Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:05, курсовая работа
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число детей в детских садах, имеющих отклонения в развитии, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития..…...5
I .1. Понятие «задержки психического развития»………………………….....5
I.2. Классификация типов задержки психического развития……………...…7
I.3. Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР……………….14
I.4. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития………………………………………………….....18
Глава II. Особенности коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками, имеющими ЗПР………………………..……….….…….24
II.1. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими задержку психического развития………………………..…24
II.2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с
дошкольниками с задержкой психического развития…………….….....29
II.3. Направления коррекционной работы …………………………………………………..31
II.4. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с
задержкой психического развития………………………………….…….33
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………..45
2. Выявить уровень сформированности знаний, умений, навыков по математике, ознакомлению с окружающим миром.
Оборудование: шестисоставная матрешка, карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники) четырех цветов; рисунки с наложенным изображением, 2 одинаковые контурные картинки, одна из которых разрезана на 5 частей, серия сюжетных картин «Утро мальчика».
Возраст ребенка, имеющего ЗПР – 5 лет.
Место проведения занятия - кабинет учителя-дефектолога. Для каждого задания организовано специальное место.
Ход занятия:
1. Представления о себе и окружающем мире.
Учитель-дефектолог приглашает ребёнка в театральный уголок и показывает иллюстрацию из сказки «Три медведя», предлагает посмотреть и сказать, про кого эта сказка. Если ребенок затрудняется, педагог помогает вспомнить героев сказки и её начало.
Учитель-дефектолог: Давай вспомним начало сказки. «Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да не нашла. А пришла в лес к домику. В этом домике жили три медведя».
Учитель-дефектолог предлагает ребенку принять участие в рассказывании и обыгрывании сказки.
– Один медведь был большой и лохматый, звали его…Михаил Иваныч, (вносится игрушка). Другой была медведица, она была поменьше, и звали ее …Настасья Петровна (вносится игрушка). Третий был маленький медвежонок, и звали его …(вносится игрушка). Правильно, имя его Мишутка, Миша, Михаил.
– Назови свое имя и свою фамилию.
– Назови имя и отчество твоего папы (мамы).
– Медведи жили в лесу, а люди живут в городе. В каком городе ты живешь? Назови свой адрес.
2. Познавательная деятельность. «Наложенные рисунки».
– Мишутка любит рисовать. Однажды он нарисовал вот такие рисунки. Посмотри внимательно и назови, что нарисовал Мишутка.
(Ребенку предлагаются
рисунки с наложенным
«Сложи разрезную картинку». - Назови своего друга. У Миши тоже есть друг. Собери картинку и узнаешь, кто друг медвежонка.
Ребенок собирает контурную картинку из 5 частей. Если задание вызывает затруднения, учитель-дефектолог показывает целую картинку. Если ребенок вновь испытывает затруднения, учитель-дефектолог накладывает часть разрезной картинки на целую, а ребенок накладывает остальные части, далее ребенок выполняет самостоятельно.
«Включение в ряд» (Методика А. А. Венгер). Учитель-дефектолог приглашает ребёнка в уголок дидактических игрушек.
-Однажды мама-медведица купила Мишутке матрешку и говорит ему: «Вот тебе, сынок 3 игрушки». Почему так сказала мама-медведица? (Мама сказала так потому, что в большой матрёшке были спрятаны маленькие матрёшки. Всего их было три.)
Учитель-дефектолог предлагает ребёнку пятисоставную матрёшку
– Хочешь поиграть матрешкой?
– Разбери матрешку так, чтобы матрешек стало много.
– Сколько матрешек?
– А у Мишутки сколько было матрешек?
– У кого же матрешек больше?
Учитель-дефектолог выстраивает матрешек по росту.
– Матрешки построились по росту на гимнастику.
Ребенку предлагается закрыть глаза. Учитель-дефектолог убирает одну матрешку, выравнивая интервалы между матрешками.
– Одна матрешка вышла из строя и не знает, где ее место. Поставь матрешку на место.
Ребенок ставит на место 2–3 матрешки, каждый раз по одной.
– А теперь собери всех матрешек в одну.
«Сгруппируй картинки». Мишутка принес карточки, их надо разложить на группы.
– Я начну, а ты продолжишь. Сюда я положила что? (красный круг).
– А сюда? (синий, зеленый, желтый круги).
– Теперь я тебе даю карточки, а ты сюда клади все такие (показывает жестом на цвет), сюда все такие (показывает жестом на цвет).
– Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд. А какие в этот? (указывает жестом по очереди на все ряды)
– А теперь будь внимательным.
-Карточки надо разложить по-другому.
Аналогично ребенок раскладывает карточки по форме.
– Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, какие в тот?
«Расскажи». Медвежонку очень интересно посмотреть, что ты делаешь утром дома. Посмотри на эти картинки, какая это часть суток: утро или день? (учитель-дефектолог в случайной последовательности выкладывает картинки).
– Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем все закончилось.
Если ребенок выполняет задание не верно, учитель-дефектолог кладет первую картинку и говорит: «Вот первая картинка. Утро, мальчик проснулся. А ты разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом».
3. Итог. Учитель-дефектолог
спрашивает у ребёнка,
Таким образом, игровые диагностические занятия являются наиболее оптимальной формой изучения познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Действия с любимыми игрушками помогают быстро переключаться с одного задания на другое. Использование игровой мотивации в ходе диагностических занятий помогает учителю-дефектологу определить не только «факторы риска», но и сохранные функции ребёнка.