Культурная среда как средство психологической коррекции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Исследуя проблему культурной среды как средства психологической коррекции личности мы пришли к следующим выводам:
1. Целью педагогического процесса СКД является формирующее влияние на человека, как элемента социальной жизни.
2. Задачами педагогического процесса СКД является: социализация личности как общественного существа; приобретение качеств, умений и навыков, необходимых для успешной социализации; практическое овладение навыками общения в разных общественных ситуациях.
3. Эффективность решения задач, возлагаемых обществом на СКД, и обратное воздействие СКД на социальную практику зависит от взаимодействия и комплексного использования всех педагогических факторов и составляющих педагогического процесса.
4. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
5. Особенности подросткового возраста определяются следующими противоречиями: противоречие между социальной и биологической зрелостью, между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность, противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способами её удовлетворения

Файлы: 1 файл

Культурная среда как средство психологической коррекции личности.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы исследования исходит из известного факта, что создание наиболее благоприятных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей является одним из важнейших направлений социальной политики. Социо – культурная деятельность, как воспитывающая и развивающая среда даёт возможность проявления способностей человека, развития гармоничной личности. В связи с данным положением, создание целевых комплексных программ для работы с подростками в условиях досуга является актуальным и социально значимым.

 Социальная значимость  данной работы определяется направленностью социальной политики и образования на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для развития детей и подростков. Особенно актуальными в этой связи являются исследования, направленные на изучение социально-культурной деятельности общества, в том числе на изучение культурной среды как средства психологической коррекции личности.

 Социально-культурное  проектирование как система организации  досуговой среды имеет своей  целью создание условий для  восстановления физических и  духовных сил.

 В настоящее время  проблема культурной среды весьма  важна и уникальна для социологии  жизни. Никакое общественное сознание, никакая деятельность человека, социальных групп, общностей, классов не могут развиваться и существовать без условий, обеспечивающих их функционирование.

 Приобщение личности  к предметам художественной культуры и качество их восприятия в значительной степени зависят от самой личности, ее духовного потенциала, духовный потенциал предполагает наличие определенных свойств, от которых зависит успешность той или иной деятельности.

 Целевые комплексные  программы на разных своих  этапах позволяют спрогнозировать  и реализовать культурный потенциал  населения в различных возрастных  группах и социальных слоёв.

 

Заключение

Таким образом, исследуя проблему культурной среды как средства психологической коррекции личности мы пришли к следующим выводам:

1. Целью педагогического  процесса СКД является формирующее  влияние на человека, как элемента  социальной жизни.

2. Задачами педагогического  процесса СКД является: социализация  личности как общественного существа; приобретение качеств, умений и  навыков, необходимых для успешной  социализации; практическое овладение  навыками общения в разных  общественных ситуациях.

3. Эффективность решения  задач, возлагаемых обществом на  СКД, и обратное воздействие СКД  на социальную практику зависит  от взаимодействия и комплексного  использования всех педагогических  факторов и составляющих педагогического  процесса.

4. В подростковом возрасте  закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая  направленность в формировании  нравственных представлений и  социальных установок.

5. Особенности подросткового  возраста определяются следующими  противоречиями: противоречие между  социальной и биологической зрелостью, между потребностью быть взрослым  и возможностью удовлетворить  эту потребность, противоречие между  потребностью занять достойное  положение в группе сверстников  и способами её удовлетворения.

6. Особой переходной, формой  самосознания как социального  сознания является чувство взрослости, которое обладает содержанием  и функциями, свойственными развитой  форме самосознания: оно социально  по своему происхождению и  содержанию, и определяет поведение  подростка, его оценки себя и  других.

7. Новой, возникающей на  основе чувства взрослости ситуации  развития, является формирование  особой деятельности общения.

8. Самооценка подростка  тесно взаимосвязано с различными психологическими состояниями, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе, обостренное чувство собственного достоинства.

9. Психологические новообразования, связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере и приводят к поиску новых форм поведения, для которых...

 

 

 Искусство – средство  творческого развития и коррекции  личности

 

Перемены, происходящие в последнее время в Российской системе образования, представляют собой этап становления новой системы, ориентированной на активное вхождение в мировое образовательное пространство. Именно поэтому мы можем наблюдать существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. На первый план выдвигается иное содержание, иные подходы, иное право и отношения, иной тип поведения, а также иной педагогический менталитет.

В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике новых форм, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Говоря об образовании, нельзя обойти структуру отношений, лежащих в основе педагогического процесса. Традиционная субъектно-объектная педагогика своей основной задачей ставит процесс передачи объекту (ребенку) системы знаний, умений и навыков, которыми обладает более старшее поколение. То есть конечная цель данной системы – подготовить ребенка к дальнейшей жизни.

Альтернативная педагогика склонна рассматривать ребенка как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика подготовки педагогов показала необходимость разработки модели организации образовательного процесса с позиций альтернативной педагогики, где особенно важно учитывать приоритетные перспективные направления деятельности, инновационные подходы к организации учебно-развивающего пространства, содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть как сами педагоги, так и в дальнейшем их воспитанники.

Обращение к ребенку как к личности невозможно без учета совокупности психического и физического в человеке. Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющая система с огромным спектром качеств, свойств, чувств и эмоций.

Для гармоничного развития ребенка, необходимо создавать вокруг него пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на чувственную сферу. Средством, способным решить данную задачу является искусство.

Уже на заре человеческой жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Задумываясь над механизмом воздействия на человека живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Китае и Индии.

Воздействие произведений искусства на людей интересовало ученых во все времена. Однако лишь в ХХ веке искусству стали приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми используются как инструмент исследования бессознательных процессов.

Современный период характеризуется широким применением различных видов искусства как арттерапевтического инструментария: в медицине для лечения нервно-психических, заболеваний, в психологии для коррекции аффективной сферы. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так (например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке).

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое –воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое – катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация стратегий данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных, коррекционно-развивающих методик.

Особый интерес к искусству как средству развития и коррекции личности ребенка в процессе воспитания и обучения проявляет специальная психология и педагогика.

На возможности искусства в коррекции психических процессов у детей указывали зарубежные (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественные (Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др.) представители педагогики, психологии и в речи. Э.сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С.Выготский в своих исследоаниях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии.

Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Положительную динамику результатов занятий изодеятельностью у детей умственной отсталостью отличали О.В.Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В.Боровик, у дошкольников с ЗПР Е.А.Екжанова, у детей страдающих ДЦП Г.В.Кузнецова.

Итак, исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство позволяет ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, т.к. оно является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, а с другой, средством реализации социально-педагогической функции искусства.

Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.

Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка, имеющего проблемы в развитии, выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

Раскрывая психологический механизм катарсиса в соей работе «Психология искусства», Л.С.Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, т.к. восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает самооценку и самопринятие ребенка с проблемами в развитии. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В этой связи в практике специального образования широко используются термины «арттерапия» и «артпедагогика». При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Информация о работе Культурная среда как средство психологической коррекции личности