Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат

Описание работы

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.

1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы

Файлы: 2 файла

Приложение.doc

— 7.01 Мб (Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Стимульный материал к методике «Таблица Шульте»

 

 

 

  

    

 

      

 

      

 

    

 

      

 

       

 

    

 

      

       

      

 

     

 

     

 

   

 

     

 

       

 

       

   

    

  

    

 

      

 

    

     

 

                             

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Стимульный материал к методике «Запомни и расставь точки»

 

     
 

 

   



   
 

 

   



 

 

 

 

 

 

                                      

     
 

   



   
 

 

 




 

   
     
 




   

 

 

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
 

 



 

 

 




 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Стимульный материал к методике «Корректурная проба»

 

МТКРОАТРИЫЛОРНКТЬЛОРДИВРНЦОКТИБДЛОГЫОТИТОЛБДЩКТОДБЬОИДБОЬТОЫУКТЬЛОАИЬБДЛНКТБДЛЫИОДЖХТКТЫРНЦВИТБДЖЦРКТБЖЦРИЬЛНЦОИЖЫТОДКОТДЛЫИОЛДСТЦКТЛЖЦИНОСДБЧКЛДЦЖСИЛЦХКНКТОЛДЮДИХУЛДСКЛДЗЖИОТЛБКЫСЛТИРЛДЖЧИВРОГДЦКТЖДЛОКЧСМИЦУКЕШОРТИВАКЖЛТСИОШДЫЬКЖЛГТСИВОЛКЛВТИРОЫДЬКОДЫДТКОДЗХЦБИРДЛЧЬКЗХЦИОДКОЩЗЦЬИРЛДБИЛЗЖЧКЛЧГЩБИМТКРОАТРИЫЛОРНКТЬЛОРДИВРНЦОКТИБДЛОГЫОТИТОЛБДЩКТОДБЬОИДБОЬТОЫУКТЬЛОАИЬБДЛНКТБДЛЫИОДЖХТКТЫРНЦВИТБДЖЦРКТБЖЦРИЬЛНЦОИЖЫТОДКОТДЛЫИОЛДСТЦКТЛЖЦИНОСДБЧКЛДЦЖСИЛЦХКНКТОЛДЮДИХУЛДСКЛДЗЖИОТЛБКЫСЛТИРЛДЖЧИВРОГДЦКТЖДЛОКЧСМИЦУКЕШОРТИВАКЖЛТСИОШДЫЬКЖЛГТСИВОЛКЛВТИРОЫДЬКОДЫДТКОДЗХЦБИРДЛЧЬКЗХЦИОДКОЩЗЦЬИРЛДБИЛЗЖЧКЛЧГЩБИМТКРОАТРИЫЛОРНКТЬЛОРДИВРНЦОКТИБДЛОГЫОТИТОЛБДЩКТОДБЬОИДБОЬТОЫУКТЬЛОАИЬБДЛНКТБДЛЫИОДЖХТКТЫРНЦВИТБДЖЦРКТБЖЦРИЬЛНЦОИЖЫТОДКОТДЛЫИОЛДСТЦКТЛЖЦИНОСДБЧКЛДЦЖСИЛЦХКНКТОЛДЮДИХУЛДСКЛДЗЖИОТЛБКЫСЛТИРЛДЖЧИВРОГДЦКТЖДЛОКЧСМИЦУКЕШОРТИВАКЖЛТСИОШДЫЬКЖЛГТСИВОЛКЛВТИРОЫДЬКОДЫДТКОДЗХЦБИРДЛЧЬКЗХЦИОДКОЩЗЦЬИРЛДБИЛЗЖЧКЛЧГЩБИМТКРОАТРИЫЛОРНКТЬЛОРДИВРНЦОКТИБДЛОГЫОТИТОЛБДЩКТОДБЬОИДБОЬТОЫУКТЬЛОАИЬБ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Стимульный материал к методике «Перепутанные линии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

 

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. В.В. Воронковой; 6-е издание/. - М.: Просвещение, 2009.

 

Развитие устной речи на основе ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир»)

 

      Данный учебный  предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

       У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

       Обучение способности  видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать  несложные причинно-следственные  связи и закономерности способствует  развитию аналитико-синтетической  деятельности учащихся, коррекции их мышления.

       В связи с  расширением и уточнением круга  представлений о предметах и  явлениях окружающей действительности  обогащается словарный запас  учащихся: вводятся соответствующие  термины, наглядно дифференцируется  значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

       Разговорная устная  речь представляет собой сложный  вид речевой деятельности. Она  включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

       Основным методом  обучения является беседа. Беседы  организуются в процессе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей  действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

       Главным компонентом  беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

       На экскурсиях  учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

       Правильная организация  занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

 

Программа

2 класс

      Обогащение и уточнение  словаря. Название предметов, характеристика  их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

Примерная тематика

      Сезонные изменения  в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

       Школа, пришкольный  участок. Классы и кабинеты в  школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

       Дом, квартира, домашний  адрес.

       Дорога в школу  и домой. Как и на каком транспорте  ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному  переходу и на зеленый свет  светофора.

       Семья. Родители  и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

       Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда  для улицы и для дома. Одежда  для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

       Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

       Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

       Овощи и фрукты. Сравнение.

       Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

       Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с  широкими листьями. Узнавание и  называние. Уход за комнатными  растениями (смывание пыли с листьев, полив).

       Раннецветущие  растения. Медуница, мать-и-мачеха или  другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

       Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

       Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

       Домашние и  дикие животные. Сравнение.

      Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

       Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение  по внешнему виду.

       Птицы и насекомые. Сравнение.

       Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

       Повторение.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения  за погодой. Систематические наблюдения  за сезонными изменениями в  природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения  этих наблюдений (2 экскурсии в  сезон). Ведение календаря природы.

       Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.

       Практические  работы по уходу за одеждой  и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

Выпускная работа.docx

— 134.80 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта