Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:41, контрольная работа
Исследуя проблему культурной среды как средства психологической коррекции личности мы пришли к следующим выводам:
1. Целью педагогического процесса СКД является формирующее влияние на человека, как элемента социальной жизни.
2. Задачами педагогического процесса СКД является: социализация личности как общественного существа; приобретение качеств, умений и навыков, необходимых для успешной социализации; практическое овладение навыками общения в разных общественных ситуациях.
3. Эффективность решения задач, возлагаемых обществом на СКД, и обратное воздействие СКД на социальную практику зависит от взаимодействия и комплексного использования всех педагогических факторов и составляющих педагогического процесса.
4. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
5. Особенности подросткового возраста определяются следующими противоречиями: противоречие между социальной и биологической зрелостью, между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность, противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способами её удовлетворения
Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С.Выготский указывал на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие дететй с разными отклонениями. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Э.И.Ильенков, М.С.Коган, Б.М.Неменский и другие ученые отводят искусству огромную роль в формировании личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства – мощнейшего средства воспитания и образования.
Теория и практика художественной педагогики определяет различные формы организации художественной деятельности детей с отклонении в развитии. Вот уже несколько лет школа-интернат №3 г.Тамбова является экспериментальной площадкой, где на базе экспериментального класса ведется работа по развитию детей - имбицылов средствами изобразительной деятельности. Занятия с детьми носят комплексный характер и ведутся в соответствии с программой «Воспитание красотой», разработанной Н.Н.Воронковым.
Программа «Воспитание красотой» основана на синтезе и интеграции культурно-оздоровительных мероприятий: согласовании работы творческого развития детей через изобразительную деятельность, театр, вокал, трудовую деятельность. Учебно-воспитательную коррекционно-направленную работу по художественному и культурному воспитанию и развитию детей-имбицылов ведут воспитатели, психологи, дефектологи, медики
В качестве ведущей деятельности, определяющей общее направление программы, выступает изобразительная деятельность. Этот выбор не случаен, так как значение рисования для развития и коррекции детей с ограниченными возможностями невозможно переоценить. В процессе работы над рисунком дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и воспринимать смысл задания, выполнять его по определенному плану, укладываться во временные рамки, оценивать свою работу и работу своих товарищей, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.
Однако при работе с детьми с умственной отсталостью необходимо учитывать особенности их психического и эмоционального развития. У детей данной категории на всех этапах процесса познания наблюдается недоразвитие практически всех познавательных процессов, что в свою очередь ведет к искаженному восприятию окружающего мира. Процесс формирования образов внешнего мира находится в тесной зависимости от состояния сенсорной системы ребенка. Сенсорно-перцептивное отражение действительности является основой развития памяти, воображения, мышления и речи. У детей с умственной отсталостью восприятие внешних образов нарушено. Они медленно усваивают новый материал, быстро забывают и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
Поэтому содержание программы «Воспитание красотой» строится на интеграции всех компонентов сенсорной системы (зрительной, слуховой, двигательной, тактильной), формируя целостное и дифференцированное представление об окружающем мире во всем его многообразии.
Однако познание мира детьми с проблемами в развитии (в частности с умственной отсталостью) станет более полным, если вовремя будут созданы педагогические ситуации, побуждающие их использовать в художественной деятельности не только сохраненные функции, но и нарушенные. Чтобы прочно усвоить материал ребенку с умственной отсталостью необходимо значительно большее число повторений, чем нормально развивающимся. Детям с проблемами в развитии проще запомнить внешние, иногда случайные, визуально воспринимаемые признаки, чем логические связи между предметами и явлениями окружающего мира. Поэтому учебный материал, предлагаемый детям на занятиях, подбирался и компоновался таким образом, чтобы одновременно прослеживалась его связь с предыдущими темами и подводилась основа для усвоения нового материала.
Такое планирование учебного материала позволяет вести образовательный процесс в форме непрерывной тематической цепочки, постепенно активизирующей внимание и память детей с умственной отсталостью. (Рис.1)
Однако, основная ценность программы «Воспитание красотой» состоит в комплексном подходе к процессу обучения и коррекции детей с умственной отсталостью. Важно научить детей понимать воссоздаваемый образ, а не механически изображать его на бумаге. Невозможно помочь детям достичь момента озарения, когда объекты окружающего мира из простых изображений перейдут в разряд понятий, имеющих для ребенка определенное смысловое значение.
Для достижения этой цели занятия по программе «Воспитание красотой» ведутся в соответствии со следующими этапами коррекционно-развивающей деятельности.
На первом этапе происходит восприятие того объекта или явления окружающего мира, которые детям предстоит изображать, на втором этапе происходит осмысление материала, на третьем этапе – отработка и закрепление, на четвертом этапе – практическое применение полученных знаний, на пятом этапе – социализация полученных навыков, умений.
