Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение принципов школьного географического краеведения, а также выявление педагогического значения. Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ школьного географического краеведения;
- анализ педагогического значения школьного географического краеведения;
- изучение методов осуществления краеведческого подхода в преподавании географии;
- исследование возможностей использования краеведческого компонента при изучении курса географии за 6-8 классы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ 5
1.1. Система географического краеведения в общеобразовательной школе 5
1.2. Образовательно-воспитательное значение географического краеведения 10
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 13
2.1. Методы осуществления краеведческого подхода в преподавании географии 13
2.2. Использование краеведческого компонента при изучении курса географии 6-8 классов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
В процессе краеведческой работы школьники охотно участвуют в поисковых экспедициях и походах, ведут систематические наблюдения за природными явлениями, исследуют местные водоемы и геологические обнажения, собирают и обрабатывают различный по содержанию краеведческий материал. Им приходится много работать с краеведческой литературой и источниками, со справочниками, изданиями периодической печати и т. д. Все это содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному добыванию знаний и привитию им умений и навыков поисково-исследовательского характера.
В связи с этим в условиях
общеобразовательной школы
При организации краеведческой работы в преподавании географии нельзя рассматривать местные факты и явления изолированно от общих, ибо частные факты и явления могут быть правильно усвоены только в связи с общими. В организации краеведческой работы патриотическое воспитание тесно переплетается с эстетическим воспитанием. Факторами эстетического воспитания в процессе краеведческой работы являются непосредственное природное и социально-экономическое окружение.
Географическое краеведение, организуемое с учетом местных условий, национальных обычаев и традиций, имеет немаловажное значение и в научно-атеистическом воспитании школьников. Участвуя в исследовании окружающей природной среды в процессе краеведческой работы, школьники лучше познают естественнонаучную картину мира, устанавливают причинно-следственные связи в изменении и развитии природной среды, связи и взаимозависимости между ее отдельными компонентами. Кроме того, изучение природных условий и ресурсов своей местности и хозяйственной деятельности населения своего села, города, района способствует пониманию учащимися диалектической связи между природной средой и хозяйственной деятельностью населения родного края.
Школьная география располагает большими возможностями в трудовой политехнической подготовке и профессиональной ориентации учащихся. Так, политехническое значение в преподавании физической географии имеют вопросы о происхождении и размещении природных ресурсов и их использовании в различных отраслях народного хозяйства, в связях и взаимосвязях между отдельными компонентами природно-территориальных комплексов, в охране и восстановлении природных богатств. Изучая экономическую географию, учащиеся приобретают знания об основных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, о технике и технологии, знакомятся с вопросами экономики, организации, планирования и размещения отдельных отраслей производства и производственных связей между ними.
Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность в процессе краеведческой работы способствуют развитию чувства дружбы между учащимися, взаимопомощи.
Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других - из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы всей России и некоторых зарубежных стран.
Использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы. Могут быть применены многие другие виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии, например работа с местными картами, с краевой литературой. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников, привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет.
Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и в занятиях с топографической картой. Обычно, для того чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление о построении карты, проводят работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для работы с топографической картой используется составленная краеведами карта своей местности.
По учебной тематике могут даваться домашние задания с использованием краеведческого материала, рассчитанные на длительный срок выполнения и на большую самостоятельность в работе, например: сочинения о географии своего края, составление карт и графиков, монтаж тематических альбомов и плакатов. Накоплению краеведческого материала и организации планомерной работы с ним во время учебных занятий способствует ведение тетрадей - «дневник краеведа», в которые записываются задания учителя по краеведению и различные сведения местного характера по теме. Записанный в тетрадях материал позволяет составить географическую характеристику своего края. Это обязывает учащихся к повседневным, систематическим записям. Учащиеся, например, лучше понимают различия и причины изменения в климатах и погоде отдельных районов, областей, стран и континентов когда ведут систематические наблюдения за погодой своей местности.
Во всех случаях краеведческий материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям, которые требуются изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы местных единичных понятий и представлений. Большую роль играет краеведение в повторении учебного материала на уроках географии. Повторение - наиболее эффективное средство углубления и систематизации знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися по географии. Но оно должно проводиться на новом материале или быть поставлено в иной форме и группировке по сравнению с первоначальным изучением.
Тогда будут вырабатываться осмысленные знания. Очень часто эти новые аспекты изучения могут быть взяты из местного окружения, что может служить материалом для проверки или подтверждения изученных фактов, для выполнения новых практических заданий. Например, сопоставление геологической, тектонической и физической карт. При выполнении этого задания учащиеся обнаруживают, как они усвоили понятие о геологических процессах и связанных с ними формами рельефа, умение пользоваться картами для выявления причинных связей.
Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями пользоваться методами географических исследований:
-литературными;
-картографическими;
-статистическими;
-методом полевых наблюдений.
Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата. Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков.
Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов.
Целевые установки краеведческой деятельности вызывают необходимость в реализации комплекса форм организации краеведческой деятельности. Можно использовать формы, в которых принимают участие все школьники:
- уроки основного самостоятельного курса «краеведение»;
- уроки интегрированных краеведческих курсов;
- внеурочные и внеклассные мероприятия;
- уроки школьных учебных курсов, содержащие краеведческий компонент образования.
Программа географии в 6-8 классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.
Уже на первом уроке, учитель знакомит учащихся с целью и задачами изучения курса. Изучению географии предшествует экскурсия, в процессе которой учащиеся изучают форму и строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с вопросами исследования и описания ближайшей реки, пруда (озера) или источника.
При изучении темы «План и карта» учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки, изучают план.
Изучение темы «Формы земной поверхности» начинается с рассказов учащихся о рельефе нашей местности, об основных его формах и их образовании. Прежде чем дать понятие о плоской и холмистой равнине, учитель просит учащихся рассказать, где они видели участки плоской поверхности, а где холмистой, чем они отличаются друг от друга. После этого переходит к рассмотрению понятий о холмистой и плоской равнине, как они даны в учебнике. Используя метод сравнения, дает детям представление об огромных пространствах Западной Сибири и Русской равнины. После того как дети узнали, что такое низменность, возвышенность, им сообщается, что наша местность расположена на южных отрогах Средне-Русской возвышенности, что сильная изрезанность поверхности здесь зависит от того, что на южных склонах снег тает интенсивней, поэтому образуются мощные потоки воды, которые легко размывают рыхлые породы. Это и является причиной того, что наша территория сильно расчленена оврагами я балками. Рассказывает о вреде оврагов, о возможностях борьбы с ними.
При изучении темы «Гидросфера» многие вопросы рассматриваются на основе краеведческого материала и лучше усваиваются учащимися. Местные источники (реки, озера, болота, искусственные водоемы и др.) являются объектами исследований при изучении подземных и поверхностных вод и их взаимосвязей и взаимозависимостей с рельефом. На практических занятиях по изучению и описанию реки или озера учащиеся узнают о простейших методах гидрологических исследований.
Изучение темы «Воды суши» начинается с просмотра отчетов учащихся об экскурсии, проведенной осенью. Учащиеся на основе непосредственных наблюдений рассказывают, что в нашей местности начало ручьям дают родники. Рассказывается об охране колодцев. На краеведческом материале о местном ручье учащиеся получают знания о частях реки, о том, что река имеет исток, устье, левый и правый берега, русло и т. д. Большое внимание на уроке уделяется изучению поймы и долины реки, водосборной площади и водораздела реки. Так необходимо сделать потому, что этих понятий учащиеся в младших классах не изучали.
Активно используется краеведческий материал при изучении темы «Погода и климат». Чтобы накопить этот материал каждый ученик ведет календарь погоды. Отдельно ведется настенный календарь. Его ведут два ученика, которые в конце недели составляют отчет. В начале учебного года отчет по ведению календаря погоды за неделю учились первоначально составлять все учащиеся класса.
Затем эту работу выполнял каждый самостоятельно. К моменту изучения темы «Погода и климат» у детей накапливается большое количество материала о погоде в своей местности. В период изучения этой темы дети учатся составлять отчеты за месяц и по сезонам года. Опираясь на собранные материалы о погоде, учащиеся устанавливают связи между направлением ветра и характером погоды.
Краеведческие знания учащихся, полученные ими при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы, являются определяющими при рассмотрении природных комплексов и взаимосвязей между их отдельными компонентами.
Программа предусматривает
экскурсию по изучению и описанию
природных комплексов своей местности
и выявлению взаимосвязей между
рельефом, горными породами, почвой,
растительностью и другими
Содержание начального курса физической географии предусматривает ознакомление учащихся с вопросами охраны и восстановления природных условий и ресурсов своей местности и предполагает активное участие школьников в этом общенародном деле. Наличие доступного природного окружения является благодатным источником в изучении начального курса физической географии, особенно в условиях сельской школы.
Девизом для краеведческой работы по географии могут служить слова В.А.Сухомлинского о том, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний.
Информация о работе Краеведческий принцип в преподавании географии