1. Предмет и задачи
курса «Теория и методика развития
речи детей дошкольного возраста»
- Предмет – процесс овладения
детьми родной речью и навыками речевого
общения в условиях целенаправленного
педагогического воздействия.
- Теория и методика развития речи детей изучает закономерности педагогической
деятельности, направленной на формирование
правильной устной речи и навыков речевого
общения у детей дошкольного возраста.
Фундаментальные задачи:
- исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением;
- изучение закономерностей обучения родной речи;
- определение принципов и методов обучения.
Прикладные задачи:
- чему учить? (какие речевые умения
и языковые формы должны усвоить дети
в процессе обучения);
- как учить? (какие условия, формы,
средства, методы и приемы использовать
для развития речи);
- почему так, а не иначе? (обоснование методики
развития речи).
Изучение закономерностей
процесса обучения дает материал, который
используется в двух направлениях:
- методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;
- использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.
Методологические основы
- Язык – это продукт общественно-исторического
развития. В нем отражаются история народа,
его традиции, система социальных отношений,
культура в широком смысле.
- Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности,
отражены ее условия, содержание, результат.
- Этим определяется важнейший принцип методики – овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе
этой деятельности.
- Язык – средство человеческого
общения, социального взаимодействия.
Без языка принципиально невозможно подлинное
человеческое общение, а следовательно,
и развитие личности.
- Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами,
определяющими речевое развитие. В процессе
общения ребенок не пассивно принимает
речевые модели взрослого, а активно присваивает
речь как часть общечеловеческого опыта.
- Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей
в детском саду.
- Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения (формирования и существования) мысли.
Речь рассматривается как способ формулирования
мысли посредством языка.
- Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство и задача умственного воспитания.
Естественнонаучная основа
методики
- Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах
высшей нервной деятельности человека,
объясняющее механизмы формирования речи.
- Физиологической основой речи служат временные связи,
образующиеся в коре головного мозга в
результате воздействия на человека предметов
и явлений действительности и слов, которыми
эти предметы и явления обозначаются.
Психологическая основа
методики
- Теория речи и речевой деятельности. Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):
- речь занимает центральное место в процессе
психического развития, развитие речи
внутренне связано с развитием мышления
и с развитием сознания в целом;
- речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово – средство указания на предмет)
и интеллектуальная, сигнификативная функция (слово – носитель обобщения, понятия);
все эти функции внутренне связаны друг
с другом;
- речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая
прямой коммуникативной функции, то как
речь внутренняя. Эти формы могут переходить
одна в другую;
Психологическая основа
методики
- в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;
- слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. является носителем обобщения;
- процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это
процесс действительного развития, который,
будучи внутренне связан с развитием мышления
и сознания, охватывает все перечисленные
функции
Проблемы развития речи
и речевого общения в дошкольном
детстве раскрыты в работах
- Л. С. Выготского,
- С. Л. Рубинштейна,
- А. Р. Лурии,
- А. Н. Леонтьева,
- Н. X. Швачкина,
- Д. Б. Эльконина,
- Е.И. Тихеевой,
- М. И. Лисиной,
- Ф. А. Сохина ,
- О.С. Ушаковой
и других.
2. Цель и задачи
развития речи детей
- Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков
речевого общения с окружающими на основе
овладения литературным языком своего
народа, т.е. формирование не только правильной,
но и хорошей устной речи с учетом возрастных
особенностей детей.
Общая задача развития речи состоит из ряда
частных, специальных задач
- Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.
- Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина,
позволили теоретически обосновать и
сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:
- структурный (формирование
разных структурных уровней системы языка
– фонетического, лексического, грамматического);
- функциональный, или коммуникативный (формирование навыков
владения языком в его коммуникативной
функции, развитие связной речи, двух форм
речевого общения – диалога и монолога);
- когнитивный, познавательный (формирование
способности к элементарному осознанию
явлений языка и речи).
Вычленение задач речевого
развития детей
Основные единицы языка
|
Формы речевого общения
|
Задачи развития речи
|
Слово |
|
1. Развитие словаря |
Звук |
|
2. Воспитание звуковой культуры
речи |
Словоформа
Словосочетание
Предложение |
|
3. Формирование грамматического
строя речи |
Текст |
Диалог
Монолог |
4 Развитие связной речи
а) формирование диалогической (разговорной)
речи,
б) формирование монологической речи
|
1. Развитие словаря
Лексическая сторона речи
1.Обогащать, закреплять и активизировать
словарь, уточнять понимание значения
известных, близких или противоположных
по значению (синонимов и антонимов) слов,
а также многозначных слов с прямым и переносным
смыслом.
