Коррекционно развивающая работа с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число детей в детских садах, имеющих отклонения в развитии, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития..…...5
I .1. Понятие «задержки психического развития»………………………….....5
I.2. Классификация типов задержки психического развития……………...…7
I.3. Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР……………….14
I.4. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития………………………………………………….....18
Глава II. Особенности коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками, имеющими ЗПР………………………..……….….…….24
II.1. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими задержку психического развития………………………..…24
II.2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с
дошкольниками с задержкой психического развития…………….….....29
II.3. Направления коррекционной работы …………………………………………………..31
II.4. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с
задержкой психического развития………………………………….…….33
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

корр-развив работа с дошк с ЗПР.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

2. Выявить уровень  сформированности знаний, умений, навыков  по математике, ознакомлению с  окружающим миром.

Оборудование: шестисоставная матрешка, карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники) четырех цветов; рисунки с наложенным изображением, 2 одинаковые контурные картинки, одна из которых разрезана на 5 частей, серия сюжетных картин «Утро мальчика».

Возраст ребенка, имеющего ЗПР – 5 лет.

Место проведения занятия - кабинет учителя-дефектолога. Для каждого задания организовано специальное место.

Ход занятия:

1. Представления о  себе и окружающем мире.

Учитель-дефектолог приглашает ребёнка в театральный уголок и показывает иллюстрацию из сказки «Три медведя», предлагает посмотреть и сказать, про кого эта сказка. Если ребенок затрудняется, педагог помогает вспомнить героев сказки и её начало.

Учитель-дефектолог: Давай  вспомним начало сказки. «Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да не нашла. А пришла в лес к домику. В этом домике жили три медведя».

Учитель-дефектолог предлагает ребенку принять участие в  рассказывании и обыгрывании  сказки.

– Один медведь был  большой и лохматый, звали его…Михаил Иваныч, (вносится игрушка). Другой была медведица, она была поменьше, и звали ее …Настасья Петровна (вносится игрушка). Третий был маленький медвежонок, и звали его …(вносится игрушка). Правильно, имя его Мишутка, Миша, Михаил.

– Назови свое имя и  свою фамилию.

– Назови имя и отчество твоего папы (мамы).

– Медведи жили в лесу, а люди живут в городе. В каком  городе ты живешь? Назови свой адрес.

2. Познавательная деятельность. «Наложенные рисунки».

– Мишутка любит рисовать. Однажды он нарисовал вот такие рисунки. Посмотри внимательно и назови, что нарисовал Мишутка.

(Ребенку предлагаются  рисунки с наложенным изображением. Если ребенок затрудняется самостоятельно  увидеть и назвать предметы, предлагается  обвести предмет по контуру указательным пальцем и назвать предметы).

«Сложи разрезную картинку». - Назови своего друга. У Миши тоже есть друг. Собери картинку и узнаешь, кто друг медвежонка.

Ребенок собирает контурную  картинку из 5 частей. Если задание вызывает затруднения, учитель-дефектолог показывает целую картинку. Если ребенок вновь испытывает затруднения, учитель-дефектолог накладывает часть разрезной картинки на целую, а ребенок накладывает остальные части, далее ребенок выполняет самостоятельно.

«Включение в ряд» (Методика А. А. Венгер). Учитель-дефектолог приглашает ребёнка в уголок дидактических игрушек.

-Однажды мама-медведица  купила Мишутке матрешку и  говорит ему: «Вот тебе, сынок  3 игрушки». Почему так сказала  мама-медведица? (Мама сказала так  потому, что в большой матрёшке были спрятаны маленькие матрёшки. Всего их было три.)

Учитель-дефектолог предлагает ребёнку пятисоставную матрёшку

– Хочешь поиграть матрешкой?

– Разбери матрешку так, чтобы матрешек стало много.

– Сколько матрешек?

– А у Мишутки сколько  было матрешек?

– У кого же матрешек больше?

Учитель-дефектолог выстраивает  матрешек по росту.

– Матрешки построились  по росту на гимнастику.

Ребенку предлагается закрыть  глаза. Учитель-дефектолог убирает  одну матрешку, выравнивая интервалы  между матрешками.

– Одна матрешка вышла из строя и не знает, где ее место. Поставь матрешку на место.

Ребенок ставит на место 2–3 матрешки, каждый раз по одной.

– А теперь собери всех матрешек в одну.

«Сгруппируй картинки». Мишутка принес карточки, их надо разложить  на группы.

– Я начну, а ты продолжишь. Сюда я положила что? (красный круг).

– А сюда? (синий, зеленый, желтый круги).

– Теперь я тебе даю  карточки, а ты сюда клади все  такие (показывает жестом на цвет), сюда все такие (показывает жестом на цвет).

– Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд. А какие в этот? (указывает жестом по очереди на все ряды)

– А теперь будь внимательным.

-Карточки надо разложить  по-другому.

Аналогично ребенок  раскладывает карточки по форме.

– Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, какие в тот?

«Расскажи». Медвежонку очень интересно посмотреть, что  ты делаешь утром дома. Посмотри на эти картинки, какая это часть  суток: утро или день? (учитель-дефектолог в случайной последовательности выкладывает картинки).

 

– Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем все закончилось.

Если ребенок выполняет  задание не верно, учитель-дефектолог кладет первую картинку и говорит: «Вот первая картинка. Утро, мальчик проснулся. А ты разложи картинки так, чтобы  было понятно, что мальчик делал потом».

3. Итог. Учитель-дефектолог  спрашивает у ребёнка, понравилось  ли ему играть с Мишуткой  и предлагает в следующий раз  поиграть с другими героями  сказки «Три медведя».

 

Таким образом, игровые  диагностические занятия являются наиболее оптимальной формой изучения познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Действия с любимыми игрушками помогают быстро переключаться с одного задания на другое. Использование игровой мотивации в ходе диагностических занятий помогает учителю-дефектологу определить не только «факторы риска», но и сохранные функции ребёнка.

 

 




Информация о работе Коррекционно развивающая работа с ЗПР