Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат
Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.
Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.
1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Институт дополнительного профессионального образования
Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика»
на тему: «Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта»
Выполнил: слушатель группы № 07 ПП
Богодомова Элина Витальевна
Научный руководитель: к.п.н., доцент
Рязанова Елена Владимировна
Челябинск, 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3 |
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников. |
|
1.1.
Понятие «внимание» в |
8 |
1.2. Особенности внимания младших школьников. |
18 |
Выводы по I главе. |
23 |
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта в современной психолого-педагогической литературе. |
|
2.1. Клинико-психолого- |
24 |
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. |
29 |
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта. |
33 |
Выводы по II главе. |
41 |
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. |
|
3.1.
Организация и база |
42 |
3.2.
Анализ результатов |
47 |
3.3.
Коррекционная работа по |
53 |
Выводы по III главе. |
57 |
Заключение |
58 |
Список литературы |
60 |
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.
Внимание — важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания младших школьников с нарушением интеллекта. По данным О.Ё. Фрейерова, многие ученики с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты. [33].
Актуальность исследования особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта определяется тем, что развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные (коррекционные) школы, приводит к дезадаптации этих учащихся в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта (на примере уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности).
Проблему развития внимания детей с нарушением интеллекта изучали И.Л. Баскакова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, Е.Д. Хомская, Ж.И. Шиф. Специалисты считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости.
В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследования, выполненные Г.Л. Баскаковой, С.П. Лиепинь, Л.И. Переслени, С.А. Сагдуллаевым и других специалистов. Однако в современной литературе вопрос коррекции основных свойств внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на отдельных уроках недостаточно освещен, поэтому тема данного исследования актуальна.
Цель исследования: теоретически изучить и практически разработать содержание деятельности педагога по коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Объект исследования: внимание младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: работа педагога по коррекции недостатков внимания младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективной, если на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности использовать предложенное содержание деятельности.
Методы исследования: изучение
База исследования: исследование проводилось на базе МС(к)ОУ школа-интернат № 4 г. Магнитогорска Челябинской области. В эксперименте приняли участие младшие школьники (учащиеся второго класса) в количестве 13 человек. Все учащиеся имеют диагноз F70.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, обоснована практическая значимость и раскрыта структура работы.
В 1-й главе «Теоретические основы изучения внимания младших школьников» на основе обзора литературы мы раскрыли состояние данной проблемы в развитии психологической науки, рассмотрели общие основы внимания, раскрыли основные особенности развития внимания у младших школьников.
Во 2-й главе «Изучение особенностей организации коррекционного процесса, направленного на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта» дан анализ работ ведущих специалистов, освещены основные аспекты данной проблемы, раскрыта методологическая база исследования.
В 3-й главе «Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» показаны результаты экспериментального изучения особенностей развития внимания у младших школьников с нарушением интеллекта, разработаны рекомендации для педагогов для развития внимания учащихся, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на развитие внимания школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В заключении приведены общие результаты данного исследования, доказана его гипотеза, а так же выполнение цели и задач исследования.
Список литературы представлен 37 источниками.
В приложении представлен стимульный материал к методикам, задания и упражнения для развития внимания на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и разработке рекомендаций и системы упражнений по развитию внимания и коррекции его недостатков на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, в них отражается то, что мы воспринимаем, то, думаем, то, что себе вспоминаем или представляем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль. Воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из психических процессов является определенное отражение, есть какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отражение отношение находит себе выражение в виде ощущений и восприятия. Память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство предмета и деятельности: восприятие - единство процесса восприятия и восприятие как образа предмета и явления действительности; мышление - единство мышления как деятельности и мысли, как содержания - понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого, отдельного смысла не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом, их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. [16]
Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т.е. когда подчеркнута или повышенная активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это выборочная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его сознании: он становится более понятным и выразительным. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в ней оказывается специфической формой взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении и выразительность содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. В виде внимания находит себе выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самосознание. Внимание - это проявление этой связи сознания и предмета, в нем осознается. [13]
По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания:
Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который еще в 20-х годах ХХ века предложил разделить внимание на внешнее и внутреннее, исходя из того, что оно может быть вызвано внешними раздражителями и быть организовано внутренней речью [2].
Н.Ф. Добрынин уточнил и детализировал классификацию видов внимания на основе характера деятельности человека. Исходя из этого критерия, он выделяет пассивное, непроизвольное внимание, и активное, произвольное, а также послепроизвольное внимание. Такое разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное стало общепринятым в психологии. Эти виды внимания одновременно является и степенями ее развития [9].
Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта