Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:05, курсовая работа
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число детей в детских садах, имеющих отклонения в развитии, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития..…...5
I .1. Понятие «задержки психического развития»………………………….....5
I.2. Классификация типов задержки психического развития……………...…7
I.3. Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР……………….14
I.4. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития………………………………………………….....18
Глава II. Особенности коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками, имеющими ЗПР………………………..……….….…….24
II.1. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими задержку психического развития………………………..…24
II.2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с
дошкольниками с задержкой психического развития…………….….....29
II.3. Направления коррекционной работы …………………………………………………..31
II.4. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с
задержкой психического развития………………………………….…….33
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………..45
Отдельные занятия (из тех, что перечислены) вводятся в процесс воспитания не сразу, а по ходу взросления ребенка, с учетом психологических новообразований возраста и психических процессов, складывающихся в рамках ведущей деятельности и служащих предпосылками для формирования нового типа ведущей деятельности. Естественно, что для старшего дошкольника этим новым типом является учебная деятельность.
Все вышеперечисленные виды занятий тесно связаны с такими направлениями деятельности детей в дошкольном учреждении, как:
1) общение и коммуникативное взаимодействие,
2) физическое воспитание,
3) развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации,
4) сенсорное развитие,
5) музыкальное воспитание,
6) предметная деятельность и игра,
7) познавательное развитие,
8) социальное воспитание,
9) развитие продуктивной деятельности,
10) подготовка к школьному обучению.
Коррекционно-педагогическая работа в рамках указанных направлений тесным образом связана с основными линиями развития детей-дошкольников, имеющих ЗПР.
В младенческом возрасте
ее содержание направлено на развитие
у ребенка эмоционально-
В раннем возрасте содержание коррекционно-педагогической работы обогащается. Круг общения ребенка расширяется, расширяются и средства этого общения. Занятия с ребенком на данном этапе носят интегративный характер. Они непродолжительны по времени (не более 15–20 минут) и носят игровую направленность. Сенсорное воспитание направлено на стимуляцию ориентировочной деятельности и развитие мотивации на целенаправленное манипулирование с предметами. При этом сначала формируется навык идентификации предмета – без анализа его признаков и свойств – из группы однородных предметов, дифференцируется умение соотносить предмет и его изображение на картинке. Знакомство с признаками предметов осуществляется в три этапа. Сначала формируется умение устанавливать сходство предметов по заданному качеству или признаку («Дай такой же»), затем детей учат находить предмет по называемому взрослым признаку – сначала одному, затем двум («Принеси большой красный мяч»). И лишь потом ребенку предлагают назвать предмет с его основными характеристиками («Что ты принес? Какой он (предмет)?»). Практическая ориентировка в свойствах предмета закрепляется в ходе выполнения заданий: ребенок заполняет вкладышами заданные формы, подбирает одноцветные ленточки, складывает из частей грибок, 3-со-ставную пирамидку, заполняет «доски Сегена», «коробки форм».
Развитие пространственных ориентировок начинается с ориентирования ребенка в частях собственного тела. Дети выделяют основные части тела (голова, туловище, руки, ноги), показывают их у себя, на кукле, на плоскостных изображениях животных. Ребенку необходимо видеть себя в зеркале. А взрослому надо помочь ребенку закрепить свои наблюдения в речи.
Ребенок четвертого года жизни должен научиться выделять группу предметов, дифференцировать понятия «один» и «много», группировать предметы по заданному признаку: «Тут все большие, а здесь все маленькие». Даже маленький ребенок с ЗПР способен определить, какая из песенок веселая, а какая – грустная. Выполнение простейших ритмических комплексов развивает музыкальное восприятие детей и обогащает их сенсорную культуру.
Ранний возраст – начало развития продуктивной деятельности ребенка. Он знакомится с карандашами и красками. Учится рисовать точки, дорожки, клубочки, линии. Важно помочь увидеть маленькому рисовальщику в каракулях узнаваемый предмет (клубок, дорожку), наделить его именем и смыслом.
Содержание социального воспитания строится на связях ребенка с близкими ему людьми. Ребенок должен научиться узнавать себя и своих родных на фотографиях, понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние через улыбку, гримасу, иные мимические движения. Именно в данном возрасте начинается взаимодействие ребенка со сверстниками, поэтому очень важно научить детей считаться с интересами друг друга, играть рядом друг с другом, пользоваться одной игрушкой на двоих, радоваться друг за друга. Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста продолжает развиваться по отмеченным выше направлениям. Но к ним добавляются новые. Совершенствуется восприятие детей, развивается наглядно-действенное мышление и начинает формироваться наглядно-образное мышление. Под руководством взрослого ребенок овладевает новым способом ориентировки – зрительным примериванием.
Расширяются представления детей об окружающей действительности. Ребенок должен знать свое имя, фамилию, называть улицу, город, в котором он живет. Формируются понятия слов: семья, возраст, родители. Ближайшее окружение расширяется до границ детского сада, улицы, расположенных на ней зданий, магазинов. Начинают формироваться представления о временах года, об их признаках и о сезонных изменениях в природе. В жизнь детей интенсивно входит животный и растительный мир.
Социальное воспитание дает детям с ЗПР первоначальные представления о связях людей друг с другом – люди дружат, разговаривают по телефону, пишут друг другу письма, шлют телеграммы.