Занятия на первом этапе происходят в тесном сотрудничестве с педагогами эстетического цикла, так как воздействие на все модальности организма, опора на все органы чувств активизируют сенсорное восприятие. Так, при изучении темы «Золотая осень» уроке литературы дети видят ряд пейзажных фотографий, картины мастеров живописи. Визуальный анализ сопровождается чтением отрывков из литературных произведений, описывающих красоту осенних видов природы. Для усиления эмоционального эффекта учитель музыки подбирает фрагменты музыкальных произведений, максимально подходящих к наглядным и вербальным иллюстрациям. В результате такой деятельности у детей появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксация данных образов в собственных рассуждениях, умозаключениях. Словесное обобщение собственных переживаний от увиденного, услышанного, воспоминания из жизненного опыта ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими в мыслительном плане. Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся боле гибкими, динамичными. Последний штрих в таком комплексном анализе принадлежит педагогу рисования, который обращает внимание детей на изобразительные средства, усиливающие выразительность пейзажа. Словесное сопровождение цветового ряда, неоднократное повторение названий цветов, поиск их в общей картине, опора на жизненный опыт детей оказывает большое влияние на сенсорное, речевое и интеллектуальное развитие детей. Особенно важно то, что в процессе комплексного анализа у ребят вырабатывается стремление зафиксировать на бумаге свои эмоциональные переживания в виде рисунка. У детей появляется эмоциональная потребность в творчестве.
На занятиях второго этапа происходит переход потребности в желание творить, которое можно определить так «я хочу». Педагог изобразительной деятельности целенаправленно воздействует на развитие мышления и формирование художественного видения путем детального анализа различных объектов окружающего мира и способов их изображения.
Занятия третьего этапа направлены на отработку изобразительных приемов. Как уже отмечалось, особенность детей с умственной отсталостью заключается в недоразвитии всех психических познавательных процессов. Поэтому на третьем этапе содержание упражнений направлено на использование сохранных функций организма и максимальная приближенность к объектам окружающего мира.
Плоскость листа для такого ребенка – это своего рода непознанная вселенная, освоение которой он начинает вместе с педагогом. Именно на этом этапе усиливается роль педагога, так как первые штрихи, наброски детей нанесены неумелыми, несмелыми штрихами, и, конечно, сильно отличаются от образца педагога. Для укрепления в детях веры в себя, в свои силы и возможности для каждого подбирается индивидуальный уровень сложности задания. Но самое главное, ребятам с умственной отсталостью очень трудно домыслить, «дорисовать» какой-либо элемент до общего рисунка. Поэтому необходимо сразу выходить на результат деятельности. Так, например, рисуя размашистыми штрихами небо, педагог обращает внимание детей не только на цветовые переходы на листе, но и сразу трансформирует голубой лист в цельную картину. На общем фоне появляются линии силуэтов деревьев, кустов, мелкие штришки-травинки. На глазах у детей заполняется плоскость листа, превращаясь из абстрактного пространства в пейзаж. Очарованные этим действием, дети испытывают огромное желание сделать со своим голубым листом то же самое, закрепляя внутреннюю уверенность в себе, в своих силах, которую можно выразить фразой: «Я МОГУ».
Основная задача четвертого этапа освоения программы – развитие творческого потенциала детей с умственной отсталостью в процессе их индивидуального творчества. Содержание предыдущих этапов было направлено на детей, несло им определенный запас информации, которую дети должны усвоить и накапливать в виде знаний, умений и навыков. Деятельность детей на этих этапах носила исключительно репродуктивный характер (см. Рис. 2).
В результате чего у детей с умственной отсталостью была сформирована взаимосвязь между основными компонентами: образом, словом, действием.
Отличительная особенность занятий четвертого этапа заключается в организации творческой деятельности детей в зависимости от их потребностей, желаний и интересов. В основу определения тематического содержания занятий положено развитие самостоятельной исследовательско-продуктивной деятельности при выполнении проблемно-практических заданий с опорой на развитие речи. Это позволяет укрепить взаимосвязь между образом, словом и действием, сформированную на ранних этапах.
На четвертом этапе освоения программы видоизменяется роль педагога. Если на начальных этапах деятельность педагога была однонаправлена и зависела от дидактических целей, задач, варьировалась в зависимости от показателей уровня усвоения учебной информации детьми то сейчас взаимодействие педагога и ребенка выстраивается на взаимообратных партнерских отношениях. Причем по сравнению с индивидуальной творческой деятельностью в структуре занятий четвертого этапа увеличивается объем совместной групповой творческой деятельности детей (см. Рис. 3).
Возможность перехода к совместным видам работы определялась степенью овладения изобразительными приемами, а также использованием их в индивидуальном творчестве.
Пятый этап освоения программы «Воспитание красотой» особенно важен, так как детям с умственной отсталостью возможно применять полученные знания и умения не только в узко направленной изобразительной деятельности, но и переносить их на другие виды творческой деятельности: театральную, хореографическую, трудовую, общественно-полезный труд. Значительная роль в реализации детьми своего творческого потенциала и его социализации принадлежит внеурочному времени, где на занятиях различных кружков детям легко применить все те навыки, которыми они овладели в процессе занятий рисованием.
Таким образом результаты многолетнего обучения детей с проблемами в развитии по программе «Воспитание красотой», основу которой составляет слияние знаний, умений отдельных видов искусств и их практической социально значимой реализации в единое корекционно-развивающее пространство, доказывают эффективность программы, ее благотворное воздействие на общее, интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями, а также подтверждают необходимость использования искусства как мощнейшего стимула творческого развития личности ребенка в специальном образовательном учреждении.
Литература
1. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. – с. 318
3. Огородников Ю.А. Литература как искусство. – М., 1998. – с. 51
Информация о работе Культурная среда как средство психологической коррекции личности