Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат

Описание работы

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.

1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы

Файлы: 2 файла

Приложение.doc

— 7.01 Мб (Скачать файл)

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны  уметь:

       называть и  характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

       участвовать в  беседе, полно и правильно отвечать  на поставленный вопрос;

       составлять простые  распространенные предложения, правильно  употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

       Учащиеся должны  знать:

       названия и  свойства изученных предметов  и их частей;

       обобщающие названия  изученных групп предметов.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


 

Календарно-тематическое планирование уроков математики во II классе С(к)ОУ VIII вида I, II, III четверть (с использованием заданий для коррекции свойств внимания)

 

 

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

 

Словарная работа

 

Название дидактической игры

 

Развитие внимания

по

плану

по факту

I четверть

1

Вот и лето прошло.

1

   

Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.

«Не пропусти слово» (растения)

«Будь внимательным»

Переключение внимания

Устойчивость и распределение внимания

2

Погода  каждый  день. Календарь природы.

1

   

Температура воздуха, состояние неба, осадки, другие явления природы.

«Поиграем в облака»

Концентрация внимания

3

Начало осени. Сентябрь. Экскурсия. 

НРК «Природа родного края»

1

   

Наблюдения за природой

Концентрация внимания

4

Изменения  в природе, жизни растений и животных осенью.

1

   

Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы.

«Найди и назови  животных»

Устойчивость внимания

5

Наша школа. Экскурсия.

 

1

   

Класс, библиотека, мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная, игровая площадки.

Наблюдение

Устойчивость и распределение внимания

6

Пришкольный участок. Практическая работа.

1

   

Практическая работа

Концентрация внимания

7

Дорога в школу и домой. Общественный транспорт.

1

   

Транспорт. Правила дорожного движения: переход улицы по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора.

«Не пропусти слово» (транспорт)

Переключение внимания

8

Правила дорожного движения: переход улицы.

Экскурсия.

1

   

Наблюдение

Устойчивость и распределение внимания

9

Золотая осень. Экскурсия. 

 

НРК «Природа родного края»

1

   

Осень, золотая осень, осенние листья, осенние месяцы.

Наблюдения за природой

Концентрация внимания

10

Загадки на грядке. Овощи.

1

   

Овощи. Морковь, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

«Время урожая»

«Раскрась одинаковые картинки» (овощи)

Переключение и концентрация внимания

11

Овощи. Морковь.

1

   

«Съедобное -  несъедобное»

Концентрация внимания

12

Овощи. Лук.

1

   

«Много - один», «Один - много»

Устойчивость внимания

13

Выращивание лука. Практическая работа.

1

   

Практическая работа

Концентрация внимания

14

Фрукты.

1

   

Фрукты.

 

 

 

 

Лимон, апельсин. Цвет, форма, вкус, запах.

 

Употребление в пищу.

 

Овощи и фрукты. Сравнение.

«Найди слово»

«Какие картинки ты видел?»

Распределение и объём внимания

15

Фрукты. Лимон.

1

   

«Назови предмет»

«Раскрась одинаковые картинки» (фрукты)

Концентрация внимания

16

Фрукты. Апельсин.

1

   

«Рисованные отгадки»

Распределение внимания

17

Овощи и фрукты. Сравнение.

1

   

«Услышь названия овощей и фруктов»

Устойчивость и переключение внимания

18

Загадки осени.

1

   

«Найди одинаковые предметы»

Объём  внимания

II четверть

1

Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Экскурсия.

 

НРК «Природа родного края»

1

   

Признаки осени: пасмурные дни, наступление холодов, первый снег.

Наблюдения за природой

Концентрация внимания

2

Растения: деревья.

1

   

Деревья. Береза, клен

«Исключение лишнего»

Объём внимания

3

Деревья: берёза.

1

   

«Смешанный лес»

Распределение внимания

4

Деревья:  клён.