2. Формировать умение выбирать
наиболее точное слово при
формулировании мысли и правильно
его употреблять в контексте.
2. Воспитание звуковой
культуры речи
Произносительная сторона речи
Формировать правильное произношение
звуков, совершенствование движений
органов артикуляционного аппарата.
1.2 Вырабатывать дикцию: четкое
и ясное произношение каждого звука, а
также слова и фразы в целом.
1.3 Развивать произношение слов
согласно нормам орфоэпии русского
литературного языка.
2.1 Формировать темп речи и
качества голоса, т.е. умение произносить
слова, фразы в умеренном темпе,
не убыстряя и не замедляя речь, тем самым
создавая возможность слушающему отчетливо
воспринимать ее.
2.2 Развивать речевое дыхание,
т.е. умение производить короткий
вдох и продолжительный плавный
выдох, чтобы иметь возможность
свободно говорить фразами.
2.3 Воспитывать интонационною выразительность
речи, т.е. умение точно выражать
мысли, чувства и настроение
с помощью логических пауз, ударений,
мелодики, темпа, ритма и тембра.
3.1 Развивать компоненты речевого
слуха: слуховое внимание (умение
определять на слух то или иное звучание
и его направление), фонематический слух,
способность воспринимать заданный темп
и ритм.
3.2 Воспитывать культуру речевого
общения, т.е. умение регулировать
громкость, силу голоса в соответствии
с условиями общения.
3. Формирование грамматического строя речи
Дифференцировать умение выделять
«слово», «предложение».
2. Формировать основы конструирования
словосочетаний и предложений.
2.1 Развивать умение конструировать
словосочетание, состоящее из различных
частей речи, согласованных в падеже.
2.2 Формировать умение строить
простые, сложные предложения.
2.3 Формировать умение согласовывать
слова в предложениях (существительные
с прилагательными, глаголами,
числительными), правильно использовать
предлоги в речи.
3. Знакомить с различными способами
образования слов, в том числе однокоренных
и глаголов с приставками
4. Совершенствовать умение правильно
употреблять существительные в
падежах, глаголы в повелительном
наклонении, прилагательные и наречия
в сравнительно степени, наклоняемые
существительные
5. Способствовать развитию словотворчества.
4. Развитие связной
речи
1.1 Развивать умение строить
диалог (спрашивать, отвечать, объяснять,
рассуждать и т.д.), пользуясь при
этом разнообразными языковыми
средствами.
1.2 Развивать умение поддерживать
беседу.
2. Совершенствовать монологическую
форму речи:
- умение составлять короткий описательный рассказ;
- умение связно, последовательно и выразительно пересказывать;
- умение составлять (сочинять) короткие рассказы, сказки.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка
и речи
(подготовка детей к обучению грамоте)
- В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения.
- Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу
слов.
- Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.
Ознакомление с художественной литературой
(не является речевой в собственном смысле
слова)
- Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции.
- Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является
источником и средством обогащения речи
детей.
- В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей
задачей детского сада является воспитание
у детей интереса и любви к художественному
слову.
3. Методические принципы
развития речи
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Он базируется на понимании речи
как речемыслительной деятельности, становление
и развитие которой тесно связано с познанием
окружающего мира.
Речь опирается на сенсорные
представления, составляющие основу мышления,
и развивается в единстве с
мышлением. Поэтому работу по развитию
речи нельзя отрывать от работы, направленной
на развитие сенсорных и мыслительных
процессов. Необходимо обогащать сознание
детей представлениями и понятиями об
окружающем мире.
Следование этому принципу обязывает
педагога широко привлекать наглядные
средства обучения, использовать такие
методы и приемы, которые бы способствовали
развитию всех познавательных процессов.
Методические принципы
развития речи
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Данный принцип основывается на
понимании речи как деятельности, заключающейся
в использовании языка для коммуникации.
Он вытекает из цели развития речи
детей в детском саду – развития
речи как средства общения и познания
– и указывает на практическую
направленность процесса обучения родному
языку.
Методические принципы
развития речи
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
Этот принцип основывается на том,
что в основе овладения речью
лежит не только имитация, подражание
взрослым, но и неосознанное обобщение
явлений языка. Образуется своего
рода внутренняя система правил речевого
поведения, которая позволяет ребенку
не просто повторять, но и создавать новые
высказывания.
Поскольку задачей обучения является
формирование навыков общения, а
любое общение предполагает способность
создавать новые высказывания, то в основу
обучения языку следует положить именно
формирование языковых обобщений и творческой
речевой способности.