Курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 21:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста».

Файлы: 1 файл

развитие речи.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи  курса «Теория и методика развития  речи детей дошкольного возраста»

  • Предмет – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
  • Теория и методика развития речи детей изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Фундаментальные задачи:

  • исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением;
  • изучение закономерностей обучения родной речи;
  • определение принципов и методов обучения.

 

 

Прикладные задачи:

 

  • чему учить? (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);
  • как учить? (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);
  • почему так, а не иначе? (обоснование методики развития речи).

 

Изучение закономерностей  процесса обучения дает материал, который  используется в двух направлениях:

  • методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;
  • использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.

Методологические основы

  • Язык – это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.
  • Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.
  • Этим определяется важнейший принцип методики – овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.
  • Язык – средство человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и развитие личности.
  • Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
  • Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду.
  • Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.
  • Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство и задача умственного воспитания.

Естественнонаучная основа методики

  • Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи.
  • Физиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются.

Психологическая основа методики

  • Теория речи и речевой деятельности. Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):
  • речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;
  • речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово – средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (слово – носитель обобщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с другом;
  • речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

Психологическая основа методики

  • в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;
  • слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. является носителем обобщения;
  • процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции

Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах 

  • Л. С. Выготского,
  • С. Л. Рубинштейна,
  • А. Р. Лурии,
  • А. Н. Леонтьева,
  • Н. X. Швачкина,
  • Д. Б. Эльконина,
  • Е.И. Тихеевой,
  • М. И. Лисиной,
  • Ф. А. Сохина ,
  • О.С. Ушаковой

и других.

2. Цель и задачи  развития речи детей

  • Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, т.е. формирование не только правильной, но и хорошей устной речи с учетом возрастных особенностей детей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач

  • Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.
  • Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:
  • структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
  • функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);
  • когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Вычленение задач речевого развития детей

Основные единицы языка 

Формы речевого общения 

Задачи развития речи

Слово 

 

1. Развитие словаря 

Звук 

 

2. Воспитание звуковой культуры  речи 

Словоформа

Словосочетание

Предложение

 

3. Формирование грамматического строя речи

 

 

Текст

Диалог 

 

 

 

Монолог

4 Развитие связной речи 

а) формирование диалогической (разговорной) речи,

б) формирование монологической речи


 

1. Развитие словаря  
Лексическая сторона речи

1.Обогащать, закреплять и активизировать словарь, уточнять понимание значения известных, близких или противоположных по значению (синонимов и антонимов) слов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

2. Формировать умение выбирать  наиболее точное слово при  формулировании мысли и правильно его употреблять в контексте.

 

2. Воспитание звуковой  культуры речи  
Произносительная сторона речи

Формировать правильное произношение звуков, совершенствование движений органов артикуляционного аппарата.

1.2 Вырабатывать дикцию: четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом.

1.3 Развивать произношение слов  согласно нормам орфоэпии русского  литературного языка.

2.1 Формировать темп речи и  качества голоса, т.е. умение произносить  слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

2.2 Развивать речевое дыхание,  т.е. умение производить короткий  вдох и продолжительный плавный  выдох, чтобы иметь возможность  свободно говорить фразами.

2.3 Воспитывать интонационною выразительность  речи, т.е. умение точно выражать  мысли, чувства и настроение  с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

3.1 Развивать компоненты речевого  слуха: слуховое внимание (умение  определять на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать заданный темп и ритм.

3.2 Воспитывать культуру речевого  общения, т.е. умение регулировать  громкость, силу голоса в соответствии  с условиями общения. 

 

3. Формирование грамматического строя речи

Дифференцировать умение выделять «слово», «предложение».

2. Формировать основы конструирования  словосочетаний и предложений.

2.1 Развивать умение конструировать  словосочетание, состоящее из различных  частей речи, согласованных в падеже.

2.2 Формировать умение строить  простые, сложные предложения.

2.3 Формировать умение согласовывать  слова в предложениях (существительные  с прилагательными, глаголами,  числительными), правильно использовать  предлоги в речи.

3. Знакомить с различными способами образования слов, в том числе однокоренных и глаголов с приставками

4. Совершенствовать умение правильно  употреблять существительные в  падежах, глаголы в повелительном  наклонении, прилагательные и наречия  в сравнительно степени, наклоняемые существительные

5. Способствовать развитию словотворчества.

 

4. Развитие связной  речи

1.1 Развивать умение строить  диалог (спрашивать, отвечать, объяснять,  рассуждать и т.д.), пользуясь при  этом разнообразными языковыми  средствами.

1.2 Развивать умение поддерживать беседу.

2. Совершенствовать монологическую  форму речи:

    • умение составлять короткий описательный рассказ;
    • умение связно, последовательно и выразительно пересказывать;
    • умение составлять (сочинять) короткие рассказы, сказки.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи  
(подготовка детей к обучению грамоте)

  • В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения.
  • Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов.
  • Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

Ознакомление с художественной литературой 
(не является речевой в собственном смысле слова)

  • Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции.
  • Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей.
  • В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

3. Методические принципы  развития речи

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира.

Речь опирается на сенсорные  представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с  мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире.

Следование этому принципу обязывает  педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Методические принципы развития речи

  • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Методические принципы развития речи

  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью  лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение  явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.

Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а  любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»