Особенности усвоения
детьми грамматического строя русского
языка
- Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом
Александром Николаевичем
Гвоздевым А. Н. Гвоздев наметил основные
периоды в формировании грамматического
строя
- Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).
- Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).
- Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
Примеры морфологических
ошибок в речи детей (О.И. Соловьева,
А. М. Бородич,
Л. П. Федоренко)
1. Неправильные окончания
имен существительных:
- родительный падеж, множественное число:
- с окончанием –ей
- карандашов, дверёв, ежов, этажов;
- с нулевым окончанием:
ночов, куклов, девочков, книгов, дверков,
пуговицев;
- родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;
- винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных: Папа подарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;
- предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;
2. Склонение несклоняемых
имен существительных: на палъте,
кофий, кофию, на пианине, в кине.
3. Образование множественного
числа существительных, обозначаю
щих детенышей животных: ягнёнки,
котёнки, жеребёнка, свинёнка.
4. Изменение рода существительных:
большой яблок, купи мороженую,
папа ушла, теплая молоко, платье
зеленая, одеяла разорвалась.
Примеры морфологических
ошибок в речи детей (О.И. Соловьева,
А. М. Бородич,
Л. П. Федоренко)
5. Образование глагольных
форм:
- повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),
- изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу),
- спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).
6. Неправильная форма
причастий: сломатая, оборватая,
сошитая;
7. Образование сравнительной
степени прилагательного: ярчее, чистее,
хужее, красивше, плохее,
8. Окончания местоимений
в косвенных падежах: у мене болят уши,
у тебе новая платья, в этим кармане;
9. Склонение числительных:
двое домов, с двумями, идите по двоим.
Особенности усвоения
детьми грамматического строя русского
языка
- Данные об особенностях овладения синтаксической стороной речи имеются в работах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, А. М. Л<span class="dash041e_0431_044b_0447_