Коррекционно развивающая работа с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число детей в детских садах, имеющих отклонения в развитии, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития..…...5
I .1. Понятие «задержки психического развития»………………………….....5
I.2. Классификация типов задержки психического развития……………...…7
I.3. Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР……………….14
I.4. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития………………………………………………….....18
Глава II. Особенности коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками, имеющими ЗПР………………………..……….….…….24
II.1. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими задержку психического развития………………………..…24
II.2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с
дошкольниками с задержкой психического развития…………….….....29
II.3. Направления коррекционной работы …………………………………………………..31
II.4. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с
задержкой психического развития………………………………….…….33
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

корр-развив работа с дошк с ЗПР.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ  ПЕДАГОГИКИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОРРЕКЦИОННО  – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

Выполнила: студентка III курса психолого-педагогического факультета по специальности ”Олигофренопедагогика” с доп. специальностью “Специальная психология” 532 гp. Самойлова Е. М.

 

Научный руководитель: кандидат психологических наук, заведующая  кафедрой коррекционной педагогики 

Каштанова Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2012 ГОД

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Особенности психического развития детей

дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития..…...5

I .1. Понятие «задержки психического развития»………………………….....5

I.2. Классификация типов задержки психического развития……………...…7

I.3. Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР……………….14

I.4. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой

психического развития………………………………………………….....18

Глава II. Особенности коррекционно-развивающей работы

с дошкольниками, имеющими ЗПР………………………..……….….…….24

II.1. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,

имеющими задержку психического развития………………………..…24

II.2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с

дошкольниками с задержкой  психического развития…………….….....29

II.3. Направления коррекционной работы …………………………………………………..31

II.4. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с

задержкой психического развития………………………………….…….33

Заключение…………………………………………………………………...…42

Список литературы…………………………………………………………….43

Приложение……………………………………………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики.

Следует отметить, что  увеличение числа таких детей  отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной  из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число детей в детских садах, имеющих отклонения в развитии, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.

Комплексное изучение детей  с задержкой психического развития, как специфической аномалии детского развития, развернулось в советской дефектологии в 60-е годы. Первые обобщения клинических данных о данной категории детей и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

В последние десятилетия  изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает все более  широкие масштабы в нашей стране и за рубежом (В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Н. А. Цыпина, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ф. Марковская и др.).

Актуальность этой проблемы обусловлена в первую очередь  вопросами, возникающими при обучении этих детей. Классификация задержек психического развития, предложенная М. С. Певзнер и К. С. Лебединской, позволяет дифференцировать таких детей в зависимости от возможностей обучения на две категории: часть из них способны к обучению в массовой школе; дети, имеющие более выраженную задержку развития церебрально-органического генеза, подлежат обучению в специальной школе.

Важной проблемой современной педагогики и психологии является поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии.

Если еще в дошкольном возрасте диагностировать задержку психического развития у ребенка и своевременно начать коррекционно-развивающую работу, то можно избежать трудностей обучения на следующем возрастном этапе.

 

 

 

 

 

Глава I. Особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития

I .1. Понятие «задержки психического развития»

Задержка психического развития - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма; задержка темпа может иметь обратимый характер; основные черты - повышенная истощаемость и в результате - низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению  к детям с минимальными органическими  повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Такой диагноз может поставить только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)  лечебного заведения.

В отечественной коррекционной  педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка.

Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые  могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании условных связей.

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев  психической деятельности, а так  же ярко выраженная неравномерность  формирования разных сторон психической деятельности.

  

 

I.2. Классификация типов задержки психического развития

В результате многолетних  клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура  ЗПР, его симптоматика и этиология. Состояния ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений.

Первые обобщения клинических  данных о детях с ЗПР были представлены в работе Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии», которые выделяли:

- Неосложненный психофизический и психический инфантилизм;

- «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80 г. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:

  1. задержка психического развития конституционального происхождения;

2. задержка психического развития соматогенного происхождения;

     3. задержка психического развития психогенного происхождения;

     4. задержка психического развития церебрально-органического генеза.

ЗПР конституционального  происхождения

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально – волевой сфере при относительно сохранной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью.

Для конституционального  типа ЗПР характерен благоприятный  прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку занимательной игровой форме. Выявление таких детей в дошкольном возрасте, раннее начало коррекционной работы, обучение не с 7, а с 8 лет могут полностью снять трудности в школьном обучении.

ЗПР соматогенного происхождения

Дети этой группы рождаются  у здоровых родителей. Задержка развития вследствие перенесенных в раннем детстве  заболеваний на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне не продуктивными в процесс школьных занятий.

Таким образом, не резко выраженная мозговая дисфункция в сочетании психического тонуса к стойкой астении ведут к состоянию психического инфантилизма, при которой эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта.

Дети данной категории отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Защитить себя не умеют ребята младшего возраста могут их легко обидеть. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблемы данных детей – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям. Неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. Часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать, говорят «не знаю», «не могу».

Частые пропуски по болезни, не заинтересованность в познание нового приводит к тому, что ребенок уходит из детского сада не подготовленным к  школе.[34]. Но хотя данные дети вялые, неинициативные, склонные к повышенной фиксации на своём самочувствии, у них наблюдается критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам, которые глубоко травмируют их.

ЗПР психогенного происхождения

Дети этой группы имеют  нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания.

Эмоциональная деривация (лишение материнского тепла, эмоциального богатства отношений), однообразие социальной сферы и контактов, обделенность. Слабая индивидуальная, интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению психического развития ребенка; как результат – снижение интеллектуальной мотивации, поверхность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок отношений.

Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные  семьи: асоциально-попустительские  и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании с все дозволенностью. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, неустроенность, воровство) стимулируют эффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению черт психического инфантилизма в аффективно неустойчивой возбудимой форме. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная сфера ребёнка пропитана ссорами, конфликтами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия подавление и наказание систематически травмирует ребёнка, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности. У ребенка формируется психический инфантилизм по астеническому тормозному типу.

У детей данной группы отмечается низкий уровень анализирующего наблюдения, они слабо различают  существенные и несущественные признаки, затрудняются при установлении признаков  сходства, недостаточно используют обобщающие понятия. Они интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляется индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. Закрепление негативных черт характера приводит к накоплению состояния хронической дезадаптации.

При индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут  заполнить пробелы в своих  знаниях и в дальнейшем посещать обычную массовую школу.

ЗПР церебрально-органического  происхождения

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено  в данном случае более грубым и  стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

Причинами разнообразных  отклонений в развитии мозга являются патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия (удушья плода), тяжёлые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция), тяжёлые инфекционные заболевания.

У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, непереносимости духоты, жары, езды в транспорте, снижении работоспособности слабой концентрации внимания, снижении памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям олигофренам, знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.

Информация о работе Коррекционно развивающая работа с ЗПР