Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат

Описание работы

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.

1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы

Файлы: 2 файла

Приложение.doc

— 7.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выпускная работа.docx

— 134.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЧГПУ»)

 

 

Институт дополнительного профессионального образования

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика»

на тему: «Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта»

 

 

 

 

Выполнил: слушатель группы № 07 ПП

Богодомова Элина Витальевна

 

 

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Рязанова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2013г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.

 

1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.

8

1.2. Особенности внимания младших школьников.

18

Выводы по I главе.

23

Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта

в современной психолого-педагогической литературе.

 

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.

24

2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

29

2.3.  Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

33

Выводы по II главе.

41

Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

 

3.1. Организация и база исследования. 

42

3.2. Анализ результатов исследования  внимания младших школьников  с нарушением интеллекта.

47

3.3. Коррекционная работа по развитию  внимания младших школьников  с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

53

Выводы по III главе.

57

Заключение

58

Список литературы

60

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.

Внимание — важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.

Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания младших школьников с нарушением интеллекта. По данным О.Ё. Фрейерова, многие ученики с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты. [33].

Актуальность исследования особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта определяется тем, что развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные (коррекционные) школы, приводит к дезадаптации этих учащихся в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта  (на примере уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности).

Проблему развития внимания детей с нарушением интеллекта изучали И.Л. Баскакова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, Е.Д. Хомская, Ж.И. Шиф. Специалисты считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости.

В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследования, выполненные Г.Л. Баскаковой, С.П. Лиепинь, Л.И. Переслени, С.А. Сагдуллаевым и других специалистов. Однако в современной литературе вопрос коррекции   основных свойств внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на отдельных уроках недостаточно освещен, поэтому тема данного исследования актуальна.

Цель исследования: теоретически изучить и практически разработать содержание деятельности педагога по коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Объект исследования: внимание младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

 

 

Задачи исследования:

  1. Изучить работы отечественных специалистов по проблеме коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
  2. Охарактеризовать особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
  3. Выявить уровень сформированности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
  4. Разработать рекомендации по коррекции и развитию внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности и коррекции его недостатков.

Гипотеза исследования: работа педагога по коррекции недостатков   внимания младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективной, если на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности использовать предложенное содержание деятельности.

Методы исследования: изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы), педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, математическая обработка  результатов эксперимента.

База исследования: исследование проводилось на базе МС(к)ОУ школа-интернат № 4 г. Магнитогорска Челябинской области. В эксперименте приняли участие младшие школьники (учащиеся второго класса) в количестве 13 человек. Все учащиеся имеют диагноз F70.

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.

Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, обоснована практическая значимость и раскрыта структура работы.

В 1-й главе «Теоретические основы изучения внимания младших школьников» на основе обзора литературы мы раскрыли состояние данной проблемы в развитии психологической науки, рассмотрели общие основы внимания, раскрыли основные особенности развития внимания у младших школьников.

Во 2-й главе «Изучение особенностей организации коррекционного процесса, направленного на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта» дан анализ работ ведущих специалистов, освещены основные аспекты данной проблемы, раскрыта методологическая база исследования.

В 3-й главе «Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» показаны результаты экспериментального изучения особенностей развития внимания у младших школьников с нарушением интеллекта,  разработаны рекомендации для педагогов для развития внимания учащихся, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на развитие  внимания школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В заключении приведены общие результаты данного исследования, доказана его гипотеза, а так же выполнение цели и задач исследования.

Список литературы представлен 37 источниками.

В приложении представлен стимульный материал к методикам, задания и упражнения для развития внимания на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и разработке рекомендаций и системы упражнений по развитию внимания и коррекции его недостатков на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

    1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.

 

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, в них отражается то, что мы воспринимаем, то, думаем, то, что себе вспоминаем или представляем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль. Воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из психических процессов является определенное отражение, есть какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отражение отношение находит себе выражение в виде ощущений и восприятия. Память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство предмета и деятельности: восприятие - единство процесса восприятия и восприятие как образа предмета и явления действительности; мышление - единство мышления как деятельности и мысли, как содержания - понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого, отдельного смысла не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом, их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. [16]

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т.е. когда подчеркнута или повышенная активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это выборочная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его сознании: он становится более понятным и выразительным. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в ней оказывается специфической формой взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении и выразительность содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. В виде внимания находит себе выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самосознание. Внимание - это проявление этой связи сознания и предмета, в нем осознается. [13]

По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное.

Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который еще в 20-х годах ХХ века предложил разделить внимание на внешнее и внутреннее, исходя из того, что оно может быть вызвано внешними раздражителями и быть организовано внутренней речью [2].

Н.Ф. Добрынин уточнил и детализировал классификацию видов внимания на основе характера деятельности человека. Исходя из этого критерия, он выделяет пассивное, непроизвольное внимание, и активное, произвольное, а также послепроизвольное внимание. Такое разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное стало общепринятым в психологии. Эти виды внимания одновременно является и степенями ее развития [9].

Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта