Краеведческий принцип в преподавании географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение принципов школьного географического краеведения, а также выявление педагогического значения. Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ школьного географического краеведения;
- анализ педагогического значения школьного географического краеведения;
- изучение методов осуществления краеведческого подхода в преподавании географии;
- исследование возможностей использования краеведческого компонента при изучении курса географии за 6-8 классы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ 5
1.1. Система географического краеведения в общеобразовательной школе 5
1.2. Образовательно-воспитательное значение географического краеведения 10
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 13
2.1. Методы осуществления краеведческого подхода в преподавании географии 13
2.2. Использование краеведческого компонента при изучении курса географии 6-8 классов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

курсовую.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Краеведческий подход дает возможность строить  преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление  о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлении о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстрации в преподавании географии; а работа учащихся по изучению края – средство для непосредственного познания географических явлений.

Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Велико значение школьного краеведения  в охране природы. В современное время охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Астафьев А.В. Уроки радости и вдохновения. Ж. «География в школе», №1,2001.
  2. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение,2003. 158с.
  3. Васильев С.В., Кононова Г.А. Формирование образа территории в школьном краеведении. Ж. «География в школе», №6,2006.
  4. Журнал «География в школе» 2012 г.№ 9. С.55.
  5. Журнал «География в школе» 2012 г.№5. С.41-46.
  6. Журнал «География в школе» 2012 г.№ 7. С.70-76.
  7. Иванов Ю.П. Как помочь школьнику совершить «малое географическое открытие». Ж. «География в школе», №5,2007.
  8. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии. Ж. «География в школе», №5, 2008.
  9. Козлова Ю.В. Краеведение. М. «ТЦ Сфера», 2007. 127с.
  10. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М.: Академия педагогических наук, 2009 г.
  11. Махов С.И., Финаров Д.П. Разработка системы экологических понятий и умений в школьном курсе географии // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. - СПб.: Образование, 2004. - С.27-30.
  12. Морозова Г.А. Влияние краеведения на личность ученика. Ж. «География в школе», №4, 2012.
  13. Сафиуллин А. 3.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей,- М.: Просвещение,2008.
  14. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва. «Просвещение». 2011год.
  15. Шмидт С. Краеведение воспитывает преданность своей Родине // Известия - 2003. - 23 декабря.
  16. Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. В поход с классом. Пособие для классного руководителя. Москва. «ТЦ Сфера» 2004г, стр. 5-12.

Информация о работе Краеведческий принцип в преподавании географии