трудности в написании цифр, в расположении групп предметов рядами и т.д.        

 Игра у детей с  тяжелыми двигательными нарушениями также формируется медленно, ее спонтанное развитие затруднено множественными психофизичскими нарушениями. Они не могут принимать участие в играх с другими детьми, а только пассивно наблюдают за работой  детей с лучшим двигательным развитием.        

 Для детей с церебральным  параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория) [5,C. 32].        

 Нарушения поведения  могут проявляться в виде двигательной  расторможенности, агрессии, реакции  протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать  состояние полного безразличия,  равнодушия, безучастности.        

 Речевые нарушения  в сочетании с двигательными расстройствами оказывают отрицательное влияние и па формирование личности дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. По особенностям личностного развития этих дошкольников можно условно разделить на три группы. У некоторых детей личность характеризуется незрелостью, инфантильными проявлениями, у других на первый план выступает переживание двигательного дефекта, стремление ограничить контакты с окружающими, третья группа характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, истощаемостью, неуверенностью в себе.         

 Личностная незрелость  проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых  и практических вопросах. У детей  и подростков легко формируются  иждивенческие установки, неспособность  и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.           

 Для детей с нарушениями  функций опорно-двигательного аппарата  характерны некоторые особенности  в формировании личности: пониженный  фон настроения, тенденция к ограничению  социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Это связано с двумя причинами: во-первых, с ранним осознанием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а во-вторых — с неправильным воспитанием, часто встречающимся в семьях, где растут дети с двигательными нарушениями. Особенностью этого воспитания является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребенка.

Таким образом, у детей  с проявлениями детского церебрального паралича наблюдаются множественные нарушения, характеризующиеся сочетанием недостатков двигательного, речевого, интеллектуального и личностного развития. Выраженность этих нарушений существенно затрудняет социальную адаптацию дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями и обуславливает необходимость проведения комплексной психолого-педагогической работы по преодолению и коррекции имеющихся у них нарушений.

Глава II. Организация и содержание коррекционной работы с детьми с двигательной работы с детьми с двигательной патологией.

 

Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент.

В нем участвовали  дети экспериментальной группы - 20 человек.

Для экспериментальной  группы мы предложили систему заданий, направленную на развитие и коррекцию изобразительной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента мы предложили ряд упражнений, взятых из методики обучения  рисованию детей с ДЦП  Г.В. Кузнецовой, которые могут быть включены в занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с органическими поражениями ЦНС или, в наиболее тяжелых случаях, представлять собой систему занятий для формирования графических навыков у детей с нарушением двигательных функций.

Эта система состоит  не только из заданий, направленных на непосредственное воздействие на характер изображения, но и включает в себя задания, направленные на развитие двигательной активности, точности направленных (произвольных) движений, глазомера, пространственного ориентирования, изучение схемы собственного тела.

Занятия проводились  в течение 3 месяцев. Занятия осуществлялись групповым методом. Наполняемость  групп – 5-7 человек. Продолжительность  одного занятия от 15 до 25 минут. В  ходе занятия обязательно проводились  физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию  внимания. В некоторых случаях  работа проводилась индивидуально. Во время занятия обязательно  соблюдались ортопедические условия (правильная посадка, использование  ортопедического оборудования, фиксации листа и т.д.).

 

Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный  этап.

 

Цель этого  этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необходимо  обогатить запас знаний об окружающем,  воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе  во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти,  познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание  плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей  постоянного интереса к изобразительной  деятельности  и формирования полноценных  графических  образов следует  применять разнообразные  методы и приемы обучения: (предварительное  наблюдение за  намеченными для  изображения предметами и явлениями  окружающего мира,  обыгрывание  предметов, лепка, анализ  предмета с помощью осязательно-двигательного  способа обследования, обведение  контура по трафарету и  по шаблону, выкладывание изображений из отдельных  элементов, словесное описание предмета…)

Информация о работе Коррекционная работа с детьми с двигательной паталогией