Курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 21:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста».

Файлы: 1 файл

развитие речи.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

 

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

  • Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом

Александром Николаевичем Гвоздевым А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя

  • Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).
  • Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).
  • Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Примеры морфологических  ошибок в речи детей (О.И. Соловьева, А. М. Бородич,  
Л. П. Федоренко)

1. Неправильные окончания  имен существительных:

  • родительный падеж, множественное число:

- с окончанием –ей  - карандашов, дверёв, ежов, этажов;

- с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков,  пуговицев;

  • родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;
  • винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных: Папа подарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;
  • предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых  имен существительных: на палъте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Образование множественного  числа существительных, обозначаю  щих детенышей животных: ягнёнки,  котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Изменение рода существительных:  большой яблок, купи мороженую,  папа ушла, теплая молоко, платье  зеленая, одеяла разорвалась.

Примеры морфологических  ошибок в речи детей (О.И. Соловьева, А. М. Бородич,  
Л. П. Федоренко)

5. Образование глагольных  форм:

  • повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),
  • изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу),
  • спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).

6. Неправильная форма  причастий: сломатая, оборватая,  сошитая;

7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

8. Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

9. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим.

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

  • Данные об особенностях овладения синтаксической стороной речи имеются в работах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, А. М. Л<span class="dash041e_0431_044b_0447_

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»