В старшей группе специализированного детского сада вводятся занятия по разделу «Здоровье». Детей знакомят с режимом дня, обучают элементарным навыкам ухода за своим телом, в том числе и приемам самомассажа для профилактики простудных заболеваний. Проводят закаливающие и оздоровительные процедуры.
В этот период происходит расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи; он активно овладевает фонетической, лексической и грамматической сторонами речи.
И главное – возраст 5–6 лет становится эрой развития сюжетно-ролевой игры ребенка. Именно в игре ребенок усваивает социальные нормы и отношения. Под руководством взрослого он овладевает оперативной стороной игровых действий, а в их недрах закладываются мотивы познавательной деятельности ребенка, развитие которой приходится на старший дошкольный – младший школьный возраст.
В подготовительной группе детского сада происходит дальнейшее расширение представлений ребенка об окружающем, последовательное совершенствование его знаний и навыков. Особое внимание уделяется подготовке детей с ЗПР к школе. На занятиях по родному языку у дошкольников развивается фонематический слух, закрепляются умения понимать прочитанный текст, говорить правильным литературным языком. В пределах их возможностей детей учат использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, приказа. Они обучаются правильному согласованию числительных с существительным (один стул, два стула), прилагательных с существительным (желтый лимон, желтая груша). Особое внимание уделяется пониманию значения предлогов и их употреблению в речи (на столе, под стулом, около ног, по полу, вокруг площадки). Задания на развитие ориентировки на плоскости бумаги, различных видов графо-моторной деятельности подготавливают руку ребенка к систематической работе и являются предпосылками к становлению у него целенаправленного самоконтроля и самоорганизации.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления о явлениях живой и неживой природы. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономерности в природе. Рассказывается о значении тепла, света и воды для развития и роста растений. Формируются общие представления о характерных особенностях животных, дети знакомятся с дикими и домашними животными, закрепляют свои представления о них в различных видах продуктивной деятельности – лепке, рисовании, аппликации.
Развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР охватывает следующие области: количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Уточняются понятия: один, много, больше, меньше, столько же, одинаково, больше на, меньше на, поровну. Дети знакомятся с количеством, числом и цифрами в пределах 10, присчитывают и отсчитывают по одному, выполняют простейшие арифметические действия. К концу обучения дети должны научиться сравнивать предметы по величине и располагать их в убывающем и возрастающем порядке; различать круг, овал, треугольник, четырехугольник (квадрат), сравнивать и группировать геометрические фигуры по форме, величине и цвету, находить эти признаки в предметах окружающего мира, сравнивать их способом наложения и приложения. Дети с ЗПР могут научиться определять местоположение различных предметов в пространстве (по отношению к себе) и на плоскости (на листе бумаги), определять время по часам, называть последовательность дней недели и месяцев в году.
Заключение
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Период дошкольного
детства является наиболее благоприятным
для осуществления
Большое значение имеет
своевременно начатая коррекционно-
Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции.
Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать отклонения в психическом развитии детей с ЗПР. При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.:
Международная педагогическая академия. – 1994.
2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.:
ACADEMA, - 2001.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития
детей. / Под ред. Лебединского К.С. – М.: -1982.
4. Астапов В.С. Дети с нарушением развития. М.,: - 1995.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение,-1998.
6. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, - 2002.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.:
Просвещение, 1993.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. –
М.: – 1997.
9. Гаврилушкина О.П., Соколов Н.Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, - 1996.
10. Гонеев А.В. Основы коррекционной педагогики. М.: - 1999.
11. Гриншпун Б.М. Логопедия. – М.: - 1999.
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М.:
- 1993.
13. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – М.:
Сфера, - 2004.
14. Дети с задержкой психологического развития. Под ред. Г.А. Власовой,
В.И. Лубовского, В.А. Шипициной, – М.: - Просвещение, 1994.
15. Диагностика умственного развития дошкольников / М.А. Венгер и др. –
М.: Педагогика, - 1998.
16. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей:
Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер. – М.:
НИИ ОПП, - 1991.
17. Дробинская А.О. Ребенок с ЗПР. - М.: Школьная пресса, - 2005.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии. –
М.: Медицина, - 1993.
19. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные –
учреждения. – М.: – 1998.
20. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей. – М.: – 1995.
21. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка / Избранные
психологические труды в 2-х томах. – М.: -1996.
22. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального
развития личности. – М.: - 1990.
23. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л.: Медицина - 1982.
24. Исканова С. Как планировать коррекционную-воспитательную работу.
«Дошкольное воспитание». – 1999.
25. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб: Фолиант,
- 1996.
26. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, - 1994.
27. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Рук-во для врачей: изд. 2-е,
перераб. и доп. – М.: Медицина, - 1995.
28. Марковская Ф. Задержка психического развития. М.: - 1993.
29. Мастюкова Е.М. Ребенок в отклонении в развитии. М.: - 1992.
30. Назарова Н.И. Специальная педагогика. М.: - 1999.
31. Пузанов Б.Н. Коррекционная педагогика. М.: - 1999.
32. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-
методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, - 2000 .
33. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития М.: - 1994.
Приложение 1
Конспект игрового диагностического занятия в системе коррекционной помощи дошкольникам с ЗПР
Тема: «Любимые игры Мишутки»
Задачи:
1. Выявить уровень
развития зрительного