1

   

«Назови предмет»

Концентрация  внимания

5

Итоги осени.

НРК «Природа родного края»

1

     

«Готовимся к зиме»

Концентрация внимания

6

Дом, квартира.

1

   

 

Дома, виды домов.

«Строители»

Концентрация внимания

7

Домашний адрес.

1

   

Домашний адрес.

«Мы идём по городу»

Распределение внимания

8

Начало зимы. Экскурсия.

НРК «Природа родного края»

1

   

Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели.

Наблюдения за природой

Концентрация внимания

9

Первые  признаки зимы.

1

   

«Топ-хлоп»

Объем внимания

10

Семья. Родители и дети.

1

   

Семья, члены семьи, обязанности в семье.

 

«Прочитай имена детей»

Устойчивость внимания

11

Работа родителей. Обязанности детей в семье.

1

   

«Не пропусти слово» (профессии)

Переключение внимания

12

Семья дома.

1

   

«Мы - помощники»

Распределение и концентрация внимания

13

Зимние забавы детей.

     

Коньки, лыжи, санки, снежок, хоккей, спорт, игра, забава.

«Найди отличия»

Концентрация внимания

14

Загадки зимы.

1

     

«Снежная книга»

Концентрация внимания


 

 

 

 

 

 

 

.          

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

 

Банк игр для развития внимания на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

 

Задания на развитие устойчивости внимания

  1. «Прочитай имена детей»

 

  1. «Найди и назови  животных»

 

 

 

  1. «Много - один», «Один - много»

 

Учитель бросает мяч и называет слово во множественном числе, а ребёнок возвращает мяч и говорит слово  в единственном числе (и наоборот).

 

  1. «Будь внимательным»

 

 

Задания на развитие концентрации  внимания

 

  1. «Строители»

 

Ученику предлагают рисунки, содержащие элементы дома. Первый рисунок — образец, остальные отличные от образца. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы рисунки соответствовал образцу.

 

 

  1. «Назови предмет»

 

Ученику предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Съедобное - несъедобное»

 

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ученик должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

 

 

  1.   «Готовимся к зиме».


 

 

 

 

 

  1. «Снежная книга»

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.   «Поиграем в облака» 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Раскрась одинаковые картинки»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания на развитие распределения внимания

 

  1. «Услышь названия овощей и фруктов»

Учитель называет слова: груша, стол, огурец, дом, яблоко, морковь, парта и т. д. Если ученики слышат название фруктов – хлопают в ладоши, если название овощей – встают.

  1. «Найди слово»

Среди буквенного текста вставлены слова – названия фруктов.  Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова.  
 
бяблокоитравгрушарюдметапельсинггеабанантол

  1. «Смешанный лес»

 

Ученику дается рисунок     с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу.

  1. «Рисованные отгадки»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  «Мы – помощники»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  «Мы идём по городу»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания на развитие объёма внимания

  1. «Найди одинаковые предметы»

Ученику предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо 
найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из 
изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или 
соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем 
схожесть каждой пары.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  «Исключение лишнего»

 

Ученику предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

 

 


 

 

  1.  «Какие картинки ты видел?»

 

Учитель предлагает ученикам в течение 40-60 секунд внимательно рассмотреть картинку, затем просит их назвать фрукты (овощи, деревья и т. д.), которые они запомнили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания на развитие переключения внимания

 

  1. «Время урожая»


 

  1.  «Топ-хлоп».

Учитель произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.  
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Зимой с деревьев падают листья.

Осенью всегда идёт снег. и т.д.

  1. «Найди отличия»

Ребенку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке 
надо найти 5-10 отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга 
деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.


 

  1.  «Не пропусти слово» (растения, транспорт, профессии)

 

Ученики слушают слова, которые произносит учитель. Если встретится название растения, то дети должны встать и затем сесть. Кто допустил ошибку - выбывает.


Выпускная работа.docx

— 134.80 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта