Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат
Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.
Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.
1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые
распространенные предложения, правильно
употребляя формы знакомых
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Календарно-тематическое планирование уроков математики во II классе С(к)ОУ VIII вида I, II, III четверть (с использованием заданий для коррекции свойств внимания)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Словарная работа |
Название дидактической игры |
Развитие внимания | |||
по плану |
по факту | ||||||||
I четверть | |||||||||
1 |
Вот и лето прошло. |
1 |
Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. |
«Не пропусти слово» (растения) «Будь внимательным» |
Переключение внимания Устойчивость и распределение внимания | ||||
2 |
Погода каждый день. Календарь природы. |
1 |
Температура воздуха, состояние неба, осадки, другие явления природы. |
«Поиграем в облака» |
Концентрация внимания | ||||
3 |
Начало осени. Сентябрь. Экскурсия. НРК «Природа родного края» |
1 |
Наблюдения за природой |
Концентрация внимания | |||||
4 |
Изменения в природе, жизни растений и животных осенью. |
1 |
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы. |
«Найди и назови животных» |
Устойчивость внимания | ||||
5 |
Наша школа. Экскурсия.
|
1 |
Класс, библиотека, мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная, игровая площадки. |
Наблюдение |
Устойчивость и распределение внимания | ||||
6 |
Пришкольный участок. Практическая работа. |
1 |
Практическая работа |
Концентрация внимания | |||||
7 |
Дорога в школу и домой. Общественный транспорт. |
1 |
Транспорт. Правила дорожного движения: переход улицы по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора. |
«Не пропусти слово» (транспорт) |
Переключение внимания | ||||
8 |
Правила дорожного движения: переход улицы. Экскурсия. |
1 |
Наблюдение |
Устойчивость и распределение внимания | |||||
9 |
Золотая осень. Экскурсия.
НРК «Природа родного края» |
1 |
Осень, золотая осень, осенние листья, осенние месяцы. |
Наблюдения за природой |
Концентрация внимания | ||||
10 |
Загадки на грядке. Овощи. |
1 |
Овощи. Морковь, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука. |
«Время урожая» «Раскрась одинаковые картинки» (овощи) |
Переключение и концентрация внимания | ||||
11 |
Овощи. Морковь. |
1 |
«Съедобное - несъедобное» |
Концентрация внимания | |||||
12 |
Овощи. Лук. |
1 |
«Много - один», «Один - много» |
Устойчивость внимания | |||||
13 |
Выращивание лука. Практическая работа. |
1 |
Практическая работа |
Концентрация внимания | |||||
14 |
Фрукты. |
1 |
Фрукты.
Лимон, апельсин. Цвет, форма, вкус, запах.
Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение. |
«Найди слово» «Какие картинки ты видел?» |
Распределение и объём внимания | ||||
15 |
Фрукты. Лимон. |
1 |
«Назови предмет» «Раскрась одинаковые картинки» (фрукты) |
Концентрация внимания | |||||
16 |
Фрукты. Апельсин. |
1 |
«Рисованные отгадки» |
Распределение внимания | |||||
17 |
Овощи и фрукты. Сравнение. |
1 |
«Услышь названия овощей и фруктов» |
Устойчивость и переключение внимания | |||||
18 |
Загадки осени. |
1 |
«Найди одинаковые предметы» |
Объём внимания | |||||
II четверть | |||||||||
1 |
Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Экскурсия.
НРК «Природа родного края» |
1 |
Признаки осени: пасмурные дни, наступление холодов, первый снег. |
Наблюдения за природой |
Концентрация внимания | ||||
2 |
Растения: деревья. |
1 |
Деревья. Береза, клен |
«Исключение лишнего» |
Объём внимания | ||||
3 |
Деревья: берёза. |
1 |
«Смешанный лес» |
Распределение внимания | |||||
4 |
Деревья: клён. |
1 |
«Назови предмет» |
Концентрация внимания | |||||
5 |
Итоги осени. НРК «Природа родного края» |
1 |
«Готовимся к зиме» |
Концентрация внимания | |||||
6 |
Дом, квартира. |
1 |
Дома, виды домов. |
«Строители» |
Концентрация внимания | ||||
7 |
Домашний адрес. |
1 |
Домашний адрес. |
«Мы идём по городу» |
Распределение внимания | ||||
8 |
Начало зимы. Экскурсия. НРК «Природа родного края» |
1 |
Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели. |
Наблюдения за природой |
Концентрация внимания | ||||
9 |
Первые признаки зимы. |
1 |
«Топ-хлоп» |
Объем внимания | |||||
10 |
Семья. Родители и дети. |
1 |
Семья, члены семьи, обязанности в семье.
|
«Прочитай имена детей» |
Устойчивость внимания | ||||
11 |
Работа родителей. Обязанности детей в семье. |
1 |
«Не пропусти слово» (профессии) |
Переключение внимания | |||||
12 |
Семья дома. |
1 |
«Мы - помощники» |
Распределение и концентрация внимания | |||||
13 |
Зимние забавы детей. |
Коньки, лыжи, санки, снежок, хоккей, спорт, игра, забава. |
«Найди отличия» |
Концентрация внимания | |||||
14 |
Загадки зимы. |
1 |
«Снежная книга» |
Концентрация внимания |
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Банк игр для развития внимания на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Задания на развитие устойчивости внимания
Учитель бросает мяч и называет слово во множественном числе, а ребёнок возвращает мяч и говорит слово в единственном числе (и наоборот).
Задания на развитие концентрации внимания
Ученику предлагают рисунки, содержащие элементы дома. Первый рисунок — образец, остальные отличные от образца. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы рисунки соответствовал образцу.
Ученику предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ученик должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Задания на развитие распределения внимания
Учитель называет слова: груша, стол, огурец, дом, яблоко, морковь, парта и т. д. Если ученики слышат название фруктов – хлопают в ладоши, если название овощей – встают.
Среди буквенного текста вставлены слова – названия фруктов.
Ученик должен найти и подчеркнуть эти
слова.
бяблокоитравгрушарюдметапельси
Ученику дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу.
Задания на развитие объёма внимания
Ученику предлагаются:
а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;
б) картинка (карточка) с изображением
предметов и образца; необходимо
найти предмет, подобный образцу, показать его и
объяснить, в чем схожесть;
в) рисунок (карточка) с изображением более
пяти предметов; из
изображенных предметов надо образовать
одинаковые пары, показать их или
соединить линиями, проведенными простым
карандашом, и объяснить, в чем
схожесть каждой пары.
Ученику предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.
|
|
|
|
|
Учитель предлагает ученикам в течение 40-60 секунд внимательно рассмотреть картинку, затем просит их назвать фрукты (овощи, деревья и т. д.), которые они запомнили.
Задания на развитие переключения внимания
Учитель произносит фразы-понятия - правильные
и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если
не правильное - топают.
Зимой с деревьев падают листья.
Осенью всегда идёт снег. и т.д.
Ребенку предлагаются:
а) серия картинок по две картинки на каждой
карточке; в каждой картинке
надо найти 5-10 отличий;
б) карточка с изображением двух картинок,
отличающихся друг от друга
деталями. Необходимо найти все имеющиеся
отличия.
Ученики слушают слова, которые произносит учитель. Если встретится название растения, то дети должны встать и затем сесть. Кто допустил ошибку - выбывает.
Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта